Источник

Иоиль

Иоиль (יוֹאֵל – см. Иоил; Ἰωήλ; Ioël; І҆ѡи́ль; L: Ioel):

a., 1Цар.8:2. 1Пар.6:28, 33, 15:17. – Старший сын пророка Самуила и отец певца Емана (1Цар.8:2. 1Пар.6:28, 33). Он и брат его Авия были судьями в Вирсавии; но они не ходили по следам отца своего, и по корыстолюбию превратно судили народ (Втор.16:19–20), и потому народ, недовольный их правлением, требовал себе царя (1Цар.8:4–20). Таким образом поведение сынов Самуила послужило поводом к великой перемене во внешнем гражданском благоустройстве народа израильскаго: ему дан был царь (сн. Втор.17:14–20. 1Цар.8 гл. 1Цар.9:17, 10:1, 17–26, 11:14–15, 12:13–25).

б., 1Пар.5:4. – Из потомков Рувима; но от которого из 4-х сынов его происходил он, этого не видно ни здесь, ни из других мест Писания. В летописи род его доведен до плена Ассирийского при Феглфелласаре (1Пар.5:4–6). Keil и Bel. на Пар. р. 74.

в., 1Пар.5:12. – Из потомков Гада, главный в земле Васанской; но от которого из сынов Гада (Быт.46:16) ведет он род свой, не сказано, и о нем самом, равно как и о упоминаемых за ним трех других лицах, ничего более неизвестно.

г., 1Пар.7:3. – Из сынов Израхии, сына Уззия, сына Фолы, первенца Иссахарова, из главных в поколениях Иссахаровых.

д., 1Пар.11:38. – Брат Нафана, из главных воинов Давида. Во 2Цар.23:36 читается: Игал, сын Нафана, из Цобы. Сн. Нафан г).

e., 1Пар.15:7, 11. – Из левитов, сынов Гирсона, начальник сынов Гирсоновых, во времена Давида, при перенесении ковчега Завета из дома Овед-Едома в Иерусалим (1Пар.15 гл.).

ж., 1Пар.23:8. – Из левитов, сынов Лаедана, сына Гирсонова, во времена Давида. Левиты все исчислены были в последние׳ годы царствование Давида (1Пар.23:1); общее назначение их указывается в 1Пар.23:27–32

3., 1Пар.26:22. – Из сынов Иехиела, сына Лаеданова, гирсонитян. Он и брат его Зефам были смотрителями над сокровищами дома Божия во времена Давида. Вероятно, это одно и то же лицо· с предыдущим.

и., 1Пар.27:20. – Сын Федаии, главный начальник у полколена Манассиина на западной стороне Иордана, во времена Давида.

i., 2Пар.9:29: יֶעְדּוֹ; Ἰωήλ; Addo; І҆ѡи́ль; L: Ieddi. – Прозорливец разделенного царства Соломонова. В других параллельных местах (2Пар.12:15, 13:22) в еврейском читается: עִדּוֹא, или עִדּוֹ; у LXX: Ἀδδώ; в славянск. и русском: Адда. Сн. Иддо.

к., Иоил.1:1. Деян.2:16. – Иоил – сын Вафуила или с еврейского Пефуила, один из 12-ти Малых пророков. Но об обстоятельствах жизни его ничего неизвестно. Св. Епифаний и Дорофей сохранили предание, что он происходил из колена Рувимова; но предание это не имеет для себя никакого подтверждения. Из признаков в самой книге можно заключать, что он жил в Иудее и пророчествовал, вероятно, в Иерусалиме (сн. Иоил.1:13, 2:1 и д. Иоил.3:1 и дал. Иоил.3:21–22). И время пророческого служение его неизвестно. Из того, что книга его помещается в ряду Малых пророков между книгами Ос. и Амоса, конечно, нельзя еще заключать,, чтобы он жил в их время; ибо в размещении книг Maлых пророков не видно точного хронологического порядка. По некоторым признакам, находящимся в самой книге его, иные относят время его пророчества к первым годам царствование Иоаса, когда первосвященник Иодай был руководителем и советником юного царя, и след., раньше Ос. и Амоса; ибо у него не встречаем мы ни тех пороков в Иудее, какие оплакивают Осия и Амос, ни того׳ идолослужения, какое было при Иораме, Охозие и Гофолие. Все это приличествует временам Иодая. Keil и Del на Иоиля р. 119–120. Обозр. Прор. Хергоз. 1873 г. стр. 202. Zell. 1. p. 700. Но другие׳ более находят основательным относить его к временам царя Озии,. называвшегося иначе Азарией, почитая его современником пророков Ос. и Амоса. Основанием такому мнению служат не исторические данные к книгах Царств и Паралипоменон, а параллельные места книги Амоса с книгой Иоиля. 1., Пророк Иоиль говорит о тех же враждебных народах Иудеи, о которых и Амос, т. е. филистимлянах, финикиянах и идумеях, и указывает на те же политические события, какие указываются у Амоса. История царствования Озии подтверждает действительность этих событий. Озия снова покорил идумеев, возвратив Иудее Елаф (2Пар.26:2); и он победил также филистимлян и других (2Пар.26:6–8); и тиранам у Иоиля те же представляются упреки, какие у Амоса (сн. Иоил.3:4. Ам.1:9). И таким образом пророчество Иоиля надобно относить к тому же времени, к какому и пророка Амоса, т. е. ко времени Озии. – 2., Из пророчества Иоиля видно, что состояние богослужения находилось в его время в своем порядке (Иоил.1, 9, 13–14, 2:15–17), и не говорится об идолопоклонстве и других пороках, какие господствовали, наприм., во дни Гофолии, или при Ахазе, чтобы полагать его пророчество или раньше Озии, или после времен Озии. – 3., Иоиль говорит о тех же физических несчастиях, какие указываются у Амоса, и именно: о землетрясении, саранче, засухе и голоде. У Иоиля бедствие от саранчи, засухи и голода изображаются, как настоящие (Иоил.1:4, 6–12, 16–20), и предсказываются другие, еще более страшные (Иоил.2:1, 6:10–11). Пророк Амос говорит также о саранче, засухе и голоде, но как о прошедшем (Иоил.4:6–12) и угрожает израильтянам другим тягчайшим бедствием (Иоил.4:12–13. сн. Иоил.7:8). Правда, в кн. Царств и Паралипоменон прямо не говорится об этих бедствиях в царствование Озии; но из этого не следует еще, чтобы их не было. О неустройствах в царстве Иудейском и бедствиях, постигших его, ясно предполагается в кн. Царств и Паралипоменон. Из этих книг видно, что Амасия, отец Озии, после счастливой победы над Идумеею стал покланяться идолам Идумейским. Пророк возвестил ему за это наказание от Бога, которое его вскоре и постигло. Он объявил войну Иоасу, царю Израильскому; но Иоас разбил его, взял в плен и как пленника привел в Иерусалим и здесь множество взяв серебра и сокровищ из храма и дворца, возвратился в Самарию. После Иоаса Амасия жил еще 15-ть лет. Но потом составился против него заговор; он бежал в Лахис; но заговорщики нашли его здесь и убили (4Цар.14:17–20. 2Пар.25:25–28). Озия или Азария имел не более 5-ти лет, когда убит был отец его, и царем признан был не ранее, как в 16-ти летнем возрасте, соответствующем 27־му году царствование Иеровоама 2-го (4Цар.14:21. 2Пар.26:1). Таким образом, кроме несчастий и неустройств последних лет царствование Амасии, открывается 11-ть или 12-ть лет безначалия по смерти его. Все могло быть в это время, и идумеи могли отложиться и множество причинить бедствий иудеям, и нет ничего удивительного, если гнев Божий и в других знамениях и действиях обнаружился в это время над Иудеею. Пророк Амос прямо говорит, что эти бедствия действительно постигли иудеев в царствование Озии (Ам.1:1. сн. Ам.4:6–11). И вот пророк Иоиль ввиду этих страшных явлений, настоящих и грядущих, старается вразумить народ, чтобы обратились к Богу в посте, плаче и рыдании, чтобы Он отвратил от них гнев Свой и пощадил народ Свой (Иоил.2:12–18). Сн. Христ. Чт. 1876 г. янв. и февр., стр. 1–31. – 4., Наконец, кроме угроз и наказаний, у обоих этих пророков возвещаются лучшие времена. Только пророк Амос говорит об этом кратко, в конце своего пророчества (Ам.9:8–15). Пророк Иоиль изображает это подробнее и в самых живых чертах (Иоил.2:18–27). Он не ограничивается предсказанием о прекращении бедствий, о новом, обильном даровании земных благ и полном восстановлении временного благосостояние народа; он провидит отдаленные, благодатные времена Мессии, предсказывает излияние Духа Божия на всякую плоть и распространение спасения Божие на всех, кого призовет Господь (Иоил.2:28–32); и вместе с этим возвещает грядущий суд Божий на все народы. Все враги народа Божия и церкви Божией вообще должны предстать на суд Божий, и в страшных знамениях на земле и на небе получить должное возмездие; а для народа Божия Господь будет защитой и обороной. Тогда Иерусалим будет святыней и не будут уже иноплеменники проходить чрез него; из дома Господня выйдет источник и будет напоять долину Ситтим; Иуда будет жить вечно и Иерусалим в роды родов, и Господь будет обитать на Сионе (Иоил.3 гл.). Сн. Обозр. Прор. кн. Хергоз. 1873 г. о Иоиле. Хр. Чт. 1876 г. янв. и февр. Паллад. на Иоиля. Zell. 1. р. 700. Библ. Слов. Яцк. и Благ. Т. 2 стр. 99–100. Keil и Del. на Иоиля. Herz. VI. р. 719–720.

л., Неем.11:9. – Сын Зихри, вениамитянин, начальник над сынами Вениамина и Иуды, поселившимися по возвращении из плена в Иерусалиме.

м., 2Ездр.8:89–90. – Отец Иехонии, из израильтян, подавшого Ездре совет – обязать клятвою имевших жен иноплеменных, чтобы они отвергли всех иноплеменных жен своих и с детьми их. В 1Ездр.10:2) вместо Иоиля стоит Иехиил и вместо Иехония – Шехания. Zu den Apokr. 1. p. 58.


Источник: Опыт библейского словаря собственных имен / [Соч.] прот. П. Солярского. Т. [1]-5. - Санкт-Петербург : Тип. Ф.Г. Елионского и К°, 1879-1887. / Т. 2: [Ж-М]. - 1881. - [2], 674 с.

Комментарии для сайта Cackle