Молох
Молох (מֹלֶךְ = царь; ὁ Ἄρχών, Βασιλέυς, Μολόχ; Moloch; Молохъ, царь; L: Molech, Moloch): Лев.18:21, 20:2–5. 3Цар.11:7. 4Цар.23:10. Иер.32:35. – Божество языческое, древнеханаанское, сиро-финикийское и аммонитское. В еврейском встречаются подобные выражения: מִלְכֹּם (3Цар.10:5, 33. 4Цар.23:13) и מַלְכָּם (Иер.49:1, 3. Соф.1:5); у LXX: Μελχώμ, Μελχόμ. У финикиян и в разных их колониях оно называется Мелькарт, Ваал-Мелех, Малком, Малика, Малкан (Herz. IX. р. 714). Малхома или Милхома аммонитян иные отличают от Молоха вообще, потому что о приношении ему в жертву детей, как Молоху, не говорится (Иер.49:1–3. 4Цар.23:13); но, по недостатку данных, трудно в точности определить различие между ними. По кн. Царств не видно различия, потому что то же божество аммонитское называется и Милхом и Молох (3Цар.11:7. 4Цар.23:13). Сн. Keil и Del. на 3Цар. р. 127. Иные принимают Молоха за Хамоса моавитского; но Хамос моавитский и Молох или Милхом аммонитский различаются в Писании (3Цар.11:7. 4Цар.23:13). Более близкое сходство Молох имеет с Ваалом – божеством солнца, которого и хананеи и финикияне почитают за господина и царя, и одинаково изображают его, и одинаковое совершают служение. И то и другое имя соединяются в одно на киликийских монетах с надписью: Baалмолех (בַּעַלְמֹלֶךְ). Но Ваал и Молох не тожественны: Ваал есть общее название божества народов передней Азии, а Молох – частное. Нетожественность их видна и из того, что хотя они поставляются вместе, но различаются у пророка (Иер.19:5, 32:35). По описанию раввинов, идол Молоха представлял медную статую с бычачьей головой, прочими членами человеческими, с внутренностью пустою, с простертыми книзу руками, на кои полагали обреченных в жертву ему детей, и они от пылающего снизу пламени сгорали (сн. в Киев. перев. прим. на 3Цар.11:5. Ackerm. Arch. р. 461. Арх. Мих. Толк. на Мф. стр. 81). Подобным образом Диодор Сицилийский (XX, 14) описывает изображение статуи Карфагенского Хроноса или Сатурна, которому также, как Молоху, приносили в жертву детей (Keil и Del. на Лев. р. 130. Zell. 2. р. 136. Herz. IX. р. 715). Вероятно, основанием такого идолослужения вначале было боготворение светил небесных, особенно солнца, или обожание всепожирающей силы огня, которые были потом олицетворены, и в разные времена и в разных местах являлись в разных видах. Отсюда в Свящ. Писании служение Молоху соединяется иногда и со служением Ваалу, как божеству солнца, и поставляется вместе и со служением светилам небесным вообще (см. напр. Ам.5:26–27. Деян.7:43. Иер.19:5, 32:35. 4Цар.21:3–7, 23:4–15), и названия: Молехет – богиня неба (Иер.7:18, 44:17–21), Астарта (звезда) – богиня луны, равно как Адрамелех и Анамфлех, в которых видно тоже имя Молоха, указывают вместе и на служение светилам небесным. Herz. IX. р. 716. Zell. 2. р. 137. Keil и Del. на Иер. р. 118. сн. Астарта и Адрамелех и Анамелех. Св. Писание рано упоминает об идолослужении Молоху. Может быть, начало к этому положено было еще в Египте, или даже ранее (сн. Лев.18:21, 20:2–5. сн. Ам.5:26. Нав.24:2. 14. Иез.20:7. 26. сн. Zell. 1. р. 13). – В чем состояло служение Молоху? Из разных мест Св. Писания видно, что оно состояло преимущественно в приношении детей в жертву этому идолу. Так было у хананеев и финикиян и в колониях финикийских. Об этом свидетельства можно находить у Диодора Сицилийского, Иустина, Баррона, Курция, Порфирия, Тертуллиана, Евсевия, и других. Св. Писание идолослужение это изображает в следующих выражениях: «из детей своих давать Молоху» (Лев.18:21, 20:2–5); «сожигать сынов и дочерей своих на огне богам своим» (Втор.12:31); «приносить сынов и дочерей своих в жертву бесам, или приносить их в жертву идолам Ханаанским» (Пс.105:37–38); «приносить сынов и дочерей своих в жертву на снедение им» (Иез.16:20); «сожигать сынов и дочерей в огне» (Иер.7:31, 19:5); «проводить сынов и дочерей чрез огонь Молоху» (4Цар.23:10. 2Пар.28:3); «проводить чрез огонь в пищу идолам» (Иез.23:37); «закалать детей» (Ис.57:5. Иез.16:21). Выражение «проводить чрез огонь для Молоха» (4Цар.23:10) в иных местах представляется сокращенно, без упоминания о Молохе (Втор.18:10. 4Цар.16:3, 17:17, 21:6. 2Пар.28:3. Иез.20:31, 23:37). Выражение это многие принимали и принимают в смысле провождение чрез огонь, без сжигания, в смысле очищения (Чис.31:23. Ис.6:6–7), или в смысле посвящения детей на служение Молоху (Лев.18:21). Но другие разумеют действительное закалание и сжигание детей, как это показывают выражения: приносить в жертву, закалать, сжигать на огне, приносить в пищу огню, приносить в жертву на снедение идолам и т. под. Надобно полагать, что и тот и другой род идолослужения имел место. Что действительно сжигали, свидетельством тому служит долина Енномова в Иерусалиме и упомянутые выше прямые выражение о сем Писания; а что и прохождение чрез огонь, без действительного закалания и жертвоприношения, могло иметь также место, это доказывается господствующим суеверным обычаем у многих древних языческих народов проводить детей, или самим проходить чрез огонь для очищения (сн. Трульск. Всел. Собора Прав. 65). В Европе обычай этот особенно господствовал в средние века. В Ост-Индии и доселе мужья с новорожденными детьми своими проходят между двумя огнями (Herz. IX. р. 717–718. Keil и Del. на Лев. р. 131). Предостережение от этого идолослужения среди избранного народа Божия мы находим еще во времена Моисея (Лев.18:21, 20:2–5. Втор.12:31). Во времена Судей евреи служили Ваалам и Астартам, и божествам арамейским, и моавитским и аммонитским, и филистимским (Суд.2:12–13, 3:5–7, 10:6. и др.). Соломон строил капища Милхому или Молоху и другим божествам близ самого Иерусалима (3Цар.11:3–8). Во времена Ахаза, Манассии, Иосии служение ему происходило в долине сынов Еннома, где приносили детей в жертву ему и проводили детей чрез огонь для него (4Цар.16:3. 21:6, 23:10, Иер.7:31, 19:2, 6, 11–13, 32:35. Иса.30:33). Царь Иосия разрушил и Тофет в долине Еннома, где проводили детей чрез огонь Молоху и статуи, и жертвенники, и высоты, посвященные идолам (4Цар.23:10–13); но идолослужение это продолжалось и после (Иез.20:26, 31). После отведения в плен 10-ти колен мы находим такое же идолослужение у сепарваимцев, поселенных в городах Самарийских; они сжигали детей своих в огне Адрамелеху и Анамелеху, которые, вероятно, были почитаемы за божества солнца и луны, как Ваал был божеством солнца. Пророки особенно сильно обличали иудеев за такое отступление от Бога, и предсказывали за это страшные наказание (Лев.20:2 – 5. Втор.4:15 – 19. 23 – 28. 4Цар.17:17. Иез.16:35... Иер.7:32. 19:6), которые наконец и постигли их (4Цар.17:7–20. 2Пар.36:12–20). Herz. IX. p. 714... Zell. 2. p. 136–137. сн. Keil и Del. на указ. места.