Источник

Илиополь

Илиополь (אֹן ,אוֹן) – на коптском и древнеегипетском значит солнце, город Солнца; Ἡλιούπολις, Ὤν; Heliopolis; Илiополь, Ѡнъ; L: On):

a. Быт.41:45, 50, 46:20. Исх.1:11. – Древний город египетский, называемый по-египетски «Он», у Иез. в еврейском: Авен (אָוֶן) (Иез.17:30), у Иеремии (Иер.43:13): дом или город Солнца (בֵּית שֶׁמֶשׁ), у греков и римлян: Ἡλιούπόλις, Heliopolis. Город этот лежал на восточном берегу Нила, в 6-ти часах пути к северу от Мемфиса, недалеко от Биркет ел-Гаджи, который ныне составляет первую станцию на пути от Каира на восток, в Мекку. Он особенно знаменит служением Солнцу и храмом солнца, и в нем содержался священный бык, Мневис, символ солнца, которому поклонялись также, как быку Апису. Здесь было местопребывание Потифера, жреца Илиопольского, на дочери коего женат был Иосиф (Быт.41:45). Ныне всюду здесь одни развалины и запустение, предсказанное пророками. Илиополь, согласно с пророчествами, разрушен был сначала Навуходоносором (Иер.43:13), и потом, согласно пророчеству Иезекииля (Иез.30:13–19), разрушение довершено Камбивом в 525 г. до Р. Хр. Оставшимися художественными произведениями его Август украсил свою резиденцию – Рим, и император Константин – Константинополь. По Геродоту, жрецы илиопольские отличались в древности своей ученостью и своими познаниями пред прочими. Страбону, который писал незадолго до Р. Хр., показывали еще здесь дома, где жили Платон и Евдокс, знаменитые мужи Греции, которые учились здесь у жрецов египетских. Но теперь из за груд развалин один только обелиск, от 60-ти до 70-ти футов вышины, возвышается здесь над запустением – как бы для того, чтобы свидетельствовать, что здесь существовал некогда знаменитый город и храм солнца. Для нас замечательно здесь селение Матарие (Matarieh). Это мирный оазис среди безмолвной пустыни, осененной веселой рощей. Он лежит в двух часах к северу от Каира и к югу от Илиополя. У коптов он носит название Айн Шемс (источник солнца) – от протекающего здесь источника солнца, Матариех же (свежая вода) по-арабски называется от чрезвычайной доброты воды его, которая славится в окрестности. Здесь, по преданию коптов, пребывала св. Дева Мария с младенцем Иисусом, во время бегства своего от Ирода. Здесь, возле Илиополя, были колонии еврейские, и святое семейство могло избрать себе жилище между своими соотечественниками и Илиополь, находившийся тогда уже в запустении, предпочесть шумному Мемфису. Пут. Норов. 1. стр. 283–292. Herz. X. p. 610–612. Zell. 2. p. 221.

б. Ам.1:5. Есть еще город, известный под именем Илиополя, на севере Палестины, в Келесирии, выше Емафа, в нынешнем сирийском пашалыке Бейруте, в знаменитой долине Биках. Он иначе называется Ваалбек, что значит долина, посвященная Ваалу. Имя это указывает на религиозное значение этой местности. Позволяем себе заимствовать здесь некоторое краткое извлечение о сем городе и его памятниках из описание их Г. Олесницким. Ваалбек, – пишет он, – был центральным религиозным пунктом не только для Сирии, но и для всего языческого востока, сосредоточивая в себе главнейшие на востоке святилища солнца – Ваала. В нем мы находим твердые, неизгладимые следы служение Ваалу. Ваальбек был группой храмов, посвященных сему божеству, священным акрополем. Главных храмов в нем было два, из которых один ныне называется большим храмом, а другой – малым. Впрочем, и малый храм, рассматриваемый отдельно, есть один из величайших храмов в мире, и только от близкого соседства другого исполинского храма он может казаться малым. Малый храм отличается от большого тем, что не имеет дворов, составляющих две трети длины большого храма. Зато, со своей стороны, малый храм был построен изящнее и прочнее; он и более сохранился от разрушительного времени в своей целости. Подобно всем ливанским храмам, храмы Ваальбека в своем материале представляют главным образом два элемента: первоначальный, основной арамейский элемент, циклопического характера, и элемент вторичного восстановления храмов римского характера. Первый элемент ясно открывается в огромнейших монолитных камнях, из которых построены стены этих храмов и стены подземелий их. Камни эти состоят из материала местной почвы, как показывают древние баальбекские каменоломни, в 10-ти милях идущие на юг от большого храма, вдоль подошвы Антиливана. Здесь один из камней Ваальбекской каменоломни, уже совершенно обтесанный, но почему-то оставленный на полпути к акрополю и не употребленный в дело (может быть, по невозможности перенести его на его место в стене храма), удивляет всех путешественников по исполинским своим размерам, как чудовищный памятник древнего могущества; он известен под арабским именем Хаджер-ель-Кибла, камень юга. Римский элемент этих храмов составляют: высшая симметрия и орнаментация в главных частях их, сообщившая массивному циклопическому материалу ту почти летучую легкость и красоту, которых нельзя видеть без удивления. Говоря словами Робинсона, в памятниках Ваальбека сочеталось самое громадное, какое только может произвести человек, с самым прекрасным. Коринфский стиль пилястр и капители и фризы колонн, прекрасная орнаментация цветов, виноградных листьев, изображение разных животных, разные бюсты и фигуры богов, героев, императоров, латинские надписи, и т. под., очевидно, позднейшего римского происхождения. Судя по громадности материала храмов Ваальбекских и по монолитной форме их архитектуры, когда строитель исполинским аршином мерил свои работы и свои памятники строил по образу нерукотворенных созданий окружавшей его природы, когда громоздил горы на горы, обделывал целые скалы, как кирпичи, и складывал их в огромные стены и башни, строение их надобно относить к древнейшим, первобытным сооружениям в мире, к тем временам, когда арамейские народности были одним, тесно связанным целым и стояли под одним религиозным знаменем божества солнца или Ваала, не разделявшего еще приносимого ему поклонения с остальным воинством небесным, как это было в позднейшие времена, во времена, наприм. царей израильских, когда культ Ваала был уже раздроблен на отдельные культы у разных народностей. Макровий пишет, что ассирияне почитают в Илиополисе с чрезвычайными церемониями Юпитера, культ которого переведен туда из соименного египетского города. Точно также Лукиан называет богослужение Ваальбека египетским и его храм первобытным, ἀρχαῖον»; но эти свидетельства не указывают первоначального построения храмов Ваальбека, а дают видеть только, что между Илиополем Египта и Илиополем Сирии была религиозная связь, как между двумя важнейшими центрами древнего богослужения. Центральное святилище Арамеи не могло быть построено чужеземцами, и тем более жрецами египетскими. Нельзя видеть также здесь одно римское или византийское искусство, как некоторые думают. Самые большие камни, какие когда-либо поднимал человек на земном шаре, были делом восточных народов, а не римлян, для которых мир титанов и циклопов отошел далеко в область мифологии. Только древнеарамейская архитектура была архитектурой монолитизма, дающего одинаково себя чувствовать во всех семитических сооружениях. Замечательно, что Ваальбек удерживал семитическое свое название даже и при римском управлении, и имя Илиополиса совершенно вытеснено было впоследствии. Может быть, под именем Ваала первоначально разумелось здесь не божество солнца и не идол Ваал, как в позднейшие времена, а изображалось им представление величие Божия, как Владыки и Господа неба и земли, подобно как под именем Юпитера в Илиополе Египетском почиталось верховное божество. Но пророк Амос за восемьсот лет до Р. Хр. называл уже долину Виках долиной идолов, долиной нечестия и идолослужения, показывая этим господство здесь идолослужения и вместе ничтожество идолов и суетность надежд на них (Ам.1:5). В последующие времена ливанские храмы особенно реставрированы были римлянами. Перейдя в руки римлян, храмы Ваальбека получили в главных частях своих высшую симметрию отношений и чудную красоту, превышающую красоту храмов Фив и Афин. Кому из римских императоров принадлежит эта реставрация древнеарамейского акрополя в Ваальбеке, вопрос этот разрешается надписями на двух пьедесталах пропилей большого храма. Из них видно, что обновление храма сделано было Антонином Пием и Юлией Домной, в честь великих богов Илиопольских, под которыми нужно разуметь Ваала Зевса и группу подчиненных богов. Надобно, впрочем, полагать, что Антонин не окончил возобновление баальбекского акрополя, так как на илиопольских монетах времени Антонина нет храма, и только Септимий Север первый раз чеканил медаль с изображением храма и надписью: «Colonia Heliopolis Iovi Optimo Maximo Heliopolitano». Монеты последующих императоров продолжают изображать храм Илиополя в виде перистиля; к нему восходят по ступеням; лицевая сторона с портиком; в центре храма кипарис, дерево, посвященное солнцу; внизу виден жертвенник; на некоторых илиопольских монетах являются волы, как жертвенный материал храма. Славе и великолепию илиопольских храмов способствовало особенно то, что супруга Септимия Севера была дочь местного жреца, а император Гелиогабал сам был жрецом Илиопольским. От 269 г. по Р. Хр. есть свидетельство (Chron. pasch. 512), что в Илиопольском храме совершались религиозные оргии баядерок, вероятно, укрывавшихся в подземельях храма, получивших при римской реставрации особенно чистую отделку и приспособление для церемоний. При императоре Константине Вел. святилище Илиополиса обращено в хр. церковь. Юлиан восстановил здесь опять языческое идолослужение, а Феодосий В. в 379 г. опять сделал его христианским храмом. В V веке упоминаются два епископа Илиополиса. В VII в. Илиополис подпадает под власть магометан и свящ. акрополь под именем Ваальбека обращается в военную крепость. В 12 в. три землетрясения потрясли Ваальбекские памятники, тем не менее в 14-м в. Ваальбек изображается древним городом с сильной крепостью. В истории Крестовых походов Ваальбек не упоминается. В 16 в. святилище большого храма было разрушено и удержалось на месте только 9 колонн перистиля. В 18-м в. от большого храма осталось на месте 6 нынешних колонн, а от перистиля малого храма 20. В это же время поколебался портал малого храма. Постоянные войны турок с горцами и землетрясение кончили разрушение остальных городских зданий Ваальбека. Олесн. Св. Земля, Т. 2, стр. 589–614. сн. Кейт. Док. Ист. Хр.В. 1870 г. стр. 237–241. Сн. Авен.


Источник: Опыт библейского словаря собственных имен / [Соч.] прот. П. Солярского. Т. [1]-5. - Санкт-Петербург : Тип. Ф.Г. Елионского и К°, 1879-1887. / Т. 2: [Ж-М]. - 1881. - [2], 674 с.

Комментарии для сайта Cackle