Источник

Идумея, Идумеяне, Идумейс

Идумея, Идумеяне, Идумейский (,אֲדֹמִי ,אֲדוֹמִים ,אֱדוֹם ,אֱדֹם הָאֲדֹמִי – от אָדַםбыть красным» – красный, румяный; Ἐδώμ, Ἰδουμαία, Ἰδουμαῖος; Edom, Idumaea, Idumaeus; Едѡ́мъ, Iдуме́а, Iдуме́анинъ, Iдумейстiй; L: Edom, Edomaea, Edomiter, Edomitisch): Быт.25:30, 32:3, 36:1, 8–9. Втор.23:7. Нав.15:21. 1Цар.21:7. 2Цар.8:14. 3Цар.11:1, 14–15, 22:47. 4Цар.8:20–22, 14:7, 16:6, 1Пар.1:43, 54, 18:11–13. 2Пар.8:17, 21:9, 25:14, 28:17. Пс.59:2, 136:7. 2Ездр.8:66, 4:45. Ис.34:5, 6. Иер.27:3. Иез.36:5. Ам.2:1. Авд.1:8. 1Мак.4:15. 2Мак.10:15–16. Мк.3:8 И др. – Эдом – прозвание родоначальника идумеев Исава, первородного сына Исаака и Ревекки, близнеца Иакова. Еще до рождения этих братьев откровение возвестило Ревекке, что от нее произойдут два племени и два различные народа, из коих один сделается сильнее другого, и больший будет служить меньшему (Быт.25:23). Прозвание Эдома, т. е. красного, Исав получил оттого, что он продал брату своему первородство за приготовленное Иаковом кушанье из чечевицы, которое имело красный цвет (Быт.25:27–34); отсюда и происшедший от него народ получил название идумеев или едомлян (Быт.36:8–9). Herz. 3. p. 648–649.

Земля, в которой поселились идумеи, составляет южное продолжение горной юго-восточной Иорданской страны, простирающейся от южного конца Мертвого моря до северного конца Еланитского залива. В В. Зав. она известна под названием земли или горы Сеир – от Севра, родоначальника Хорреев, обитавших некогда здесь, и доселе носит название ес-Шера (es-Schera); во времена римлян, по имени идумеев, называлась Идумеей. На севере она отделяется от земли моавитян (Керака) глубокой скалистой долиной ель-Ахса; на западе – от плоской возвышенности ет-Тих отделяется широкой и глубокой песчаной долиной Араба (ныне ель-Хор, El Ghor), от которой она круто и неприступно поднимается вверх, тогда как на восточной стороне, в широте от 3-х до 4-х миль, постепенно ниспускается в песчаные степи Сирии. Высочайшие горные вершины ее простираются до трех тысяч футов высоты; известнейшая из них есть гора Ор, близ Петры, на которой скончался Аарон первосвященник. Между ущельями и рассевшимися массами скал и утесов лежат долины с плодоносными лугами, полями и виноградниками; нет недостатка и в лесах. Но вообще гора носит преимущественно характер дикой наготы, и особенно западные горы представляются совершенно пустыми и бесплодными. Воздух чист и зной умеряется прохладными ветрами, и отсюда вся эта страна весьма здоровая. Знаменитейший город Идумеи есть Села, у римлян Петра; и отсюда вся страна, со включением великой западной пустыни, носит название Петрейской Аравии. Развалины этого древнего чудного города вновь найдены Буркгардтом, к востоку от горы Ор, в Вади Муза. В высоких, крутых отвесных скалах долины вырублено бесчисленное множество пещер и гробниц; величественные развалины разнообразных дворцов, триумфальные ворота, большой в камне высеченный театр, служат и теперь свидетельством богатства, пышности и знаменитости древнего этого города. Но период цветущего его состояние, по-видимому, принадлежит уже римскому времени. Другой, часто в В. Зав. упоминаемый главный город Идумеи был Боцра, у LXX Восор, в русском Восора или Бодра, вероятно, нынешний Бессеира (Besseyra или Ель-Бузере), древняя крепость на горе, в Джебале, к северу от Петры, с селением из 50-ти домов и многими развалинами в окрестности. К нему превосходно идет пророческое изображение судьбы его у Иеремии (Иер.49:7–22). Его нельзя принимать за одно с Вострой, во времена римлян часто упоминаемым городом; потому что последний лежал не в Идумее, а в Гауране, и лежал не на горе, а в открытой равнине. Невероятно, чтобы завоевание идумеян так далеко простирались на север; да и ни в каком случае Гуаранская Востра не могла быть названа представительницей Идумеи, как это изображается у Исаии (Ис.63 гл.) и Иеремии (Иер.49 гл). Третий древний Идумейский город, Феман, упоминается еще в кн. Бытия (Быт.36:34. Он, по Иерониму, лежал в 5-ти милях, а по Евсевию – в 15-ти милях от Петры. Буркгардт отождествляет его с нынешним Маан, на юг от Петры. Феманитяне славились особенной мудростью (Иер.49:7. Авд.1:8. Вар.3:22 и д.); и в кн. Иова упоминаемый Елифаз был феманитянин. К Идумее принадлежали также оба портовые города Еланитского залива – Елаф и Еционгавер. Herz. 3. р. 650.

История идумеев. Выше замечено, что первоначальные обитатели земли Идумейской были хорреи. Они были частью вытеснены и частью покорены Исавом (Втор.2:22). Оставшиеся побежденные хорреи смешались потом с потомками победителей, и уже во времена Моисея Идумейское царство является могущественным и цветущим государством. Сначала они управлялись старейшинами, которые рано потом, должно быть, соединились в одно государство; потому что в кн. Бытия (Быт.36:31) упоминаются восемь следующих друг за другом царей, власть коих была не наследственная. Воинское могущество идумеев имело для себя сильное укрепление в самом характере их горной земли. Кроме воинственности занятие их составляли: охота, земледелие, скотоводство, виноделие и торговля, которой весьма благоприятствовало положение земли. Весьма значительная торговля производилась, с одной стороны, между пристанями Персидского и Еланитского заливов, и с другой – между финикийскими и филистимскими приморскими городами. Характер занятий и жизни идумеев вообще ясно очерчен пророческими словами Исаака, который, благословляя Исава, сказал: «Вот от тука земли будет обитание твое, и от росы небесной свыше. И ты будешь жить мечом твоим, и будешь служить брату твоему; будет же время, когда воспротивишься и свергнешь иго его с выи твоей» (Быт.27:39–40). Все это исполнилось на идумеях. О воинственном характере их свидетельствует вся их история. О религии идумеев нет подробных сведений. Сначала они были поклонниками истинного Бога; но после, может быть, вследствие супружеств Исава с хананеянками, они уклонились к идолопоклонству. Из 2 кн. Парал. (2Пар.25:14–15) видно, что они служили многим богам (сн. Иез.32:29). В отношении к израильтянам недружелюбное отношение их уже видно было в самые времена Моисея. Они не позволили израильтянам пройти чрез их земли в землю обетованную (Чис.20:14–21), несмотря на мирные предложение израильтян, и израильтянам строго запрещено было враждебно относиться к ним, несмотря на их нерасположенность к Израилю (Втор.2:4–5, 8, 23:7). Но такое отношение к ним не могло продолжаться, когда идумеи становились все враждебнее к Израилю. Будучи братьями израильтян и живя в соседстве с ними, они были беспокойными соседями. Уже Саул вел с ними войны (1Цар.14:47). Давид совершенно покорил их, завладев двумя важными их портами при Чермном море: Елафом и Еционгавфром (2Цар.8:14. 1Пар.18:12–13. Сн. 2Пар.8:17. 3Цар.9:26). Но Соломон в конце своего царствование имел уже себе врага в Адере Идумеянине, из царского Идумейского рода (3Цар.11:14–22). По разделении цартва идумеяне были покорны иудеям до времен Иосафата, когда они, соединившись с аммонитянами и моавитянами, сделали нападение на царство Иудейское, но чудесно были поражены в долине благословения (2Пар.20 гл.). Во дни Иосафата у них не было царя, а наместник управлял Идумеей (сн. 4Цар.3:9, 12, 26. и 3Цар.22:47–48). Но в царствование Иорама они приобрели независимость (4Цар.8:20. 2Пар.21:8–10), и сделались потом весьма сильными, хотя некоторые из царей иудейских и старались удержать над ними свое владычество (4Цар.14:7, 22). При Ахазе они делали сильные нападения на Иудею (2Пар.28:17). С этого времени враждебное расположение между идумеями и иудеями достигло высшей степени. Когда Навуходоносор осадил Иерусалим, идумеи охотно соединились с халдеями; со злорадостным чувством смотрели на бедствие прежних своих завоевателей, и принимали самое деятельное участие в грабеже и убийствах при разрушении Иерусалима и разорении земли иудейской (Авд.1:8–15). Пророки с особенной силой обличали, такую враждебность их, возвещая им самим грозное наказание Божие (Иоиль.3:19. Ам.1:11–12. Ис.11:14. 34:5 и д. Авдий. Иер.9:25–26, 25:21, 27:2 и д. 49:7 и д. Плач.4:21. Иез.25:12 и д. Иез.32:29. Гл. Иез.35, 36:5. Мал.1:2–5). По отведении иудеев в плен Вавилонский, идумеи без затруднения завладели опустошенной землей иудейской на юге Палестины даже до Хеврона (Иез.35:10–15. 1Мак.5:65). Около этого времени наватеи, сильный и богатый народ Аравии, распространяясь по северной или Петрейской Аравии до Сирии, и по счастливой до Евфрата и самой Вавилонии, овладели Петрой и утвердились в Идумее, и долго господствовали здесь; идумеи должны были сосредоточиться на юге Палестины. Но они продолжали свою древнюю ненависть к иудеям и по возвращении из плена, во время сирийского владычества, делая нападение на землю Израильскую. Поэтому Иуда Маккавей должен был воевать против них, и он поразил их великим поражением, разрушил укрепление их и множество взял добычи (1Мак.5:3, 65. 2Мак.10:15, 12:32 и д.). Наконец, Иоанн Гиркан совершенно покорил их за 120 лет до Р. Хр., заставил их соблюдать религию и обряды закона Моисеева, и их земля присоединена была к царству Иудейскому, и они с израильтянами составили один народ (Древ. Флав. 13. 9, 1. 15. 7, 9. О Войне Иуд. 4. 5, 5). Но вскоре потом вместе с иудеями подпали под власть римлян, и Идумея сделалась римской провинциею. В это время возвысился богатый идумеянин Антипатр и сделан был прокуратором Иудеи за услуги, оказанные им Кесарю во время войны его с египтянами. Антипатр разделил свое правление между детьми своими, поручив старшему, Фасаилу, заведовать Иерусалимом и его окрестностями, а младшего, Ирода, оставив начальником над Галилеей. Наконец по смерти Антипатра, и потом Фасаила, Ирод сенатом Римским провозглашен был царем Иудеи. Во время земной жизни Спасителя многие и из идумеев следовали за Христом, слыша о великих делах Его (Мк.3:7–8). В последнее время, пред осадой Иерусалима Титом, идумеи, в числе 20-ти тысяч, будучи приглашены в Иерусалим мятежниками, для защиты сего города, произвели здесь ужаснейшее кровопролитие и грабительства (о Войне Иуд. кн. IV. гл. 4 и 5). Но после завоевание Иудеи и разрушение Иерусалима римлянами, спустя около 200 лет по Р. Хр., история не говорит более об идумеях, как самостоятельном народе, подобно как и наватеи, подпавши под власть римлян, при Траяне в 105 г. совершенно покорены были ими и положен был конец царству их. Впрочем, и после потери своей самостоятельности и независимости Идумея включалась географами в Палестину и в пятом веке вместе с другими смежными областями составляла третью Палестину, которой столицей и митрополией считалась Петра, и страна эта производила еще значительную торговлю и пользовалась некоторым благосостоянием. Но в седьмом веке завоевание Идумеи магометанами причинило смертельный удар торговле и благосостоянию ее. Города ее превратились в груды развалин, и самая страна сделалась пустыней. На ней совершенно исполнились пророческие предсказание (см. Ис.34:3–16. Иер.49:7–22). Впрочем, остатки их, смешавшись с аравийскими и другими племенами, по пророчеству, имели войти некогда в царство Господа (Ам.9:12. Ис.11:14. Иер.49:11). См. об Идум. у Герц. и Целл. Сн. поразительное исполнение пророчеств об Идумее у Кейста: Доказ. ист. Хр. Веры. 1870 г. гл. VIII, стр. 298 и далее.


Источник: Опыт библейского словаря собственных имен / [Соч.] прот. П. Солярского. Т. [1]-5. - Санкт-Петербург : Тип. Ф.Г. Елионского и К°, 1879-1887. / Т. 2: [Ж-М]. - 1881. - [2], 674 с.

Комментарии для сайта Cackle