Источник

Аравитяне

Аравитяне или Арабы, Аравийский, Аравитянин, עַרְבִי ,עֲרָבִי = Аравийский, Аравитянин, житель Аравии, степной житель; עַרְבִים = Аравитяне, Арабы, степные жители; ό Ἀραβί, Ἀραβες; Arabes; Аравы; die Araber): 2Пар.9:14, 17:11. 21:16, 22:1, 26:7. Неем.2:19, 4:7, 6:1. Иса.13:20, 15:7. Иер.3:2. 1Макк.5:39, 11:17, 39, 12:31. 2Макк.12:10–11. Деян.2:11. В древности они вообще назывались сынами востока (Быт.29:1. Иов.1:3. Суд.6:3. 3Цар.4:30. и др.); по-арабски впоследствии назывались Шаркиин, т. е. восточные, отсюда слово срацины. – Жители Аравии – народ большей частью кочевой, и частью оседлый. Все они, как в древности, так и доныне, почитаются за один народ, но, по первоначальному происхождению своему, они ведут род свой от разных родоначальников, и именно: 1) от Кушитов, племени Хамова: Сева, Хавила, Савта, Раама и Савтеха, Шева и Дедан (Быт.10:7); 2) от Иоктана, сына Еверова: Алмодад, Узал, Шева, Хавила и др. (ст. Быт.10:26–29); – 3) от Хеттуры, второй жены Авраама: Иокшан, Мидиан, Шева, Дедан и др. (Быт.25:2–3); – 4) от Измаила, сына Агари; Наваиоф, Кедар, Дума, Иетур, Нафиш и др. (Быт.25:13–15); и 5) от Исава, сына Исаака, разные племена аравийские (Быт.36). Сами аравитяне различают пресекшиеся племена, природных жителей, и поселенцев. Природными жителями почитают потомков Иоктана, которого они называют Катаном; переселенцами или пришельцами почитают племена, происшедшие от Измаила. Хамовы первобытные племена, вероятно, были вытеснены и истреблены пришельцами. Между переселенцами же удержали верх преимущественно потомки Авраама, так что другие племена исчезли, и теперь все бесчисленные кочующие массы, от Евфрата до Марокко, Авраама почитают своим родоначальником. Из отдельных племен главнейшие суть: а) савеи и царство Савейейское (3Цар.10:1. Ис.60:6. Иер.6:20. Иез.27:22–23. Пс.71:10; б) деданиты от Хуша и Хеттуры (Быт.10:7, 25:3); в) наватеи (Быт.25:13, 28:9. Ис.60:7); г) кидаряне (Песн.1:4. Пс.119:5) и с ними думитяне (Ис.21:11, 16–17); д) разные другие смешанные племена: как-τо: агаряне, итуреи (Быт.25:15. Пар.5:19. Пс.82:7) и особенно мадианитяне с измальтянами (Быт.37:27–28), союзные с моавитянами (Числ.22:4, 7) и амаликитяне (Быт.36:12. Исх.17:8). Zell. Т. 1. р. 86–87. – Отношения аравитян к народу изральскому были различны. Во времена патриарха Иакова мы встречаем особенно мадианитян и измаильтян (Быт.37:27–28, 36 и др.). Во времена Моисея, Судей и первых царей израильских ни один из кочующих народов Аравии не отваживался нападать на израильтян, кроме амаликитян, которые, частью одни, и частью в соединении с другими, делали иногда и на них свои нападения (Исх.17:8. Числ.24:20. Втор.25:17–18. Суд.3:13. 6:3. 10:12. Пс.82:6–9). Соломон находился в благоприятных отношениях с царями Аравии, частью, может быть, и по морской торговле своей с Офиром (3Цар.10:15. сн. 2Пар.9). Во времена Иосафата, аравитяне, вместе с филистимлянами, приносили дары Иосафату (2Пар.17:11). Во времена Иорама аравитяне вместе с филистимлянами, ворвавшись в Иудею, захватили все царское имущество и семейство с собой, оставив одного только младшего сына царя, Охозию (2Пар.21:16–17, 22:1). Впрочем, Озия снова покорил их (2Пар.26:7). Во время нашествия ассириян и вавилонян, без сомнения, и аравитяне были покорены ими, по крайней мере, в северных землях, чрез кои проходили завоеватели, хотя история израильтян и не говорит об этом (сн. Иер.49:28–33. Иез.38:11–13. и др.). Впрочем, Аравия, в целой совокупности своей, никогда долго не была в порабощении ни у одного чуждого народа (сн. Кейта Доказ. ист. Хр. Веры, 1870 г. стр. 496). После плена Вавилонского, аравитяне, вместе с другими, враждебными Иудее народами, препятствовали восстановлению стен иерусалимских (Неем.4:7–8, 6:1–2). Во времена Маккавеев наватеи, распространяясь и по восточной стороне Иордана, и другие из арабов, иногда находились в дружеских отношениях к Иудеям, а иногда во враждебных (1Макк.5:25, 39, 9:35, 12:81. 2Макк.12:10). Во дни Антиоха Епифана упоминается царь Аравийский Арета (2 Макк.5:8). Аравитяне принимали участие в междоусобных войнах братьев Гиркана и Аристовула (Св. Ист. Богосл. стр. 508). Сын Ирода В., Ирод Антипа, был женат на дочери царя Аравийского Ареты. Арета, около времени обращения Павла, владел Дамаском, и, угождая иудеям, хотел выдать им Павла (2Кор.12:32). Впрочем, в Аравии Апостол находил для себя и безопасное убежище от преследования врагов своих (Гал.1:17. Сн. Жизнь ап. П. 1828 г. стр. 61–62). В пятидесятницу – день сошествия Св. Духа на апостолов – в числе собравшегося народа к апостолам были и аравитяне (Деян.2:11). Впоследствии времени здесь были христианские церкви. Zell. 1. р. 88. Сн. об Арав. у Кейта, Доказ. Ист. Хр. Веры гл. XIV. стр. 496–498.


Источник: Опыт библейского словаря собственных имен / [Соч.] прот. П. Солярского. - Т. [1]-5. - Санкт-Петербург : Типо-лит. Цедербаума и Гольденблюма, 1879-1887. / [Т. 1: А-Е]. - 1879. - [6], II, 666 с.

Комментарии для сайта Cackle