Источник

Ионадав

Ионадав (יְהוֹנָדָב ,יוֹנָדָב = поощряет, ущедряет, дарствует; Ἰωναδάβ; V. и L. Ionadab; І҆ѡнада́въ):

а., 2Цар.13:3, 5, 32–33, 35. – Друг Амнона, сына Давидова, сын Самая, брата Давидова, и следовательно, двоюродный брат Амнона, содействовавший нечистой страсти Амнона советом своим и сделавшийся таким образом виновником и кровосмешение Амнона и кровавой мести Авессалома за сестру свою (2Цар.13 гл.). Самай в 1Цар.16:9 читается Самма.

б., 4Цар.10:15, 23. Иер.35:6, 10, 14, 16, 18, 19. – Сын Рихава или Рехава, родоначальник дома рехавитян (Иер.35:6), завещавший детям своим не пить вина, не строить домов, не сеять семян и не разводить виноградников, а жить всегда в шатрах, что и соблюдали они во всей строгости, ведя жизнь кочующую. По указанию 1 кн. Паралипоменон (1Пар.2:55), рехавитяне были отраслью кинеян. Кинеи или кенитяне – это древний кочующий народ аравийский. В первый раз о них упоминается во времена Авраама (Быт.15:18–21). Сначала они обитали подле мадианитян. Ховав, иначе Иофор (сн. Рагуил, Иофор и кенеяне), тесть Моисея, священник мадиамский, был кенеянин (Суд.1:16, 4:11), тогда как отец его Рагуил был мадианитянин (Чис.10:29). Значит, племена эти смешивались между собой. От кинеян происходил Хамаф, отец Бетрехова, родоначальник рехавитов (1Пар.2:25). Таким образом кинеяне и рехавиты находились в близких, и, так сказать, родственных между собой отношениях. Сначала, как мы заметили, кинеи жили на восточной стороне Иордана, подле мадианитян: Потом, во времена Моисея, вместе с израильтянами они вошли в Палестину, и одно поселение·их, под управлением Хевера, отделившись от сынов Ховава, обитало на крайнем севере близь Кедеса Неффалимова (Суд.4:11); другое, многочисленнейшее племя, обитало на юге Палестины, в колене Иудином (Суд.1:16. Сн. 1Пар.2:55). К этой последней отрасли принадлежал Рихав и сын его Ионадав. Иудеи и израильтяне находились в дружественных отношениях с рехавитами и кинеянами (Сн. Суд.4:17. 1Цар.15:6). Когда Ииуй, при вступлении своем на престол, истребляя род Ахавов, ехал для сего в самарию, на дороге встретил он Ионадава сына Рихавова, и дружески пригласил его ехать с собой в Самарию, чтобы в нем, как всем известном строгою своею жизнью и всеми уважаемом муже, иметь очевидца и как бы свидетеля своей ревности по Боге пред жителями Самарии (4Цар.10:16). Прибывши с ним в Самарию, Ииуй истребил всех, остававшихся там из рода Ахава, и потом, собрав весь народ и приказав созвать всех пророков Ваала в храм Ваалов под предлогом принесение великой жертвы Ваалу, велел избить всех поклонников Ваала, и при этом статуи из капища были вынесены и истреблены и капище разрушено. Так истреблено было идолослужение Ваалово (4Цар.10:15–28). Впоследствии об Ионадаве и рехавитах упоминается у пророка Иеремии (Иер.35 гл.), где они представляются в поучительный пример для дома Иудина и жителей Иерусалима. По повелению Божию, пророк привел Рехавитов в Храм, и, поставив пред ними полные чаши вина, предлагал им пить; но они объявили, что они не могут принять этого гостеприимства, потому что родоначальник их Ионадав дал им заповедь не пить вина и не строить домов, а жить в шатрах; и эта заповедь и все, заповеданное им от него, неизменно ими соблюдается. Тогда Господь чрез пророка сказал иудеям: «Неужели вы не возьмете из этого наставление для себя слушаться слов Моих? Слова Ионадава Рехавитянами выполняются, и они не пьют вина до сего дня, потому что слушаются завещание отца своего; а Я непрестанно говорил вам, посылал к вам пророков, посылал с раннего утра, и говорил: обратитесь от злого пути своего, исправьте поведение ваше, и не ходите вслед иных богов, чтобы служить им, но вы не слушались Меня, то вот Я наведу на Иудею все то зло, которое изрек на них»; а дому рехавитян пророк именем Божиим объявил особенное благоволение Божие. «Не отнимется, – сказал Господь, – у Ионадава, сына Рехавова, муж, предстоящий пред лицем Моим во все дни» (Иер.35 гл.). И вот, действительно, рехавитяне не только среди смятений того времени были сохраняемы (Иер.35, 11), но и доселе остаются верными своим древним патриархальным нравам в их арабских потомках, и особенно около Мекки, среди племен, преданных исламизму. Zell. 1. р. 710.


Источник: Опыт библейского словаря собственных имен / [Соч.] прот. П. Солярского. Т. [1]-5. - Санкт-Петербург : Тип. Ф.Г. Елионского и К°, 1879-1887. / Т. 2: [Ж-М]. - 1881. - [2], 674 с.

Комментарии для сайта Cackle