Антониева башня
Антониева башня или крепость (ἡ Ἀντωνία), находившаяся по северной стороне храма Иерусалимского. В первый раз о башне этой при Храме упоминается у Неемии (Неем.2:8). В еврейском тексте башня эта называется здесь בִּירָה, что соответствует греческому Βᾶρις, которое, собственно, означает большое судно, корабль, и потом всякое огромное здание, башню, крепость, замок, дворец. У LXX это слово опущено, и только говорится о построении ворот: «στεγάσαι τὰς πύλας». В Вульгате переведено: «ut tegere possim portas turris domus». В Славянской: «покрыти врата столпа дому». В русс: «для ворот крепости, которая при доме Божием». На этом, вероятно, месте впоследствии построена была башня или крепость Иоанном Гирканом, и названа Барис (Βᾶρις). В ней большей частью он сам жил и здесь хранилась его первосвященническая одежда с ее принадлежностями и украшениями. Так как никто кроме него не имел права облекаться в эту одежду, то она и находилась под собственным его смотрением и здесь постоянно хранилась. Подражая ему, так поступали и его преемники. Впоследствии времени Ирод, сделавшись царем Иудеи, перестроил эту башню, сделав ее огромнее и великолепнее прежнего, и назвал Антонией, в честь друга своего Антония, военачальника римского. Башая эта, соединяясь аркой с двумя галереями внешнего Храма, западной и северной, представляла собой северо-западный угол Храма. Она построена была на покатой со всех сторон скале, в 50 локтей вышины. Скала эта, от самой своей подошвы, обложена была гладкими каменными плитами, частью для украшения, и частью, чтобы сделать ее неприступной для входа. Пред зданием этим находилась, в 3 локтя вышины, стена, внутри которой возвышалось самое здание Антонии, на 40 локтей вышины. Внутреннее устройство здания представляло как бы дворец, со всякого рода комнатами, галереями, ваннами и пр. и пр. Все здание имело вид четырехугольной башни, по углам которой находились другие четыре башни, из коих иные были в 50 локтей вышины, а южная и восточная имели по 70-ти локтей, так что с них можно было обозревать все святилище. Там, где эта башня примыкала к галереям святилища, находились лестницы, по которым римские стражи сходили вниз, и, вооруженные, размещаясь в праздники по галереям, наблюдали эа народом, чтобы не происходило каких беспорядков и возмущений. Как Храм для города, так башня эта для Храма была как бы крепостью или цитаделью. Флав. О войн. Иуд. Кн. 5. гл. 5. § 8. В этом замке жил иногда сам Ирод, подобно как прежде первосвященники, и здесь и во времена Ирода хранилась первосвященническая одежда; Ирод удержал ее под своей властью; но после Архелая она перешла во власть римлян; перед праздником она выдавалась первосвященнику и после опять возвращалась для хранения (Древ. XT. 11, 4. XVIII. 4, 3). Здесь же в крепости стояли охранные войска римския (сн. Деян.21:30–34, 23:10). Здесь же, вероятно, или подле, находился и дом правителя или Претория, где судим был Христос Пилатом (Ин.18:28, 33). О лестницах из галерей храма в крепость Антония упоминается и в Деяниях ап. (Деян.21:30–35. сн. на сие место Толк. Ап. Арх. Мих. 1876 г. стр. 528). Ныне даже остатков крепости Антония на северо-западном углу Храма не видно, или они засыпаны песком и мусором. Только с площади Храма можно видеть обделанную часть скалы, бывшую основанием крепости. В настоящее время крепость Антонию сменили турецкие казармы, которые, впрочем, ныне переводятся за город, на север от Дамасских ворот, а здание нынешних казарм предположено к продаже (Олесн. Св. Земли. Труд. Е. Д. Ак. 1875 г. Февр. стр. 326. 327). Zell. 1, р. 675–676. Herz. XVIII. р. 646–648.