Источник

Енак

Енак, Енакимы, сыны Енановы (עֲנַק ,עֲנָקִים – от עָנַק = длиннейший, высокорослый; Ἐνάκ, Ἐνακίμ; Enac, Enacim; Исполины, Енакіми, сыны Енакѡвы, Енаковы, Енакімляне): Втор.1:28, 2:10–11, 21, 9:2. Числ.18:23, 29, 34. Нав.11:21–22, 14:12, 15, 15:13–14. Суд.1:10. 20. – Это род исполинов или рефаимов, живших некогда в земле Ханаанской. Они происходили от их родоначальника Кириаф-Арбы, и свое имя имели от знаменитого предка своего, Енака, сына Арбы (Нав.15:13). Это были люди необыкновенно высокого роста и силы; обитали по эту сторону Иордана, в укрепленных городах, кои после принадлежали колену Иудину, их коих главные были: Кириаф-Арбы, Давир и Анав, и особенно около Хеврона (Числ.13:23, 33–34. Втор.9:1–2. Нав.11:21. Суд.1:20). По словам соглядатаев земли обетованной, они были столь великого роста, что соглядатаи казались пред ними, как саранча (Числ.13:34). От имени известного их родоначальника Арбы, город Хеврон назывался прежде Кириаф-Арбы, и, может быть, был главным, царским их городом (Быт.23:2. Нав.14:15, 12:10, 15:54, 20:7). Во время завоевания земли обетованной енакимы побеждены и изгнаны были – израильтянами (Нав.11:21), и после – Халевом (Нав.15:13–14), и только небольшое число их удалилось на запад и оставалось в городах филистимских: Азоте, Газе и Гефе (Нав.11:21–22. Сн. 2Цар.21:18–22), и после их не видно более в истории. Мы сказали, что они принадлежали к роду исполинов или рефаимов (Втор.2:11, 21. Сн. Нав.17:15). Рефаимы или исполины издревле далеко распространялись в земле Ханаанской и по ту сторону Иордана, отчего область моавитян (Втор.2:9–11), аммонитян (Втор.2:19–21), Ога, царя Васанского, и след., и весь Галаад и Васан (Втор.3:10–13) прежде назывались землей Рефаимов (Втор.2:20, 3:13). Этому общему названию «рефаимы», к которым причислялись и вытесненные в филистимские приморские города енакимы (2Цар.21:18–22), соответствует другое общее название «нефилимы» (נְפִילִים) «исполины», которое также, и, может быть, еще раньше, носили они (сн. Быт.6:4). Во всяком случае, это общее название обнимало три поколения, из коих одно, под именем емимов обитало в земле Моавитской (Втор.2:10); другое, под именем замзюмимов – в Аммонитской земле (Втор.2:20); третье, под именем енакимов – по эту сторону Иордана – от Хеврона и за Иерусалим, может быть, до горы Ефремовой (2Цар.5:18, 22. Нав.15:8, 18:16, 11:21–22, 14:12). Енакимы принадлежали к древним обитателем Палестины, и тогда как горные жители, хорреи, жили, как троглодиты, в выдубленных в горах пещерах (Быт.14:6), они населяли города и стояли на некоторой высшей степени образования (Нав.11:21). Принадлежа к рефаимам и с ними составляя один народ, они не могут быть причисляемы к ханаанскому племени аморреев, как некоторые полагали, а их надобно принимать за древний семитический народ, который после Авраама начал распространяться по Ханаанской земле, или, по крайней мере, с его только времени вступил во владение Хеврона, этого древнего города ханаанского (Сн. Быт.23. Быт.35:27. Числ.13:23, 29, 34. Нав.11:21, 14:12–15, 15:13–14. Суд.1:10, 20). Ges. р. 784. Fürst 2, р. 168. Herz. 3. р. 788–789. Власт. Св. Лет. 1876 г. Т. 1, стр. 188–189. 192.


Источник: Опыт библейского словаря собственных имен / [Соч.] прот. П. Солярского. - Т. [1]-5. - Санкт-Петербург : Типо-лит. Цедербаума и Гольденблюма, 1879-1887. / [Т. 1: А-Е]. - 1879. - [6], II, 666 с.

Комментарии для сайта Cackle