Источник

Емаф

Емаф, Эмаф (חֲמָת = укрепление, крепость, стена; Ἀιμάθ, Ἐμάθ, Ἠμάθ; Emath, Hemath; Ема̀ѳъ): Числ.13:22, 34:8. Нав.13:5. Суд.3:3. 2Цар.8:9. 3Цар.8:65. 4Цар.14:25, 28, 17:24, 30, 18:34, 19:13, 23:33, 25:21. 1Пар.13:5, 18:3, 9. 2Пар.7:8, 8:3–4, 36:2. Ис.10:9, 11:11, 36:19, 37:13. Иер.39:5, 49:23, 52:9, 27. Иез.47:16, 17, 48:1. Ам.6:2, 14. Зах.9:2. 1Макк.12:25. – Знаменитейший город Сирии, из глубокой древности до настоящих времен удерживающий свое имя и значение. Он лежит при подошве Антиливана, при реке Оронте, ниже Антиохии и выше Дамаска. Достроен емафянами, ведущими свой род от Химафея (חֲמָתִי), одного из сынов Ханаана (Быт.10:18). Он уже во время Моисея известен был как город. Соглядатаи, осматривавшие Ханаанскую землю, доходили до Рехова, близ Емафа (Числ.13:22). Северная граница обетованной земли должна была простираться до области Емафской (Числ.34:8), которая, впрочем, сама никогда не принадлежала к обетованной земле (Нав.13:5. Суд.3:3. 3Цар.8:65. 4Цар.14:25. Ам.6:14). Даже и по восстановлении царства Иудейского северная граница святой земли должна была простираться только до Емафа (Иез.47:16–17). Емаф был в древности великим городом (Ам.6:2) и долгое время был столичным городом самостоятельного царства. Положение его при подошве Антиливана, при реке Оронте, близ Дамаска (Зах.9:2. Иер.49:23) и Сувы или Цовы (1Пар.18:3, 9. 2Пар.8:3) делало его издавна важнейшим местом на торговом пути от Финикии к Евфрату. Во времена Давида царем Емафского царства был Фой, находившийся с Давидом в дружественных отношениях. В это время Давид одержал победу над Адраазаром, царем Сувским, когда Адраазар шел восстановить свое владычество при Евфрате, и в то же время поразил и сирийцев, пришедших на помощь Адраазару, и там поставил охранные войска. Услышав об этом Фой, царь Емафский, послал к Давиду сына своего с богатыми дарами – золотом, серебром и медью, каковыми металлами богата была земля его, приветствуя его с победой над Адраазаром, который вел войны и с Фоем (2Цар.8:3–11. 1Пар.19:6, 10–19). Спустя около 20 лет, Соломон пошел в Емаф – Сув, но, конечно, не для того, чтобы идти войной против Фоя, но чтобы укрепить там пограничные города свои против сириян, которые все более и более усиливались и делались опасными; и он в это время основал Фадмор, известный у греков под именем Пальмиры, лежавшей между Дамаском и Евфратом в пустыне Сирийской, и укрепил города для запасов, какие основал в Емафе, коего окрестности доселе считались хлебной землей (2Пар.8:3–6). После отдаленные эти места, принадлежавшие царству Иудейскому, могли подпасть, и действительно подпали, под власть Сирийцев и во дни Иеровоама 2-го снова возвращены Израилю (4Цар.14:25–28). Но собственно Емафское царство удерживало свою самостоятельность до времен царя Иудейского Езекии. В это время оно завоевано было ассириянами, если не при Фуле (4Цар.15:19), то, может быть, при Феглафелласаре (4Цар.15:19. Ис.37:12–18), или уже при Сеннахириме (4Цар.18:34, 19:18. Ис.10:9, 36:19), а жители из Емафа переселены были в города Самарийские (4Цар.17:24, 30). Потом оно подпало под власть Вавилонского царя. При Навуходоносоре Ривла, город Емафский, был местом суда и казни над царем Седекией и его сыновьями и вельможами. Там убиты: первосвященник, князья и некоторые из жителей Иерусалима (4Цар.25:6–7, 18–21. Иер.39:2–7, 52, 7–11, 24–27). Так. обр. Емаф еще в древности лишился своей самостоятельности; но самый город всегда удерживал свое значение. Во время македонского и греческого владычества, по Флавию и Ифрониму, страна Емаф, с городом того же имени, называлась Епифанией (Onom. Ἐμάθ), причем, впрочем, природные жители постоянно удерживали древнее название; называлась также Амафитис (1Макк.12:25. и у Птол. и Плин), Евагрий в Церк. Истории упоминает об епископе Епифании. В средние века город Емаф был главным городом небольшого государства, или княжества Хаму, между правителями коего известен знаменитый арабский вождь, поэт, географ и историк, Абуль-Феда (1273–1331 г.), коего отец, Али, был братом царствующего владетеля Хамы, и коему в 1310 г. тогдашний султан Египетский, Малик Нарес, отдал княжество Хаму, где Абуль-Феда, покровительствуя наукам и ученым и любимый своими подданными, царствовал до смерти (сн. Энцикл. Слов. Берез. СПБ. 1873 г.). Но в 1517-м году, при Селиме 1-м, подпав под владычество турок, среди угнетений и грабительств их правителей, Елаф все более и более стал приходить в упадок и запустение, о чем давно предсказывали пророки (Иер.49:23. Зах.9:2). Впрочем, и в настоящее время Емаф остается одним из величайших городов Сирии, процветая торговлей и имея до 30,000 жителей. Положение города крайне живописно. Он окружен прекрасными фруктовыми садами, и в виде террас возвышается над крутым и высоким берегом Оронта. Четыре моста ведут в город чрез реку. С арок этого длинного и крайне оживленного моста, ведущего чрез реку посреди города, открывается самый живописный вид на прекрасные сады, окружающее город, полные ореховых, абрикосовых, сливовых, персиковых, фиговых и гранатовых деревьев. Почти посреди города возвышается искусственно воздвигнутая, со всех сторон правильно покатая гора, которая некогда служила цитаделью, но от которой не осталось теперь никаких стен. Дороги по обе стороны реки неровны, невымощены и весьма нечисты. Больших зданий нет; впрочем, город имеет до 20-ти мечетей (но другим 13-ть), одну Армянскую церковь и четыре гостиницы. Домов каменных мало в городе. Жилища большей частью сооружены из глины и имеют конусообразные кровли. По зеленеющим берегам Оронта находится более 60 (по другим – до 250) гидравлических колес, по 70 и 80 футов в диаметре, известных с древних времен, которые трудятся день и ночь, чтобы доставлять воду в город и сады. Без этого богатые окрестности города лишились бы своего плодородия, и самый город, по недостатку воды, пришел бы в большое затруднение. Но во многих местах города видны остатки разрушенных колонн, капителей, архитектуры, и другие следы, свидетельствующие о прежнем величии и великолепии города. Вокруг города лежит довольно деревень, коих, впрочем, прежде было несравненно более. Западная часть Емафской области служит хлебным магазином для северной Сирии; впрочем, жатву большей частью истребляют мыши, коих здесь чрезвычайное множество. Прекрасные луга, лежащие в окрестностях, по причине избытка корма для скота, остаются без употребления; только тянущиеся караваны с товарами пользуются ими. В городе живет губернатор, состоящий в зависимости от паши Дамасского, и при нем гарнизон турецких всадников, чтобы держать в порядке арабския пастушеские племена с их стадами, постоянно весной и летом делающиеся слишком докучливыми и нахальными. Из жителей до 2500 христиан греческих, имеющих своего епископа, несколько сирийских христиан, немного иудеев; прочие все магометане. Главный промысел жителей кроме возделывания и производства винограда, кунжута, хлопчатой бумаги и шелка, составляет торговля шерстяными, вроде пальто или епанчи, для накидывания на себя сверху, одеждами, кои очень ценны и сделались общей потребностью у арабов. Zell. 1. р. 551–558. и Herz. V. р. 491–492. Fürst. 1. р. 414 Ges. р. 358. В русск. пер. 1Пар.18:9 и 2Цар.8:9: Имаф; Быт.10:18: Химафей.


Источник: Опыт библейского словаря собственных имен / [Соч.] прот. П. Солярского. - Т. [1]-5. - Санкт-Петербург : Типо-лит. Цедербаума и Гольденблюма, 1879-1887. / [Т. 1: А-Е]. - 1879. - [6], II, 666 с.

Комментарии для сайта Cackle