Источник

Вавилон

Вавилон בָּבֶל – от בָּלַל месить, смешивать, перемешивать, запутывать, בָּבֶל ,בַּלְבֵּל = смешение, Βαβυλών; Babylon; Вавѵлѡ́нъ; Babel) Быт.10:10, 11:9. 2Пар.32:31, 33:11, 36:6... 4Цар 17:24, 30, 20:12... 21:1... 25:1... 1Ездр.1:11, 2:1, 4:9, 5:12. Неем.7:6. 2Ездр.1:40... 4:44... 5:7. 6:16, 8:3. Есф.2:6. Ис.13:1, 19, 14:4, 22, 21:9, 39:3, 6, 7, 43:14, 47:1, 48:14. 20. Иер.20:4–6, 27:16–22, 28:2–7, 50:1, 2, 8, 9, 13, 14, 16–18, 23–46. 51:1–12, 24, 29–31, 33–35, 37, 41–42, 44, 47–49, 53–56, 58–61, 64. Иез.23:15, 17. Пс.86:4, 136:1, 8. Дан.4:26–27. 3Ездр.3:28. 1Макк.6:4. Деян.7:43. 1Пет.5:13. Откр.14:8, 16:19, 17:5, 18:2, 10, 16, 21. – Один из древнейших городов мира, построенный Нимродом, сыном Хуша или Куша, потомком Хамовым, который город этот сделал столицей своего царства (Быт.10:6–10). От имени этого города и вся земля эта стала называться Вавилонской или Вавилонией. Она называется также землей Немврода (Мих.5:6), от имени основателя царства Вавилонского, и землей Халдеев (Иер.24:5, 25:12. Иез.12:13) – от господствующего здесь племени халдеев, с давних времен, вышедших с севера, с гор Армении, и поселившихся здесь и давших свое имя земле этой. Земля эта находилась в плодоносной равнине Сеннаарской, в бассейне Тигра и Евфрата, бывшей колыбелью человеческих обществ (Быт.11:1–2). Вавилон лежал здесь, по обеим сторонам Евфрата, в 15 милях от Багдада, в 40 от Персидского залива и в 130 от Иерусалима. Название свое (בָּבֶל – смешение) имеет он оттого, что когда после потопа люди, достигнув этой местности, вздумали построить здесь город и башню до небес, чтобы прославиться, то Бог смесил их язык, так что они не могли продолжать строение и должны были рассеяться по всей земле (Быт.11:1–9). По Геродоту, Вавилон расположен был по берегам Евфрата четырехугольником и весь обведен был глубоким рвом и необыкновенно высокой и толстой стеной (Cн. Иер.51:12, 58). Стороны этого четырехугольника в совокупности имели 12 немецких миль длины. Чрез стену его, имевшую 350 футов вышины и 87 футов ширины, вели в широкие и прямые улицы его 100 медных ворот, по 25-ти с каждой стороны. На стене находилось 250 башен. Посреди города протекал Евфрат. На одном берегу его возвышался храм Бела, или Вила; на другом – дворец царский, со знаменитыми висячими садами, разведенными на огромных возвышавшихся друг над другом, каменных, засыпанных землей террасах, утверждавшихся на сводах, поддерживаемых толстыми гранитными стенами или столбами. Сады эти орошались водой, проведенной из Евфрата до самой вершины террас. С этих террас открывался вид на все окрестности города, на ту сторону – на древний царский дворец и величественный храм Бела, по эту – на новый дворец, на мост чрез реку и улицы города; вид открывался далеко и за городские стены на окрестные равнины вне города. Равнина Сеннаарская, на которой лежал Вавилон, в южной части ее, представляла собой совершенно плоскую, но богатейшую и плодороднейшую, низменность, обязанную своим богатством при своей прекрасной почве особенно разливам Тигра и Евфрата. Для защиты от разливов и наводнений, город огражден был каналами и плотинами. От этих рек, равно как и от многочисленных каналов, пресекавших страну от одной реки до другой, вода трудом рук человеческих и гидравлическими машинами проведена была к полям, которые в этом теплом климате и на этой неистощимой почве производила такое плодородие, что ни в древние, ни в новейшие времена, не было ничего подобного. По Геродоту, Страбону, и Плинию, относительно хлебного производства, почва никогда не производила менее сам-двести, а иногда и более, даже до сам-триста, и зерно было самое крупное. Бедная строевым лесом, Вавилония богата была тамарисками и ивами и особенно прекрасными лесами пальм, тянувшихся непрерывной цепью по течению обеих рек. Завоеванная впоследствии Персией, она составляла богатейшую область этой монархии. Налоги и подати, платимые ей персидским царям, для их содержания и содержания их армии, составляли третью часть всего того, что собиралось со всех персидских владений, простиравшихся тогда от Геллеспонта до Индии. Кроме в великого плодородия почвы, богато орошаемой разливами упомянутых рек, страна эта находилась на большом торговом пути между Индией и Финикией, и Вавилон служил главным складочным местом для товаров и производил самую обширную морскую и сухопутную. торговлю со всеми частями света. Богатства стекались в него со всех сторон; и таким образом он принадлежал к величайшим и знаменитейшим и богатейшим городам Востока. См. Брута Землеон. Древ. света, изд. 2. 1837 г. Ч. 1. стр. 146–148. Haupt Bibi. Encykl. 1. p. 179. Илов. Руков. к Всеоб. Ист. 1869 г. 4.1. стр. 10. Шлосс. Всем. Ист. 1868 г. Т. 1. стр. 23 и 24. Zell. 1. р. 120–121. 123. Herz 1, p. 642. 644. 646. Кейта Док. Ист. Хр. В. 1870 г. гл. 11. ст. 394–896.

Впрочем, история древнего Вавилона мало объяснена и скрывается в баснословных преданиях. По свидетельству Бероза и других туземных памятников, Вавилонию в самой глубокой древности населяли народы разных рас, таковы: сумиры, аккады, ассирияне, потомки Евфра и Арама, наконец, халдеи. Первоначальное население преимущественно принадлежало потомкам Хуша (сн. Ар. Хрис. Рел. Древ. мира, 1875 Т. Т. 2. стр. 198–202. Библ. Слов. Верх. 1. стр. 256). Начало царства, по Берозу и другим памятникам, восходит за 2500 лет до Р. Хр. Основателем и первым правителем его, как выше замечено, почитается Нимрод, коего царство первоначально составляли 4 города: Вавилон, Эрех или Орхоэ, нынешняя Варка, Аккад – в самой середине Вавилонии, и Халне, называемый также Уром (Быт.10:10). Впоследствии долгое время Вавилонией самостоятельно управляли государи разных династий; но им приходилось много терпеть от разных соседей, грубых и сильных народов. Наконец, при Тутмозисе III-м, из 17-ой династии царей египетских, около половины 15-го столетия до Р. Хр., Вавилония подпала под власть Египта, и потом, чрез два с половиной века, за 1300 лет до Р. Хр., перешла под власть Ассирийского царя Нина, и в течение многих столетий составляла провинцию Ассирии. Супруга Нина, Семирамида, история которой, также как и самого Нина, наполнена баснями и сказками, среди многих воинских походов, побед и других подвигов, вновь основала Вавилон, украсила его великолепнейшими зданиями, провела в нем, равно как и в областях его, множество дорог и каналов, и Вавилон был при ней одним из чудес света, хотя по другим, более достоверным сказаниям, величественные здания и украшения Вавилона принадлежат гораздо позднейшему царю Вавилонскому. Последовавшие за Ниной цари, погрязавшие в неге и роскоши, оставались в бездействии в продолжении многих поколений. В это время правители Вавилонии и другие, тяготясь своею зависимости, начали возмущаться против ассириян, стараясь приобрести себе независимость; но Ассирийское царство не раз преодолевало возмутителей и удерживало свою самостоятельность до времен Сарданапала, который превосходил всех прочих своей праздностью, изнеженностью и роскошью. По греческим историкам, Ктезию и Диодору, когда Арбак Мидянин и Белезис Вавилонянин около 760 или 770 года до Р. Хр., а по другим в 9-м еще веке, восстали против него и осадили его столицу Ниневию, он сжег себя со своими женами и всеми своими сокровищами во дворце своем и с ним пала Ассирийская монархия. Впрочем, рассказы о Сарданапале имеют почти такой же баснословный характер, как о Семирамиде. При том же имя Сарданапала принадлежало не одному, а нескольким царям ассирийским. Падение Ассирийского царства относится к позднейшему времени и к позднейшему Сарданапалу. Сн. Бекк. 1843 г. Ч. 1. стр. 59–61. Илов. 1869 г. Ч. 1. стр. 8–9. Шлосс. 1868 г. Т. 1. стр. 24–25. Herz. 2 р. 621. X. р. 368–869. XX. р. 221.

Достовернейшая история Вавилона и Ассирии начинается с 8-го века до Р. Хр., когда эти государства стали входить во враждебное столкновение с евреями. Первый ассирийский царь, о котором говорится в свящ. Писании, был Фул, живший около времен Израильского царя Манаима (4Цар.15:19–20, 1Пар.5:26). Имени Фула в ассирийских памятниках доселе нигде не открыто. По Берозу, он происходил из Халдейской династии Деркетадов, и, будучи правителем Вавилона, своей предприимчивостью не только приобрел Вавилону независимость, но завладел даже Ассирией, подчинив ее Вавилону; его обыкновенно почитают первым царем новообразовавшегося в это время Ассирийского царства. Zell. 2. р. 267. Herz. 11. 628. 638–639. X. р. 366. 367 и 369. ХVIII. р. 460. XX. р. 221–223). Возбужденный Богом (1Пар.5:26) он первый восстал против царства Израильского, около 770 года, и Манаим, чтобы удержать за собой царство, должен был заплатить ему 1000 талантов серебра (4Цар.15:19–20). Впрочем, приобретенная им независимость Вавилона была непродолжительна; последующие за ним цари, за исключением Набонассара, который старался удерживать независимость, были государи слабые, и в 709-м году Вавилония и Халдея снова завоевана была Ассирийским государем Саргоном (Herz. X. р. 370. XX. р. 224); Ассирийское царство удерживало свою самостоятельность до конца 7-го века до Р. Хр., до времен Набопалассара. В это время, когда орды скифов напали на Ассирийское царство, Сарданапал, последний царь Ассирийский, для ограждения от них своего царства, в 615-м году послал в Вавилон наместником своего военачальника Набопаллассара. Вскоре Набопалассар объявил себя самостоятельным повелителем и обладателем Вавилонской области, и сделался основателем нового Халдейско-Вавилонского царства. Соединившись с Циаксаром, сыном Фраорта, царем Мидийским, он завоевал и до основания разрушил Ниневию, и так. обр. положил конец Ассирийскому царству в 610 году до Р. Хр.; Ассирия присоединена была к Вавил. монархии и никогда более не была самостоятельной. За Набопалассаром следовали в Вавилонском царстве: Навуходоносор, Евиль-Меродах, Нериглиссор, Лаворосоардох, и наконец, Набоннед. Сын Набопалассара, Навуходоносор 2-ой, победой над Египетским царем, Неахо, при Кархелгисе или Кирхаресете на Евфрате, положил конец Египетскому могуществу в Азии, и в 588-м году разрушил и царство Иудейское, и большую часть народа переселив в Вавилон. Этому государю, вероятнее, принадлежат те величественные строения и украшения Вавилона, которые обыкновенно приписываются Семирамиде (Флав. Древ. кн. 10. гл. XI. § 1. Сн. Herz. 1. р. 644–645). Но по смерти Навуходоносора царство Вавилонское быстро стало клониться к упадку. При Набоннеде и участнике в его правлении, сыне его Валтасаре, оно в 539 г. подпало под власть Дария Мидянина и Кира, царя Персидского, который с многочисленным войском осадивши Вавилон, после разных покушений взять его, отвел Евфрат в близлежащее озеро и по его руслу ворвался в город и овладел им (См. Богосл. Св. Ист. В. З. Изд. 4. 1871 г. стр. 484–437). Впоследствии времени Дарий Истаспов снова взял Вавилон и разорил его (Сн. Кейт. стр. 420–424). После Вавилония подпала под власть Александра В., умершего в 323 г. до Р. Хр.; потом – под власть Селевков; после досталась парфянам и потом римлянам; после завоевана была калифами, и, наконец, от турок перешла к персам; и во все это время множество испытала превращений в судьбах своих. Пророки давно предсказывали погибель и разрушение Вавилона и царства Вавилонского – за его нечестие, идолослужение, тиранию, угнетения, гордость, алчность, вероломство, разврат и другие пороки (См. напр. Ис.13, 14, 47. Иер.50, 51. Дан.5:1–4, 23); – и вот вся слава человеческая, какой покрыта была равнина Сеннаарская, давно погибла и на месте древнего Вавилона ныне остаются только развалины. Арабская деревня Гиллах, находящаяся здесь, вся окружена развалинами древнего Вавилона, и сама построена из этих развалин, так как и многие другие города этой местности, напр. Селевкия, Ктезифон, Куфа, Багдад и другие мелкие селения. Развалины эти служат доселе материалом для разных строений; в образовавшихся же из них пещерах гнездятся одни хищные звери, львы, шакалы, гиены, змеи и другие животные и хищные птицы, находя здесь безопасное для себя жилище. См. Zell. 1. р. 120–121 Толля: Вавилон и Вавилония. Шлоссера Всем. Ист. 1868 г. Т. 1. стр. 23: Вавилоняне и ассирияне. Верховс. Библ. Слов. Т. 1. стр.. 252–254 и 259–260. Heiz. 1. р. 642 и далее. Т. 2. р. 618–621. Кейт. Доказ. Истин. хр. веры, 1870 г. гл. 11: Вавилон, земля Халдейская и падший Вавилон.

В дополнение к тому, что вообще сказало нами о стране Вавилонской и ее жителях, заметим здесь в особенности: о физическом состоянии страны этой, о ее населении, государственном устройстве, о вере и образованности, о промышленности, торговле, богатстве и нравах жителей. а) По физическому своему положению, страна эта, как выше было упомянуто, была одной из плодоноснейших стран земного шара. Она лежала в плодоносной равнине Сеннаарской, между реками Тигром и Евфратом, гранича к северу с Месопотамией и Ассирией, к югу – с Персидским заливом, к востоку с Тигром, к западу – с Аравией. Равнина Сеннаарская имеет почву земли темно-коричневого цвета, тучную, чрез которую с запада спокойно протекает Евфрат, с востока подкрепляемый водами горной страны Ирана, шумно по узкому руслу низвергается в море Тигр. Когда на горах Армении таял снег, реки эти выходили из своих берегов и заливали всю низменность. От таких разлитий почва получала необыкновенное плодородие, а для защиты городов и селений от наводнения Вавилоняне строили плотины, и провели целую сеть больших и малых каналов, которые во время сильных разливов, принимали в себя воду, и чрез то, с одной стороны, предохраняй страну от образования болот, а с другой – доставляли ей необходимое орошение. О чрезвычайном плодородии этой равнины согласно свидетельствуют древние: Геродот, Страбон и Плиний. Бедная строевым лесом, она богата была тамарисками и ивами и особенно прекрасными лесами пальм, по берегам обеих рек. Изобиловала при этом садами, полями, лугами, пастбищами, скотоводством (Иер.50:16. Ис.13:19–20). – б) Народонаселение этой страны издревле было весьма велико. В цветущее время государства в одном Вавилоне число жителей простиралось до двух миллионов; по своей обширности и многолюдию он не уступал Ниневии (сн. Иона.4:11,). О многочисленности населения вообще свидетельствуют следы бесчисленных развалин городов и селений, которыми усеяна страна эта. – в) Относительно государственного устройства должно заметить, что правление было чисто деспотическое, какое и доселе господствует в тех странах Азии. Государь был выше всех и пользовался неограниченной властью (Дан.2:37); воля его была непреложным законом (Дан.3:10–12, 6:7–8, 12–13, 15). Он жил в недоступном ни для кого дворце царском (Дан.2:49. сн. Есф.4:11), окруженный множеством придворных вельмож, сановников и слуг (Дан.3:2–3, 6:1–2, 7). К ним принадлежали: смотритель дворца (Дан.2:49), начальник царских телохранителей (Дан.2:14. Иер.39:3, 9–13. 4Цар.25:8, 10–11), начальник евнухов (Дан.1:3. Иер.39:3, 13), начальник магов или мудрецов (Дан.2:48. Иер.39:3), хранитель сокровищ царских (1Ездр.1:8. 2Ездр.2:11). Были также советники царя (Дан.3:24, 27, 4:33, 6:8. 1Ездр.7:14), составлявшие, может быть, особенный государственный совет. Государство разделялось на провинции, которые управлялась особенными чиновниками. Таковы были: сатрапы, наместники, областеначальники и их помощники (1Ездр.8:36, 5:3, 14, 6:6–7. Есф.3:12, 8:9, 9:3. Дан.3:2, 6:1–2, 7. Иер.51:57. Иез.23:6, 23). Упоминаются также военачальники, судьи, казнохранители, законоведы (1Ездр.7:21. Дан.3:2–3, 6:7). Herz. 2 p. 622. Верх. 1. стр. 260–261. – г) Религия Вавилонян состояла в многобожии и преимущественно в обожании светил небесных. Общее имя божества в Ассирии и Вавилонии было Илу (Ilou), – имя, равно как и Санхониатона: Елиун, очевидно, одного корня с библейским именем: Ел (אֵל = Бог.). В Ассирии Илу называется еще Ассур. В надписях Илу-Ассур называется царем или вождем богов, верховным Богом, высшим владыкой и отцом всех богов и всеобщим источником жизни. Он предшествует всем другим богам в призываниях и молитвах; но сам не имел определенного культа; в Вавилоне ему не было и храма. Будучи неприступен в существе своем, он стал известен более под формой своих откровений и проявлений в природе – в лице происшедших от него богов, первостепенных и второстепенных, мужских и женских. В ряду этих богов самое видное место занимаете Бэл (Bel), у финикиян – Ваал (Baal), у арабов Вил (Bel). Божество это описывается как владыка неба и света, царствующий в звездных пространствах. У древних он назывался Бел – солнце. Это производящая сила мира. Он изображается сидящим на троне, в образе человека, в царском платье, с короной на голове, на которой рога вола – обыкновенный символ производительной силы. Кроме Бела известны Ану и Нискур. Женское начало, соответствующее Белу, есть. Бэлит, т. е. владычица, госпожа, у Геродота Милитта, богиня производительных сил природы. Подобно Изиде египетской, она называется верховной богиней, владычицей мира, матерью богов, царицей земли и плодородия. В ней находят богиню луны, которая на всем востоке признавалась источником плодотворных сил. С этими божествами в культе вавилонян соединялись и другие божества, второстепенные, как проявления высших богов, в форме отдельных, частных планет. Таковы: Адар (Сатурн), Мардук (Юпитер), Ниргал (Марс), Истар (Венера) и Набу (Меркурий). Боги солнца и луны, вместе с богами планет, были преимущественным предметом культа их. Согласно слову Св. Писания, они поклонялись солнцу, луне и всем силам небесным, или всему воинству небесному (2Пар.33:3, 4Цар.17:16 сн. Втор.4:19, 17:3). О последней судьбе человека и бессмертии ясного учения не видно. Больше обращали внимание на настоящую жизнь и испрашивали у Богов счастья и долголетней жизни здесь на земле. Упоминается, впрочем, о блаженной области Ану, а нечестивым угрожается уничтожением душ их посредством холода и мороза (см. Хрисане. Рел. Древ. мира, Т. 2. Религия Ассирии и Вавилонии). Служение богам состояло в жертвоприношениях – из цветов, плодов и животных; были и человеческие жертвы (сн. 4Цар.17:31). Отправление служения находилось во власти жрецов. Жрецы эти называются халдеями и магами. Они рассеяны были по всей стране, жили доходами с розданных им земель, имели своего верховного главу, назначавшегося государем, и по роду своих занятий, распадались на многие классы. Греки и римляне приписывали им большие астрономические сведения. Господствовавшее в Вавилонии поклонение светилам небесным, приписываемое звездам влияние на судьбу людей и желание узнать по ним свою будущность, равно как и необходимость, по случаю наводнений, с точностью знать времена года, должны были еще в глубокой древности привести Вавилонян к занятию астрономией и астрологией. Этим преимущественно и занималась каста жрецов. Они занимались также толкованием снов, волхвованием и гаданием (Дан.2:2, 4:4, 5:7, 15). – д) Касательно занятий, промышленности, торговли и нравов жителей должно заметить, что преимущественное их занятие составляло земледелие (сн. Иер.50:16). Ему благоприятствовали самое положение страны, почва земли и система орошения ее. Благодаря этому, они рано освоились с земледелием; имели богатые поля, пастбища, великолепные сады, и рано познакомились с различными ремеслами. Рано развито было у них строительное искусство. Страна эта не была защищена горами, а между тем ее окружали воинственные кочевые племена, и потому рано сознана была необходимость в укреплениях. Камня, годного для построек в земле не было, и потому жители принуждены были заменять его кирпичом, и, для большей прочности кирпичных строений и укреплений, стены строили толще и массивнее; воздвигались строения самые огромные, исполинской величины (Быт.11:2–4). К числу их принадлежали: стены вавилонские, храм Бела, дворцы, знаменитые висячие сады, устроенные на высоких террасах, и пр. Строения эти – также как и сооружение плотин и система каналов, рано должны были привести их и к занятию геометрией, но она оставалась у них в младенческом состоянии, не простираясь далее простого измерения и первых начал науки. Более славились они астрономией, наблюдением течения светил небесных (сн. Ис.47:13. Дан.2:2. и др.), и в астрономических познаниях превосходили и египтян. Им приписывают изобретение Зодиака и разделение эклиптики на 12 частей. Астрономические их наблюдения, начертанные на кирпичах и хранившиеся в храме Бела, возводят за 2 тысячи лет до Р. Хр. Им принадлежат и клинообразные письмена, которыми часто покрывали они свои памятники. Ремесла и искусства должны были размножаться и возрастать у них с увеличением числа больших городов и размножением населения, а также и вследствие распространявшейся утонченности вкуса и роскоши. Из мануфактурных изделий их славились на всем востоке хлопчатые бумажные материи и прекрасные ковры. Богатству и благосостоянию страны много благоприятствовала и торговля, которая рано также началась здесь и достигла значительной степени развития вследствие самого положения Вавилона, лежавшего на большем торговом пути между Индией, Персией и Финикией, и служившего главным складочным местом для товаров. Они величались кораблями своими (Ис.4:3, 14), и своими драгоценными одеждами и шелковыми и узорчатыми материями (Иез.27:24); и в обмен своих произведений получали вина из Армении, драгоценные камни из Индии, ароматы, пряности, золото и слоновую кость из Аравии и Эфиопии, и многие предметы из Финикии или чрез Финикию, потому что многие города Вавилонские вели торговлю и с Тиром (Иез.27:23–24). Доказательством великого значения их торговли служит и то обстоятельство, что их монеты, меры, весы, были в употреблении во всем древнем мире до времен римлян. С возвышением торговли и умножением богатства сильно развивалась у них и утонченность нравов и роскошь. Ни один древний народ не жил с такой роскошью и великолепием, как вавилоняне. Они любили натирать себя благовонными мастями, на головах носили роскошные повязки (Иез.23:15), одевались в яркие дорогие разноцветные ткани (Нав.7:21), волосы носили длинные, завивали в пучки, на руках носили дорогие перстни, трости употребляли с особенными набалдашниками – в виде птицы, яблока, цветка, и т. п. В развалинах городов их по берегам Евфрата и доселе находят множество драгоценных и полированных камней, колец и разных стеклянных и бронзовых изделий. Вместе с этим сильно развивалась у них страсть и к чувственным наслаждениям; нигде не была так распространена страсть к многоженству, как здесь. Нравственность находилась у них в самом глубоком упадке. Разврат находил для себя оправдание в самом культе богов и богинь. Служение Мелитте или Афродите соединялось с явным развратом. Об этом ясно свидетельствует Геродот (1, 199). На это указываете и послание пророка Иеремии (ст. ПослИер.1:42, 43). Пророки, возвещая падеяие и погибель Вавилона, постоянно указывали и на то нечестие, на те соблазны, пороки и злодеяния, за которые гнев Божий имел излиться на него (см. напр. Ис.13:1, 11, 14:4–7, 11–17, 47:6–10, 12–13. Иер.50:1–2, 10–11, 29–32, 51:13, 24–25, 47, 49, 53, 58. Иез.16:29, 23:14–17. Дан.5:1–4. сн. Откр.14:8, 17:5. 18:2–3..). См. Бекк. Всем. Ист. Ч. 1. стр. 62–63. Илов. Рук. к Всеоб. Ист. 1869 г. Ч. 1. стр. 10–12. Шлосс. Всем. Ист. 1868. Т. 1 стр. 26–27. Herz. Т. 1. р. 646–648. Т. 2. р. 621–622. Кейт. Доказ. Ист. Хр. В. 1870 г. стр. 398 и 447. Ар. Хрисанфа Рел. Древ. мира, 1875 г. Т. 2. стр. 266.

Примеч. Название Вавилона в Св. Писании встречается и в другом переносном смысле. Так 1) в откровении Иоанна (Откр.16, 17, 18, 19) он противополагается Иерусалиму, который называется невестой Агнца и представляет собой церковь Христову, и след., Вавилон здесь означает враждебное христианству общество или царство Антихриста. В записках митр. Филарета об этом пишется: «В откровении Иоанна Вавилон противополагается Иерусалиму: и как сей последний называется невестой Агнца, так, напротив, первый – матерью любодейц и мерзостей земли (Откр.21:1–10, 17:5). Из сего видно, что Вавилон знаменует церковь антихристову, подобно как Иерусалим – Церковь Христову. Когда, Вавилон называется великим и матерью: сим означается церковь антихристова во всем ее пространстве и продолжении. Сей духовный Вавилон, наконец, открывается чувственно в некоем видимом обществе или граде, живыми чертами описанном у Иоанна (Откр.17, 18). Желание сотворить себе имя более, нежели человеческое, дабы поставить его на месте имени Божия; стремление ко всеобщему владычеству чрез всеобще блужение с человеческими страстями, пороками, суеверием, неверием, суть признаки строителей здания, которое кончится крайним смешением и казнями от Бога». Зап. на кн. Быт. Ч. 2. стр. 65–66. – 2) Имя Вавилона встречается еще в первом послании св. Ап. Петра. «Целует вы яже в Вавилоне избранная (церковь)»: 1Пет.5:13. Но какой здесь разуметь Вавилон? Мнения об этом различны, а) Так как древний Вавилон был разрушен, то некоторые разумеют здесь Вавилон Египетский. Но Вавилон Египетский был не что иное, как военная крепость, недалеко от нынешнего Каира, при Ниле; и притом неизвестно из истории, чтобы Ап. Петр был когда-нибудь в Египте. б) Другие думают, что здесь имя это надо понимать в переносном смысле, и разумеют Рим, в котором Ап. Петр провел последнее время своей жизни. Так из древних думали Папий и Иероним (сн. Бог. Ист. Нов. В. 1866 г. стр. 325). Но в приветствии употребление иносказательной формы было бы слишком необыкновенно и неуместно. Да и странно город отдаленного запада называть в послании именем отдаленного востока. Притом продолжительное пребывание Петра в Риме опровергается молчанием о том в книге Деяний Апостольских (Деян.28:16–81) и отсутствием приветствий к нему в послании Павла к римлянам (гл. Рим.16) и от него в посланиях Павловых из Рима к другим христианам. Поэтому в) справедливее понимать здесь древний Вавилон, лежавший при Евфрате. Потому что, хотя он был уже разрушен, но – не совершенно, и стоящая при Тигре Селевкия называлась также древним именем разрушенного Вавилона. Вавилон этот мог быть средоточием для рассеянных из Иудеи верующих на востоке – так же, как Понт и Галатия и другие места – в Малой Азии; и апостол, сколько можно судить по плану апостольского служения его (Гал.2:7–9), мог из Антиохии (Гал.2:11) отправиться прежде на восток, как то и утверждают древние, и оттуда писать послание к рассеянным в Понте и Галатии, и после посетить и эти места и потом уже отправиться к разсеянным иудеям и на западе Европы, так как и Марк, спутник его (1Пет.5:13), бывший с ним на востоке и в Риме, из Рима путешествовал потом еще далее на запад, в Египет и Александрию. Запис. Митр. Исид. по св. Пис., сн. Rosenm. Hа это место. Zell. 1. p. 121. Herz. 11. p. 485.


Источник: Опыт библейского словаря собственных имен / [Соч.] прот. П. Солярского. - Т. [1]-5. - Санкт-Петербург : Типо-лит. Цедербаума и Гольденблюма, 1879-1887. / [Т. 1: А-Е]. - 1879. - [6], II, 666 с.

Ошибка? Выделение + кнопка!
Если заметили ошибку, выделите текст и нажмите кнопку 'Сообщить об ошибке' или Ctrl+Enter.
Комментарии для сайта Cackle