Источник

Ирод

Ирод (Ἡρώδης; Вульг.и Лют.: Herodes; Сл. Ирѡдъ):

а. Мф.2:1, 3, 7, 12–13, 15, 16, 19, 22. Лк.1:5. – Ирод, называемый в истории Великим, царь Иудейский. Он был сын Антипатра, богатого идумеянина, который за свои услуги вошедши в особенную доверенность у Юлия Кесаря, получил от него право римского гражданства, и сделался прокуратором Иудеи, в царствование первосвященника Гиркана II-го. Слабость Гиркана, который, со времени подчинения Иудеи при Помпее римскому владычеству, носил только титул царя, а в действительности не имел его, позволила ему возвысить свой дом и сделаться властителем всей этой страны. Предприимчивый и честолюбивый сын его Ирод, сначала управлял Галилей, а потом, по смерти отца своего, снискав благосклонность Антония, получил от него звание тетрарха Иудеи (Древн. Флав. Кн. XIV. гл. 13. § 1), и наконец, несмотря на усилия Антигона, племянника Гирканова, сына Аристовула II-го, потомка славных Асмонеев, удержать за собой престол и первосвященство иерусалимское, своими происками, ласкательством и красноречием, привлекши к себе Антония и Октавия, получил от них, сверх всякого ожидания, титул царя Иудейского (Древ. К. XIV. гл. 13 и 14, § 1–5) и, возвратившись в Иудею после трехлетней войны с Антигоном, победив его с помощью римлян, сделался наконец действительным царем Иудейским, находясь, впрочем, в совершенном подчинении властителям Рима, так как Иудея тогда была римской провинцией. Антигон, по проискам Ирода, был казнен (Древн. К. XIV. гл. 15 и 16). Но утверждение его на престоле не доставило ему спокойствие и безопасности. Правление его было самое жестокое, деспотическое. Как идумеянин, будучи не из царского рода Давидова, он был незаконным царем народа иудейского. Сознавая это, он был весьма подозрителен, и по своим подозрениям не щадил не только народа, но и знатнейших иудеев, и членов верховного совета Иерусалимского, и даже своего родства. Тридцатичетырехлетнее его царствование ознаменовано рядом злодеяний. Чтобы утвердить за собой власть над Иудеей, он еще прежде вступил в родство с царственным и первосвященническим родом и домом Маккавеев, и именно он обручился с Мариамной, которая была дочь Александра, сына Аристовулова, и Александры, матери Гиркановой. У Мариамны был брат Аристовул, внук Гиркана от дочери его Александры. Уступая просьбам жены своей Мариамны и желаниям своей тещи, матери Аристовуловой, он возвел его в первосвященническое достоинство; но видя любовь к нему народа, утопил его. Отправляясь на суд за это к Антонию, он поручил управление делами дяде своему Иосифу, женатому на сестре его Саломии, дав ему тайное повеление, в случае своей смерти, умертвить Мариамну, чтобы не вступила в новое супружество, и по оправдании своем пред Антонием и возвращении, узнав, что Мариамне открыто было тайное его повеление, казнил Иосифа. После Актийского сражения, когда Август сделался единодержавным, предпринимая путешествие в Рим, чтобы приобрести благоволение нового властителя, и не зная, какой оборот примут дела его, он не хотел, чтобы кто-нибудь из царского рода, в его отсутствие, оставался в Иерусалиме, и потому приказал умертвить доброго восьмидесятилетнего старца Гиркана, коварно обвинив его в его сношениях с Малхом, царем Аравийским, и жену и тещу велел содержать под строгим присмотром в одной крепости, дав опять тайное повеление, в случае своей смерти, умертвить их. В Риме своею великодушной откровенностью пред Августом, своими обещаниями быть также верным ему, как был доселе верен Антонию, своими великолепными подарками и разными одолжениями, он приобрел отличное благоволение повелителя Рима. Но, возвратившись в дом свой, не видя прежнего расположения к себе Мариамны, он по своим подозрениям и клеветам на нее сестры своей Саломии, предал ее суду, и она осуждена была на смерть. После, сильно скорбя о ней, во время болезни своей он повелел предать смерти и тещу свою Александру, которая впрочем заслуживала то. По выздоровлении своем, сделался и еще подозрительнее и свирепее, не щадя и самых близких друзей своих (Древ. К. 15. гл. б и 7). Стараясь угождать Августу и вообще римлянам, он в противность иудейским законам и обычаям завел в Иерусалиме языческие игры и зрелища, в разных местах строил храмы в честь Августа, а для своей безопасности строил разные укрепления, как напр. в Самарии и других местах. Впрочем, как свою подозрительность и жестокость, так и свое нечестие старался прикрывать видом добродетелей. Во время голода, он истощил свои сокровища для вспоможение народу и неоднократно слагал с него дани, за что заслужил имя благодетеля народного. Желая казаться благочестивым, он великолепно возобновил и украсил Храм Иерусалимский. Но вводя языческие нравы и обычаи из ласкательства римлянам, устрояя всюду портики и статуи и на самых вратах храма Иерусалимского поставив золотого орла, он приводил себя чрез это в презрение у ревнителей благочестия. Сколь мало уважал он благочестие, видно из того, что по произволу многократно переменял первосвященников иудейских. В старости, сделавшись до безрассудности подозрительным, он предал казни двух сынов своих от любимейшей жены своей Мариамны: Александра и Аристовула. Во время последней болезни казнил несколько человек за сокрушение упомянутого выше золотого орла; казнил любимого прежде, но неблагодарного, старшого сына своего, от первой жены своей, Антипатра; и наконец, собрав в Иерихон знатнейших иудеев, дал повеление умертвить их в минуту своей смерти, чтобы она не осталась без слез. До какой степени вместе с подозрительностью простиралось и его властолюбие, видно из того, что, узнав о новорожденном царе Иудейском – Спасителе, мира, и, по премудрому устроению Божию, не будучи извещен о нем Восточными мудрецами, он избил 14 тысяч младенцев вифлеемских, думая в том числе погубить и Спасителя, тогда как самому оставалось немного времени царствовать; он вскоре умер в самых тяжких страданиях, будучи снедаем червями. Местом погребения его почитается Иродиум, построенный им в 60-ти стадиях на юг от Иерусалима, в память победы его над иудеями на этом месте и часто упоминаемый Флавием (Древ. Иуд. XIV. 13, 9. XV. 9. 4. о В. Иуд. 1. 33, 9). См. Древн. К. XV. гл. 8. 9. 11. К. XVI. гл. 3 и 4. гл. 11. и К. XVII. гл. 2. 4. 5. 6. 7 и 8; Библ. Ист. Фил; Слов. Яцк. и Благ. 1. р. 217–230; Herz. VI. р. 8–14; Богосл. Св. Ист. В. 3. 1871 г. стр. 511–523.

б. Ирод Антипа (Ἀντίπατρος, Ἀντίπας): Мф.14:1, 3, 6... Мк.6:14–18, 20–22... Лк.3:1, 19, 9:7, 9, 13:31, 23:7, 8, 11, 12, 15. – По смерти Ирода Великого, царство его, согласно его желанию, разделено было по повелению Августа между детьми его. Поэтому сын его, Ирод Антипа, полупил в управление четвертую часть царства Иудейского, заключавшую в себе Галилею и Перею, и потому назывался четверовластником (Лк.3:1). Он был человек мягкого и кроткого сердца, но слаб, роскошен, сладострастен и беспечен. Он имел законную жену, дочь царя Аравийского Ареты, но отверг ее, и отнял жену у Филиппа, брата своего, Иродиаду. Иоанн Креститель обличал за это Ирода, и Ирод боялся его, зная его святость, и берег его, и многое делал, слушаясь его, и с удовольствием слушал его (Мк.6:18–20); но бесстыдная и злая женщина искала случая погубить Иоанна, и из-за нее он был уже заключен в крепость Махеру, на северо-восточном берегу Мертвого моря, и наконец, как известно из Евангельской истории, воспользовавшись безрассудной клятвой Ирода, она достигла цели своей (Мф.14:6–11. Мк.6:21–29). Совесть сильно обличала за это Ирода. Как саддукею (таковы большею частью были высшие властители) ему не свойственно верить воскресению мертвых; Предтеча не творил чудес; но убийца праведника, слыша о делах Иисуса Христа, не хотел и верить, чтобы это был другой кто-нибудь, кроме Иоанна. «Его же аз усекнух Иоанна, той есть, той воста от мертвых, и сего ради силы деются о нем». Так внутренний голос обличал виновного (Мф.14:1–3. Мк.6:14–16. Об этом Ироде известно еще из Евангелия, что он желал видеть Иисуса Христа, слыша о делах Его (Лк.9:7–9, 23:8); но это не было желанием спасение или желанием услышать истину, но – чтобы удовлетворить только праздному своему любопытству. Господь большую часть времени проводил в Галилее, и Ирод всегда мог видеть Его, если бы имел истинную веру и истинное желание послушать Его. В последнее время, во время суда над Господом, Пилат посылал Его к Ироду, как принадлежащего к его области, желая узнать его мнение, и. Ирод очень обрадовался, увидев Иисуса, и о многом раскрашивал Его; но – не для своего научения, а по одному праздному любопытству, оставаясь по-прежнему беспечным в самом себе, и потому Господь ничего не отвечал пред ним, и он, уничижив Господа и наругавшись над Ним, в белой одежде послал Его обратно к Пилату, показывая этим одну свою насмешливость и пренебрежение к Господу (Лк.23:6–11, 15). В последствии времени, подстрекаемый беззаконной женой своей, Ирод начал домогаться царского достоинства и заключил союз с парфянами против римлян. За это вместе с Иродиадой он сослан Калигулой в заточение в Лион – в Галлии. Сн. Слов. Толля, Яцк. и Благ., арх. Мих. Толк. Ев. от Мф., Марка и Луки, и Целл. T. 1. стр. 588–589.

в. Ирод Агриппа 1-й: Деян.12:1, 6, 11, 19–23. – Сын Ариствула и Вереники, внук Ирода Великого. Воспитывался в Риме вместе с Клавдием и Друзом; но, по причине своей расточительности пришедши в бедность и лишившись при этом расположение Тиверия, обвинен был потом в замыслах против Тиверия и заключен в темницу. Но он пользовался любовью и расположением Кая Калигулы и Клавдия. Отсюда, по смерти Тиверия, Кай Калигула, вступивши на престол Римский, в награду за приверженность к себе сего Ирода, дал ему тетрархии Филиппа и Лисания, а вскоре потом и земли заточенного в Лион Ирода Антипы, т. е. Галилею и Перею (Древн. к. 18. гл. 6 и 7). По смерти Калигулы, пользуясь покровительством Клавдия, коего избранию он содействовал своею властью (Др. XIX. 4, 1), он не только удержал за собой области, данные ему Калигулой, но получил еще царство Иудейское и Самарийское, и все те земли, коими владел дед его, Ирод Великий, и так. образ. Иудея еще раз соединилась под его властью в одно целое, хотя и не имела самостоятельности (Древ. К. 19. гл. 5, 1. и 8, 2). Сей царь много мог бы сделать для блага Иудеи; но он омрачил свое правление преследованием христиан в угодность иудеям, будучи ревностнейшим и самым набожным хранителем отечественных их постановлений (Древ. XIX. 7, 3). Он убил мечем св. ап. Иакова, сына Зеведеева, брата Иоанна Богослова, и видя, что это приятно иудеям, также хотел было поступить и с ап. Петром; но Промысл спас его (Деян.12:1–19. Евс. Церк. Ист. К. 2. гл. 9). И вскоре затем и сам гонитель кончил жизнь свою. Будучи в Кесарии на играх, отправлявшихся в честь Кесаря, ослепленный гордостью, он допустил ласкателям называть себя Богом, и вдруг поражен был ангелом, и почувствовав внутреннюю тяжкую болезнь, перенесен был в свой дворец, и здесь на пятый день скончался, будучи изъеден червями (Деян.12:20=23). Флавий довольно подробно пишет об этой смерти Ирода, только он иначе излагает суд Божий, постигший Ирода за его гордость (Древн. к. 19. гл. 8. § 2). Сн. Арх. Мих. на Деян. ап. 1878 г. р. 317–321. Zell. 1. р. 589–590.

г. Ирод Агриппа II-й: Деян.25:13, 22–26, 26:1... Деян. 26:27–28. 32. – Сын Ирода Агриппы 1-го, внука Ирода Великого. Он остался по смерти отца своего 17-ти лет, и потому не мог быть назначен преемником его. Впрочем, вскоре Клавдий отдал ему в управление царство Халкидское (Древн. 19. 9, 2. 20. 5, 2), а потом чрез 4 года, вместо Халкиса отдал ему тетрархии Филиппа и Лисания, с титулом царя и полномочием – иметь попечение и надзор за храмом Иерусалимским и избирать Иерусалимских первосвященников (Древн. 20. 7, 1. сн. 20. 1, 3). Нерон, вступивший после Клавдия на престол, присоединил к его владениям и еще несколько областей (Древн. к. 20. гл. 8. § 4). В это между тем время в Иудее происходили ужасные беспорядки и возмущения, и римские прокураторы не только не в состоянии были поддерживать порядок, но своим сребролюбием, жестокостями и неправдами только еще более раздражали народ (Древн. к. 20.гл. 5–9). При Агриппе II-м прокураторами были: Феликс, Фест, Албин и, наконец, Гессий Флор. При Феликсе и Фесте св. ап. Павел, по клеветам и своеволию слепых и суеверных ревнителей закона, был уже под судом и содержался под стражей в Кессарии. Когда вступил в управление Иудеей Фест, Агриппа с сестрой своей Вереникою прибыл к нему в Кесарию для поздравление его с этою должностью. В это между тем время апостол, не видя беспристрастия себе в правителях римских, потребовал суда у Кесаря, и Фест, не зная ничего верного о нем, предложил теперь его дело на рассмотрение Агриппе. Назначено было торжественное собрание, и здесь-то апостол говорил знаменитую защитительную речь свою, которая, впрочем, вся «направлена была не столько к личной его защите, сколько к защите всего дела, к которому он призван, к защите всего христианства, как единой истинной религии в мире» (Деян.26:2–29). Речь эта произвела сильное на всех впечатление; все видели невинность Павла, и Агриппа сказал Фесту: его можно было бы освободить, если бы он не потребовал суда у Кесаря. Посему Фест решился послать его к Кесарю. При этом Агриппе происходило последнее восстание иудеев против римлян. Напрасно царь этот старался вразумить иудеев. Он должен был удалиться из Иерусалима, и потом, соединившись с наместником Сирии, Цестием Галлом, вести войну против возмутителей. Он помогал потом Веспасиану, присутствовал при самом взятии Иерусалима Титом, и, по взятии, последовал за ним в Рим. Умер в конце первого века. Со смертью его прекратилась династия Иродов, царствовавших 140 лет в Иудее. Сн. Слов. Яцк. и Благ., Толля, Целлера и Герцога.

Иродиада (Ἡροδιάς, Herodias, Ирѡдiа): Mф.14:3, 6. Мк.6:17... Лк.3:19. – Дочь Аристовула, сына Ирода Великого, и след., внука сего Ирода. Она находилась в замужестве за дядей своим, Филиппом, сыном Ирода Великого от третьей жены его Мариамны, братом Ирода Антипы, сына того же Ирода Великого от пятой жены его Клеопатры. Но она оставила мужа своего и стала жить с братом его, Иродом Антипой, тетрархом Галилеи и Переи, который отверг из-за нее законную жену свою, дочь Ареты, царя Аравийского Она-то была причиною смерти Иоанна Крестителя, которого Ирод уважал и которого все почитали за пророка (Мк.6:17–28). После она побудила Ирода домогаться царского достоинства; но Калигула не только не удостоил его сего достоинства, напротив, лишив тетрархии и имущества, сослал вместе с ней в заточение в Лион, и там она кончила жизнь свою в уединении, бедности и неизвестности. Слов. Яцк. и Благ. Арх. Мих. Толк. Ев. от Mф.p. 259. Сн. Ирод – б.


Источник: Опыт библейского словаря собственных имен / [Соч.] прот. П. Солярского. Т. [1]-5. - Санкт-Петербург : Тип. Ф.Г. Елионского и К°, 1879-1887. / Т. 2: [Ж-М]. - 1881. - [2], 674 с.

Комментарии для сайта Cackle