Источник

Ииуй

Ииуй (יֵהוּא = Господь есть Он, или: это Господь; Ἰηοῦ, Ἰοῦ; V. и L: Iehu; Іиуй):

а., 3Цар.16:1, 7, 12. 2Пар.19:2, 20:34Пророк, сын вероятно прозорливца Анании, обличавшего Иудейского царя Асу за союз его с Венададом, царем Сирийским (2Пар.16:7). Ииуй, по слову Божию, возвестил Ваасе, царю Израильскому, скорое истребление дома его и его потомства за то, что он пошел путем Иеровоама и делал злое пред очами Господа, подражая Иеровоаму (3Цар.16:1, 7), – и дом Ваасы действительно вскоре был истреблен Замврием (3Цар.16:12). Этот же пророк впоследствии обличал царя Иосафата, при возвращении его из похода против сириян, за союз его с нечестивым Ахавом, присоединив, что только его добродетели спасли его от погибели (2Пар.19:2–3), Он же записывал дела царствования Иосафата, и записи его внесены в книгу царей Израилевых (2Пар.20:34). В русск. пер. в 3Цар. читается Иуй. Слов. Яцк. и Благ. Т. 2. стр. 56. Сн. Keil и Del. на указ. места Царств и Паралип.

б., 3Цар.19:16. 4Цар.9:2, 10:1, 18, 13:1, 15:12, 2Пар.22:7, 25:17. Ос.1:4. – Ииуй, сын Иосафата, внук Намессиев, царь Израильский (4Цар.9:2–3). Он вместе с товарищем своим Бидекаром служил в войске Ахава, царя Израильского и слышал изреченное на него пророчество от Господа (4Цар.9:25). Когда пророк Илия был на горе Хориве, Господь повелел ему помазать Ииуя, сына Намессиина, в царя над Израилем (3Цар.19:16). Теперь, во дни Охозии ц. Иуд. и Иорама ц. Израил., он был одним из военачальников израильских при осаде Рамофа Галаадского. В это время пророк Елисей, призвав одного из сынов пророческих, послал его в Рамоф Галаадский помазать Ииуя на царство, и он, помазав его наедине, сказал ему: «Так говорит Господь, Бог Израилев: “помазую тебя в царя над народом Господним, над Израилем; и ты истребишь дом Ахава, чтобы отмстить за кровь рабов Моих пророков и за кровь всех рабов Господних, павших от руки Иезавели; и погибнет, весь дом Ахава, и сделаю его, как дом Иеровоама, сына Наватова, и дом Ваасы, сына Ахиина; Иезавель же съедят псы на поле Изреельском, и никто не похоронит ее”» (4Цар.9:6–10). Узнав о сем прочие военачальники, тотчас провозгласили его царем, и Ииуй тотчас же в сопровождении Бидекара и войска отправился в Иезреель, и, встреченный на пути изумленными его прибытием царями, Иорама застрелил из лука и приказал бросить труп его на земле Навуфея, а Охозию велел поразить на его колеснице, отчего он и умер в Магеддоне. Иезавель, которая при въезде его в Иезреель, думала ослепить его своим величеством и убранством, брошена, по его· приказанию, из окна под ноги лошадей и съедена псами. Потом повелел он жителям Самарии умертвить всех сынов Ахавовых, и их 70 человек было убито, и головы их посланы были к нему в Изреель. Умертвив затем всех оставшихся из дома Ахавова в Изрееле, и всех вельмож его и священников, отправился в Самарию, и встретив на пути 42 человека родственников Охозии, также умертвил их (4Цар.9:14–37, 10:1–14, 17). Будучи орудием Божиим против дома Ахавова и истребив весь род его, он истребил также и всех пророков Ваала, разбил идола и раз рушил храм его (4Цар.10:18–28). Но, при всей своей ревности, он не хотел оставить идолослужения, введенного Иеровоамом, и пророк предсказал, что Бог взыщет кровь Изрееля с дома Ииуева и положит конец царству дома Израилева (Ос.1:4). В последние годы своего царствование Ииуй наказан был от Бога нападением на него Азаила, царя Сирийского, который разбив войско ·его, опустошил Галаад и завладел всей страной заиорданской до Ароира при Арноне (4Цар.10:29–36). Библ. Слов. Яцк. и Благ. Т. 2. стр. 53–56. Библ. Слов, Верх. 1. p. 1010–1012. Zell. 1. стр. 665.


Источник: Опыт библейского словаря собственных имен / [Соч.] прот. П. Солярского. Т. [1]-5. - Санкт-Петербург : Тип. Ф.Г. Елионского и К°, 1879-1887. / Т. 2: [Ж-М]. - 1881. - [2], 674 с.

Комментарии для сайта Cackle