Источник

Енном, Енномова долина

Енном, Енномова долина, долина сына или сынов Енномовых (,גֵי־בֶּן־חִנֹּם ,גֵיא חִנֹּם ,גֵי־חִנֹּם ,חִנֹּם ; גֵי־בְּנֵי־חִנֹּם у LXX; Γαι-Ἐννόμ, φάραγξ Ἐννόμ, Γαίεννα, φάραγξ ὑιοῦ Ἐννόμ, γὲ Βενεννόμ, τὸ πολυάνδριον, πολυάνδριον ὑιοῦ Ἐννώμ, το πολυάνδριον ύιῶν τῶν τέκνων αὐτῶν; U: Convallis Filii Ennom, vallis filiorum Ennom, vallis Benennom, vallis Ennom, convallis, vallis Filii Ennom; Слав: дебрь Енно́мъ, дубрава сыновъ Енома, дебрь сынѡ́въ Енѡмлихъ, земля Веенно́мля, удо́ль Веено́мля, дебрь Еннѡ́нъ, мѣсто многогробищное, юдоль сына Енномля, мѣсто многогробищное сынѡ́въ Еннѡ́нихъ; L: Thal des Sohnes Hinnoms, Thal Hinnom, Thal der Kinder Hinnom, Thal, Thal Ben-hinnom): Нав.15:8, 18:16. 4. Цар.23:10. 2Пар.28:3, 33:6. Неем.11:30. Иер.2:23, 7:31–32, 19:2, 6, 32:35. – Долина Еннома или долина сынов Енномовых имеет свое название, вероятно, от неизвестного некоего мужа, Еннома, который имел здесь свои владения. Это глубокий, узкий овраг, с крутыми, утесистыми берегами, идущий по юго-западной стороне горы Сиона и отделяющий гору Сион от горы злого совещания. Долина эта начинается по западной стороне Иерусалима, у Яффской дороги, и сначала идет к юго-востоку от нее мимо верхнего пруда Гионского (ныне Биркет Мамилла), и потом, на северо-западном углу Сиона, круто поворачивает на юг и идет мимо нижнего пруда Гионского (ныне Биркет ес-Султан); далее затем на юго-восточном краю Сиона поворачивает к востоку и проходя по южной стороне между Сионом и горой злого совещания, соединяется, наконец, с Иосафатовой или Кедронской долиной. Долина эта, богатая орошением и растительностью, изобиловала рощами и садами и представляла самую приятную и увеселительную местность. Здесь соединение трех знаменитых долин: Иосафатовой, Царской и Гинномовой. Отсюда возвышались горы: на севере – Сион, на юге – злого совещания, на востоке – соблазна. Здесь на западе пруды Гионские, на востоке – Кедрон и источник Силоамский. Здесь, на юге Сиона, росли масличные и смоковничные деревья; здесь были знаменитые сады Соломоновы. Здесь «И доныне, – по словам отечественного нашего путешественника, – свежая роскошь природы сильно противоречит дикости остальных окрестностей Иерусалима. Тени рощ, луга и источники образуют здесь оазис. Тут в виду Сиона, надобно развернуть сладостную Песнь песней. Здесь вились грозды энгадские, благоухали кинамоны, аспик и сафран в тени смоковниц, орешников, платанов и пальм при грохоте струй Кедрона, Рогеля и Геона». Нор. Пут. изд. 3. Ч. 1. 1854 г. стр. 320. Но эта прекрасная местность, во дни заблуждений Израиля, омрачена была страшным суеверием. Здесь еще во времена Соломона воздвигнуты были высоты и построены капища Астарте, Хамосу и Молоху (3Цар.11:7. 4Цар.23:13). Служение Молоху и другим языческим божествам впоследствии возобновлялось здесь разными царями Иудейскими. Здесь Ахаз совершал курения и проводил сыновей своих чрез огонь (2Пар.28:3. сн. 4Цар.16:3). Подобным образ. Манассия, кроме идолослужения в разных местах разным божествам, здесь проводил сыновей своих чрез огонь, и гадал, и ворожил, и чародействовал, и учредил вызывателей мертвецов и волшебников (2Пар.33:2–7). Здесь, по словам пророка Иеремии, иудеями устроены были капища и высоты Тофета, чтобы проводить чрез огонь сынов и дочерей своих в честь Молоху, и чтобы сожигать сыновей и дочерей своих в огне во всесожжение Ваалу (Иер.7:31, 19:5, 32:35). Впоследствии времени царь Иосия, истребляя идолопоклонство, осквернил это место (4Цар.23:10, 12, 14), и с этого времени туда свозили всякие нечистоты из города; туда выбрасывали кости человеческие, трупы казненных преступников и павших животных, и т. под. Вследствие всего этого место это после сделалось страшным и отвратительным для Израиля, и его стали называть геенной, геенной огненной, и выражение это стали употреблять для изображения: страшных мучений грешников по смерти. Так постоянно употребляется это слово в Новом Завете. Сн. Геенна, Молох, Тофет. Окрестности долины Енномовой, как частью выше уже замечено нами, доселе представляют много достопримечательного. Здесь представляются взору путешественника и бассейны или пруды, и водопроводы, и реки, и источники, и горы и долины, и рощи и сады с богатыми плодовитыми деревьями, и кроме того, по бокам долины находится множество погребальных пещер; на восточном конце долины на скате горы злого совещания, против Сиона, лежит земля горшечников, и здесь, по преданию, находилось село, купленное ценой 30 сребреников, за которые нечестивый Иуда продал Искупителя мира, и названное поэтому Акелдама, что значит село крови; во время Крестовых походов здесь указывали еще и дерево, на котором повысился Иуда. Недалеко от Акелдамы, в пещерах той же горы злого совещания, есть широкое углубление с портиком; здесь, по преданию, скрывались апостолы в продолжение времени между распятием и воскресением Господа. Гора злого совещания вся изрыта погребальными вертепами; и нигде, в окрестностях Иерусалима, таковые пещеры не сохранялись так хорошо, как здесь, и большая часть из них носит следы глубокой древности, но они мало исследованы. Fürst 1. p. 256. 333. Hop. Пут. Изд. 3. 1854 г. Ч. 1. Т. 3. стр. 120. 251. 310...318. 320–328. 358–359. Herr. IV. p. 710. Zell. 1. p. 605. Keil и Del. на Нав. p. 120. Верх. Библ. Слов. 1. стр. 688–691.


Источник: Опыт библейского словаря собственных имен / [Соч.] прот. П. Солярского. - Т. [1]-5. - Санкт-Петербург : Типо-лит. Цедербаума и Гольденблюма, 1879-1887. / [Т. 1: А-Е]. - 1879. - [6], II, 666 с.

Комментарии для сайта Cackle