Источник

Езекия

Езекия (חִזְקִיָּהוּ ,חִזְקִיָּה – от הָזַק = крепость, сила Божия; Ἐζεκίας; Ezechias; Езекіа, Іезекіа; L: Hiskia, Jehiskia):

а) 4Цар.16:20, 18:1, 19:1, 20:1. 1Пар.3:13. 2Пар.29:1... 30, 1... 32:2, 33:3. Притч.26:1. Сир.48:19… 49:5. Ис.1:1, 36:1... 14–16, 18, 22. 37:1... 38:1.., 39:1–8. Ос.1:1. Мих.1:1. Иер.26:18–19. 2Макк.15:22. – Один из благочестивейших царей Иудейских. Вступив на престол после нечестивого Ахаза (4Цар.16:20, 18:1. 2Пар.29:1...), он был ревностным подражателем предка своего Давида. Первым делом его было восстановить истинное богослужение. Повелев отворить Храм и очистить его, он вошел в него с начальниками города, причем вознесены были жертвы и всесожжения, при пении псалмов и звуке музыкальных орудий, и с этого времени восстановлен был чин богослужения в том самом виде, в каком был при Давиде (2Пар.29:1–36). Потом он постановил совершить праздник Пасхи и приглашал к нему и израильтян, и празднование совершено было с таким торжеством и великолепием, какого не было в Иерусалиме со дней Соломона (2Пар.30:7–27). После сего истреблены были все памятники идолопоклонства, и не только в Иудее, но и в царстве Израильском: высоты и жертвенники были разрушены, статуи разбиты, дубравы посечены; Езекия не пощадил даже и медного змия Моисеева, который сделался было предметом суеверного поклонения (4Цар.18:3–6. 2Пар.31:1). Затем восстановлены были чреды служения, составлены списки священников и левитов со всеми их семействами, и сделано мудрое распоряжение для принятия и раздаяния десятин и приношений семействам их (2Пар.31:2–21); и при всем этом он действовал от всего сердца своего, нелицемерно и неуклонно исполняя Заповеди Божии. При таком искреннем благочестии своем, он немало, конечно, должен был иметь еще борьбы с различными пороками, которые господствовали тогда в князьях и народе, с одним внешним их благочестием, с их неправдами и злодеяниями, в которых так резко обличали их пророки (сн. напр. Ис.1:10... 15... 22:15... 28:7, 14, 22, 29:13, 30:2, 15. гл. Ис.58. Мих.3 и др.). За это он видел себя и свое царство под особенным покровительством Божиим. Он отверг иго царя Ассирийского, коего власть признал над собою Ахаз (4Цар.18:7, сн. 4Цар.16:7–9). Разбил филистимлян и прогнал их из своих пределов и даже овладел некоторыми собственными их городами (4Цар.18:8, сн. 2Пар.28:18–19. Флав. Древн. 9. 13, 3). Но особенная опасность угрожала его царству со стороны царей Ассирийских по разрушении Самарии (4Цар.18:9–11). Ввиду угрожающих Иудее опасностей со стороны их, царь сделал совет и на совете положили защищать и укрепить город. Продолжительная война Салманассара против тирян при царе их Елулее (Древн. Иуд. IX. 14, 2) благоприятствовала Езекии. Он укрепил Иерусалим, сделав его неприступным для неприятелей, засыпал источники, бывшие вне города, сделал в городе пруд и водопровод, проведши сюда воду от внешних источников, изготовил множество оружия, поставил военачальников, и для большего подкрепления своих сил искал союза с царем Египетским (2Пар.32:1–8, сн. 4Цар.18:21, 20:20). Пророк Исаия обличил его за это, возвестив ему всю суетность земных этих надежд, предсказав падение Египта и указав на защиту и ограждение в одном Боге (22:8–12. и гл. Ис.31). И действительно, по завоевании и разрушении Самарии, преемник Салманассара, Саргон, посылал войско на Египет, и после сам пошел войной на Палестину и взял Азот (Ис.20). Для Иудеи особенно страшно было нашествие преемника его Сеннахирима. Не довольствуясь покорностью царя и уплатой дани (4Цар.18:13–16), он, дважды нападая на Иудею и осадив самый Иерусалим, угрожал ему разрушением и поносил Господа Бога Израилева. Тогда царь каждый раз обращался со слезной молитвой к Богу, прося вместе молитв и пророка Исаии против угроз гордого завоевателя, и пророк успокоил его, предсказав погибель врага его. Отзываемый в свою землю слухом о нападении на него царя Эфиопского Тиргака, Сеннахирим возобновил свои угрозы, но в следующую ночь Ангел истребил 185 тысяч в его войске, и Сеннахирим со стыдом должен был возвратиться в Ниневию, и вскоре убит был здесь в храме собственными детьми своими (4Цар.18:13–37, 19:1–37. 2Пар.32:1–22. Ис.36:1–22, 37:1–38). Другую чудесную помощь Езекия получил от Бога во время болезни своей. Иные относят это событие к предшествующему времени; но в кн. Царств и Парал. оно поставляется после нашествия Сенахирима (4Цар.20. 2Пар.32:24). В удостоверение царя в выздоровлении, тень солнечная, по слову пророка, возвратилась на 15 ступеней назад по ступеням Ахазовым (4Цар.20:1– 11. 2Пар.32:24. Ис.38), чем Бог показал ему возвращение его жизни. Но когда по случаю чудесного его исцеления, пришли к нему послы от царя Вавилонского Меродаха Валадана, и царь с некоторым тщеславием показал им все богатства свои, пророк возвестил ему, что все это достанется в добычу Вавилону и что потомки его будут там в плену. Царь со смирением принял это определение Божие, предав себя в волю Божию, и Господь отклонил гнев свой на Иудею во дни его (2Пар.32:24–26. 4Цар.20:12–19. Ис.39). Наслаждаясь в последние годы невозмутимым спокойствием, Езекия скончался мирно. Смерть его была оплакиваема всем народом (2Пар.32:33). Память о нем не умирала и после в потомстве (сн. Иер.26:18–19. Сир.48:19–26, 49:5. 2Макк.15:22). Царствование Езекии есть одно из замечательнейших явлений в истории царей Иудейских (4Цар.18:5). Его благочестие тем более удивительно, что Ахаз, отец его, был богоотступник, и Езекия старался распространить благочестие не только в своем царстве, но и между оставшимися израильтянами (2Пар.30:1–11). Для израильтян это должно было служить последним призыванием Божиим к их обращению при наступившем запустении земли их и их пленении и рассеянии. Учреждения Езекии по благочестию напоминали израильтянам времена Давида и Самуила (2Пар.29:25 ). При нем последовало новое собрание Притчей Соломона. (Притч.25:1), и, вероятно, увеличилось и число псалмов. У пророка Исаии сохраняется его молитва к Богу по исцелении от болезни (Ис.38:9–20). При нем много было святых и боговдохновенных мужей: Исаия, Осия, Амос, Иоиль, Наум, Михей (сн. Иер.26:18–19) пророчествовали в его время; и за его благочестие Бог особенно наградил его. Тогда как суд Божий совершился над Израилем и царство Израильское было разрушено Салманассаром (4Цар.17:5–6, 18:9–12), Езекия был благоуспешен во всех делах своих. Кроме побед его над филистимлянами и чудесного избавления его от Сеннахирима, к его времени относятся блистательные завоевания колена Симеонова в Аравии (1Пар.4:38–43). Сам Езекия обладал великими богатствами и славой; он строил города и делал разные укрепления; дворцы его были наполнены золотом, серебром и множеством драгоценностей; в кладовых его были огромные запасы всякого хлеба, вина и елея, скотоводство при нем было в самом цветущем состоянии; многие в его царствование приносили дары Господу и драгоценные вещи ему, и он возвеличился в глазах всех народов (2Пар.32:23, 27–30). Но это внешнее возвышение и эти земные блага и преимущества теряют свое значение пред теми величайшими и утешительнейшими обетованиями, которыя возвещены были в его царствование устами пророков: не только удаление наказаний и избавление от плена и рабства возвещено чрез них, но близкое пришествие Спасителя и благословенные времена благодатного царства Его, и заглаждение чрез Него наших грехов и беззаконий и наше в Нем искупление, и распространение света Боговедения; между всеми народами, и всеобщее призывание ко спасению, и вечное прославление праведных. и вечная погибель нечестивых (сн. Ис.9:11, 35, 40, 42, 44, 49–55, 60–66). Zell. 1. р. 612–615. сн. Herz. VI. p. 151–157. Библ. Слов. Верх. 1. стр. 634–639.

б) 1Пар.8:23. – Из сынов Шехании и Неарии, потомства Давида и Зоровавеля. Но о них ничего не известно, и в родословной ев. Матфея ни об одном из них не упоминается. Keil и Del. на Пар. р. 59.

в) Соф.1:1. – Из предков пророкa Софонии.

г) 2Пар.28:12. – Сын Шаллума, из начальников сынов Ефремовых, давших голос и совет не отягощать рабством братьев своих, иудеев, захваченных ими в плен во время войны при Ахазе, но возвратить их в их отечество, к братьям своим. Сн. Берехия – а).

д) 1Ездр.2:16. Неем.7:21. 2Ездр.5:15. – Из израильтян – из его дома сыны Атера значатся в числе возвратившихся из плена с Зоровавелем.

е) Неем.10:17. – Из глав народа во дни Неемии давших обязательство быть верными Богу и не иметь родственных связей с иноплеменными.

ж) 2Ездр.9:14. – Сын Феоканы – из начальников над сонмом израилевым по делу разбора и исследования об имевших жен иноплеменных во дни Ездры. В 1Ездр.10:15: Яхзеия, сын Фиквы.

з) 2Ездр.9:43. – Вероятно, из начальников и глав народа, во времена Ездры, в 7-м месяце, во время чтения им закона стоявших по правую его сторону. В параллельном месте у Неем.8:4: Хелкия. Сн. Анаиа – а).


Источник: Опыт библейского словаря собственных имен / [Соч.] прот. П. Солярского. - Т. [1]-5. - Санкт-Петербург : Типо-лит. Цедербаума и Гольденблюма, 1879-1887. / [Т. 1: А-Е]. - 1879. - [6], II, 666 с.

Комментарии для сайта Cackle