Источник

Анамелех

Анамелех (עֲנַמֶּלֶך; Ἀνημελέχ; Anamelech; А҆немеле́хъ): 4Цар.17:31. – Божество сепарваимцев, коему в Самарии, равно как и божеству Адрамелеху, приносили в жертву детей, сжигая их на огне. Касательно этимологии и значения этого имени представляются одни мнения, более или менее правдоподобные, но из которых трудно дать которому-либо преимущественное предпочтение пред другими. Так иные, обращая более внимания на окончание этого имени, на слово – мелех, и находя почитание Молоха как верховного некоего божества распространенным во всей передней Азии, где под этим именем преимущественно боготворили солнце, под Анамелфхом вообще разумеют один из видов божества Молоха, как представителя солнца. Другие, обращая более внимания на первую часть сложного этого имени, представляют частнейшие его объяснения. Так, производя имя Ана от עֲנַם־עָנֵם, то дают ему значение скалы, защиты, отсюда разумеют: скала или защита – Молох; то значение твердости, крепости, отсюда: крепкий царь; то – значение идола, статуи, отсюда идол царя. Другие, производя от персидского или халдейского עַנַם = стадо, почитают в нем покровителя стад, и в светилах небесных разумеют созвездие Цефея, который в восточной астрогнозии представляется в образе пастуха со стадом и называется звездой стад. Еще иные, производя от עַיַן и מֶלֶך = глаз Мелеха или Молоха, разумеют в солнечной системе звезду Сатурна. Еще иные, находя имя это составленным из Ану (Anu – имя Ассирийского некоего божества) и Мелех – царь, думают видеть в нем обоготворенного Ноя (Сн. Herz. X. р. 878). Имя это встречается только однажды. Сн. Ges р. 783. Fürst 2. р. 166. Keil и Del. на 4Цар. р. 316–317.


Источник: Опыт библейского словаря собственных имен / [Соч.] прот. П. Солярского. - Т. [1]-5. - Санкт-Петербург : Типо-лит. Цедербаума и Гольденблюма, 1879-1887. / [Т. 1: А-Е]. - 1879. - [6], II, 666 с.

Комментарии для сайта Cackle