Источник

Еврей

Еврей, Евреи, Еврейский (הָעִבְרִים ,הָעִבְרִי ,עִבְרִי – см. Евер; Ἐβραῖος, περάτης, ἑβραῖοι; Hebraeus, Hebraei; пришелецъ, Евреинъ, Еврейскій, Евреи; L: Ausländer, Ebráer, Ebraisch): Быт.14:13, 39:14, 17, 40:15, 43:32. Исх. 1:15–16, 19, 2:67, 11, 13. 3:18, 5:3, 9:1, 13. Числ.24:24. Втор.15:12. 1Цар.4:6, 13:3, 7, 19,. 14:11, 21, 29:3. Иудифь.10:12. Иер.34:9. Ин.1:9. Лк.23:38. Деян.6:1. Флп.3:5. Кор.11:22. и др. – Имя народа еврейского, ведущего род свой от Евера и патриарха Авраама, из потомства Симова (Быт.10:24–25, 11:14–15, 14:13. Числ.24:24). Слова: Еврей, Евреи, Евреянка, Евреянки, Еврейский, часто встречаются в Св. Писании о потомках Авраама. Так, напр., называются: сам Авраам (Быт.14:13), Иосиф (Быт.35:14, 17), Давид (1Цар.29:3), жены Израильские (Исх.1:15–16,19, 2:6–7. Втор.15:12, Иер.34:9), Иудифь.10:12, 14, 18), ап. Павел (Флп.3:5), и вообще иудеи и народ израильский (Быт.43:32. Числ.24:24. 1Цар.4:6. 13:3, 7, 19, 14:11, 21). – Касательно производства этого имени существуют особенно два мнения. Иные хотят видеть в нем не родовое имя, а нарицательное, данное Аврааму, как пришельцу в земле Ханаанской (Быт.14:13), пришедшему сюда с другой стороны, из-за Евфрата (Нав.24:3). Так объясняется слово это у Гезениуса, Розенмюллера, Фюрста и других. Другие принимают его за имя родовое, производя его от имени Евера, сына Арфаксада, сына Симова. В пользу последнего мнения можно привести следующее. 1) Имя Евера, как родоначальника племени, существовало уже еще до Авраама и его переселения в землю Ханаанскую, в том же Симовом потомстве, из которого происходил и Авраам (Быт.10:24–25. сн. ст. 21), и поэтому и Аврааму натурально называться евреем или еверовым – не по переселению его из-за Евфрата, а именно потому, что он происходил из племени Еверова (Быт.11:14–26). – 2) Название еврея, в первый раз встречающееся в Св. Писании в истории Авраама, стоит с определенным членом הָ, которым дается видеть здесь известное и определенное родовое имя, подобно как в слове аморреянин; иначе оно стояло бы без члена (Быт.14:13). – 3) О Симе, из племени которого был Евер, прямо говорится, что он отец всех сынов Евера, т. е. родоначальник этого племени или этого народа. Не сказано: евреев (עִבְרִים), каковое имя можно было бы принять и за нарицательное, в смысле пришельцев, а сказано: сынов Евера, т. е. известного лица из его потомков. – 4) Евер и в других местах Писания представляется как родоначальник племени евреев. Напр., слова Валаама: «корабли от Киттима смирят Евера» (Числ.24:24), очевидно, имеют тот смысл, что смирят народ, произошедший от Евера, т. е. евреев. – Флавий прямо говорит, что по имени Евера, сына Салы, сына Арфаксада, нынешних иудеев сначала называли евреями. Древ. К. 1. гл. 6. § 4. – 5) Желая удержать свое мнение, противники утверждают, что в словах Писания: «Симотец всех сынов Евера» (Быт.10:21) под сынами Евера надобно понимать обитателей страны за – Евфратской, так как бы было сказано (вместо сынов Евера): всех пришельцев из-за Евфрата. Но тогда так было бы и выражено: которые пришли из-за реки. Сн. 6-е здесь. Еще страннее, иные не хотят признавать имя Евера данным ему от родителей, а полагают, что оно дано после, потомками – израильтянами. Так как же, спрашивается, звали его до израильтян? Израильтянами стали называться евреи со времени патриарха Иакова. Ужели же до этого времени Евер был без имени, или даже и вовсе его не было, а теперь только выдуман?.. 6) Принимать слово «еврей – עִבְרִי» за одно с выражениями: «тот, который за рекою» (2Цар.10:16: אֲשֶׁר֙ מֵעֵ֣בֶר הַנָּהָ֔ר), «цари по эту сторону реки» (3Цар.4:24: מַלְכֵ֖י עֵ֣בֶר הַנָּהָ֑ר), «областеначальники заречные» (1Ездр.8:36. Неем.2:7: פַֽחֲו֖וֹת עֵ֣בֶר הַנָּהָ֑ר), не позволяет недостаток в нем той полноты и определенности, какая находится в этих выражениях. Тогда и об Аврааме было бы выражено: муж, который пришел из-за реки, или муж заречный; такая определенность тем более требовалась, что здесь в первый раз употребляется слово это. – 7) Да и нет никакой нужды прибегать к таким насильственным толкованиям, когда имя Евера известно в этом же родословии Сима, обратившееся потом в народное (Быт.14:13, 40:15. Числ.24:24). Сн. Ges. р. 733–734. Fürst 2. р. 108–109. Запис. на Кн. Быт. 1819 г. Ч. 2. стр. 47–48.


Источник: Опыт библейского словаря собственных имен / [Соч.] прот. П. Солярского. - Т. [1]-5. - Санкт-Петербург : Типо-лит. Цедербаума и Гольденблюма, 1879-1887. / [Т. 1: А-Е]. - 1879. - [6], II, 666 с.

Комментарии для сайта Cackle