Источник

Амос

Амос (עָמוֹס от עָמַס поднимать, носить, накладывать = ноша, бремя, тяжесть; Ἀμώς; Amos; А҆мѡ́съ): Ам.1:1, 7:8, 10, 11, 12, 14, 8:2. Тов.2:6. 3Ездр.1:39. – Пророк из 12-ти малых пророков, родом из Фекои, горда колена Иудина. Сначала он был пастухом и разводил сикоморовые деревья (Ам.7:14). К пророческому служению призван он в царствование Озии, царя Иудейского, и Иеровоама 2-го, царя Израильского, за два года до землетрясения, бывшего во дни Озии (Ам.1:1. сн. Зах.14:5), и следовательно, в начале царствования Озии, и в конце царствования Иеровоама. Он был современником пророков Осии, Иоиля и, частью, Исаии, который также пророчествовал во дни Озии, и после него во дни Иоафама, Ахаза и Езекии, царей иудейских. Хотя в это время (во дни т. е. Озии и Иеровоама 2-го) не только царство Иудейское, но и Израильское, при счастливых завоеваниях Иеровоама, находились еще в силе; но нравственное и религиозное состояние, особенно в царстве Израильском, находилось в крайнем упадке. Роскошь, распутство, своеволие, несправедливость знатных и богатых, притеснение и угнетения бедных, не знали пределов, Бог давал им свои вразумления (засуха, саранча, моровая язва, землетрясение); но они не имели никакого действия (Ам.1:1, 4:9, 6), – и вот пророк с новой силой возбуждает внимание их к грозным судам Божиим над ними. Нечестие идолослужения преимущественно господствовало в Вефиле. Здесь был золотой телец и главное его капище; здесь находился летний дворец царя (Ам.7:13. сн. Ам.3:15); сюда во множестве стекались израильтяне для поклонения идолу. Пророк явился сюда, с обличением их нечестия и пороков, возвещал им за сие страшный суд Божий (гл. Ам.7:1–9). Но обличительная и грозная проповедь его встретила здесь сильное сопротивление, особенно со стороны жрецов идольских. Против него с особенной силой восстал главный жрец вефильский, Амасия. Он жаловался на него самому царю, что Амос производит возмущение против него в его царстве, и угрожает разрушением царства и гибелью дома Иеровоамова (Ам.6:7, 14, 7:9), и повелел ему удалиться в землю Иудейскую, и не пророчествовать более в Вефиле, так как он святыня царя и дом царский (Ам.7:12–13). Пророк должен был удалиться, подтвердив ему, что он умрет в земле нечистой, и Израиль непременно выведен будет из земли своей (Ам.7:17). Но последующая жизнь и судьба пророка неизвестны. В сочинении, приписываемом св. Епифанию Кипрскому (Воскр. Чт. 1846 г. стр. 42), говорится, что пророк терпел жестокие мучения от вышеупомянутого жреца Амасии, и пораженный сыном последнего, едва живым привезен домой, в Фекое, и здесь скончался и погребен вместе со своими предками. Память его празднуется 15 июня. – Содержание пророческой книги Амоса следующее. Обличив сначала соседние народы: сириян, филистимлян, тирян, идумеев, аммонитян и моавитян в их преступлениях, и возвестив им суд Божий (Ам.1), пророк переходит потом к иудеям и израильтянам, и обличает их неправды, их уклонение к ложным богам и разные беззакония, несмотря на все великие благодеяния Божии, им оказанные (Ам.2); показывает им, что они особенный предмет промышления Божия пред всеми другими народами, и потому Бог не потерпел неправд их, и со всей силой дает видеть им великость их беспорядков, их несправедливости, притеснения и грабительства, которые вызывают на них грозный суд Божий, предсказывает разорение и опустошение земли их (Ам.3). Обличив их роскошь и пышность среди неправд и угнетений и самообольщение в обилии жертв и приношений среди умножения беззаконий, он напоминает им, что Бог все уже употребил для их вразумления и обращения и голод, и бездождие, и палящий ветер, и саранчу, и моровую язву, и землетрясение, и они не обратились к Нему (Ам.4). Изрекает неизбежность суда Божия на них за великие их преступления, и изображает ужас этого страшного дня Иеговы, внушая им благовременно обратиться к Богу и творить суд и правду (Ам.5). Видя их беспечность, тогда как страшный день этот уже близко, он прямо возвещает им плен и совершенное разорение земли их (Ам.6). Далее показывает им в разных видениях, что Бог щадил их доселе, но теперь уже более не будет прощать им. Рассказывает, как жрец Вефильский воспретил ему пророчествовать в царстве Израильском за его предсказание о переселении израильтян из отечественной земли их в земли языческие, и как он снова подтвердил ему истину слов своих, и что и сам тот священник Вефильский умрет в земле языческой (Ам.7). Затем в новых видениях показывает близость и неизбежность страшного суда Божия над ними за их неправды, возвещая общую всем погибель, от которой никто нигде не спасется, и что Бог истребит, наконец, беззаконное царство с лица земли (Ам.8, 9:1–10). Но, возвещая бедствия, угрожающие обоим царствам, пророк предсказывает и восстановление дома Израилева, возвращение из плена и счастливые времена Мессии (Ам.9:8–15). С пророчеством Амоса есть сходство во многих местах и у других пророков, напр. Осии, Исаии, Иеремии, Иезекииля, Аггея и Захарии. Есть указания на него и в Новом Завете (сн. напр. Ам.5:26–27 и Деян.7:43. Ам.9:11–12 и Деян.15:16–17). Касательно языка и образа речи пророка должно заметить, что он отличается от других пророков обилием образов и выражений, заимствованных из прежней, пастушеской его жизни. «Глас или повеление Господа он сравниваете с ревом льва (Ам.1:2, 3, 8); величие народов представляет под образом великорослых кедров и дубов (Ам.2:9); изнеженных и своенравных женщин называет коровами Васанскими (Ам.4:1); неотразимость бедствия изображает под видом неизбежной встречи или со львом или с медведем (Ам.5:19); малочисленность спасающихся от плена изображает под видом отнятия обеденных голеней и клочка уха из челюстей львиных (Ам.6:15)», и пр. Вообще он употребляет образ речи простой, безыскусственный, но – оригинальный, глубокомысленный и сильный; живые и образные выражения его, взятые из жизни сельской и пастушеской, придают особенную красоту и силу словам его. Отсюда и самые новейшие критики удивляются натуральной простоте, и вместе изяществу, силе и выразительности речи его. Палл. Сарап. на Амоса. Хергоз. обозр. кн. Прор. Слов. Яцк. и Благ. 1. р. 56–57. Haupt Bibl. Encykl. 1. p. 70–71. Zell. 1. p. 57. Herz. 1. p. 288–289. F. 2. p. 158. Keil и Del. на Амоса.


Источник: Опыт библейского словаря собственных имен / [Соч.] прот. П. Солярского. - Т. [1]-5. - Санкт-Петербург : Типо-лит. Цедербаума и Гольденблюма, 1879-1887. / [Т. 1: А-Е]. - 1879. - [6], II, 666 с.

Комментарии для сайта Cackle