Ионафан
Ионафан (יוֹנָתָן יְהוֹנָתָן – Бог дает, или Бог есть податель и отсюда – дар Божий; Ἰωναθάν; V. и L. Ionathan; Іѡнаѳанъ):
а., Суд.18:30. – Левит, сын Гирсона, сына Манассии, из Вифлеема Иудейского, живший во времена Судей. Ища себе места для удобного поселения, и переходя из города в город, он пришел на гору Ефремову, к дому Михи, у которого в доме находился истукан и кумир, вылитый из серебра, и ефод и терафим, и совершалось домашнее служение. Миха упросил этого левита остаться у него и быть у него священником, обещав ему за это плату и содержание. Левит согласился и жил у него в доме (Суд.17 гл.). В это время данитяне искали себе удобных мест для поселения, и находясь у дома Михи, узнали голос молодого левита, и расспросили его, как и зачем он здесь и чем занимается. Тот рассказал им все. Проходя этим же местом в другое время, для завоевания Лаиса, они похитили из дома Михи его идолов и уговорили священника Михи идти с ними. Пришедши в Лаис, они истребили мирных жителей его и город сожгли, и построили новый город и поселились здесь, и левит, сын Гирсона, сына Манассии и сыновья его были у них священниками, и идолослужение оставалось до плена Вавилонского (Суд.18 гл.). Касательно упомянутого левита, Ионафана, должно заметить здесь, что по принятому Мазоретскому чтению, он называется сыном Гирсона, сына Манассии, но по Кери надобно читать сын Моисея вместо Манасии. Учители еврейские в объяснение сего присоединяют, что писатель этой книги поставил здесь Манассию вместо Моисея потому, что бесчестным находил для Моисея, чтобы он имел такого сына или внука, который делал такие дела, которые свойственны только нечестивому царю Манассие (4Цар.21 гл.). Другие находят даже невероятным, чтобы внук Моисея, и притом в молодых еще летах (4Цар.18:3, 15) жил до этого времени (4Цар.18:30–31). Еще другие, соединяя два чтения, допускают здесь перестановку слов и поставляют слова таким образом: Ионафан, сын Maнассии, сына Гирсона, сына Моисеева; но для такого чтения нет достаточного основания. Как бы то ни было, но от Манассии, царя Иудейского, не могли происходить левиты; и след., если чтение Мазоретское и согласное с ним Семидесяти толковников верно, то не остается здесь ничего более, как понимать здесь под именем Манассии кого-либо из предков Ионафана, сына Гирсонова, и это тем вероятнее, что слово сын у евреев не всегда принимается в прямом смысле, а часто означает потомка, а с другой стороны, и время, когда это было, во времена Судей, определенно здесь не указывается (Суд.17:6, 18:1, 30–31). Keil и Del. на Суд. p. 356–358. Сн. Rosenm. на сие место.
б., 1Пар.2:32–33. – Из сынов Иады, брата Шаммаева, из рода Иерахмеила, первенца Есромова, правнука патриарха Иуды.
в., 1Цар.13:2–3, 16, 22, 14:1 и далее, 1Цар.13:49, 18:1, 3–4, 19:1–7, 20:1 и далее, 1Цар.23:16, 31:2. 2Цар.1:4, 12–17, 17–27, 2:5, 4:4, 9:1–7, (2Цар.19:24), 2Цар.21:7. 1Пар.8:33, 9:39, 10:2. – Старший сын царя Саула, друг Давидов. Он делается известным в истории вскоре по вступлении на престол Саула. С ранних лет обнаруживал он в себе рыцарский, воинственный дух и твердую веру, отличаясь своей силой и ловкостью, искусством в воинских упражнениях и стрельбой из лука (1Цар.18, 4. 20, 35. 2Цар.1, 22). В начале царствование Саула, он с небольшим войском (1000 чел) разбил стоявший близ Гивы сторожевой отряд Филистимский (13:3), и когда раздраженные филистимляне, во множестве собравшись, расположились станом в Махмасе, Ионафан, в надежде на Бога, решился с одним своим оруженосцем идти к неприятелям, и с трудом пробравшись между острых скал, поразил их до 20-ти человек, и привел в такой ужас и смятение, что они обратились в бегство. Саулу оставалось преследовать и поражать бегущих. Благодарный народ спас при этом Ионафана от безрассудного заклятия Саулова (гл. 1Цар.14). После знаменитой победы Давида над Голиафом, когда все полюбили Давида, Ионафан полюбил его, как свою душу, и сделался искреннейшим его другом. Он заключил с ним завет дружбы. Снял с себя верхнюю одежду и надел ее на Давида; и отдал ему и другие свои одежды, и меч, и лук, и перевязь (1Цар.18:1–4); и не изменял ему до самой смерти. Когда Саул, завидуя славе Давида, стал ненавидеть его и старался погубить, Ионафан несколько раз спасал его от смерти, подвергая опасности собственную жизнь свою (1Цар.19:1–7, гл. 1Цар.20). В последний раз Ионафан виделся с Давидом в пустыне Зиф в лесу, где Давид укрывался от Саула, который искал его здесь. Пришедши сюда к Давиду, он укрепил его упованием на Бога и сказал ему: «Не бойся, ибо не найдет тебя рука отца моего, и ты будешь царствовать над Израилем, а я буду вторым по тебе, и отец мой знает это»; и заключили они снова завет между собою пред лицом Господа, и Давид остался в лесу, а Ионафан пошел в дом свой (1Цар.23:14–18). Когда, во время последней войны Саула с филистимлянами, Ионафан пал вместе с братьями и отцем своим на горе Гелвуйской, Давид, с горестью услышав об этом, разодрал одежды свои, и все бывшие с ним, и плакали и постились до вечера, и потом Давид почтил память друга своего и Саула особенною плачевною песней (2Цар.1:17–27). Тела Саула и сынов его, вывешенные филистимлянами на стенах Вефсана, тайно сняты были жителями Иависа Галаадского и сожжены, и кости их похоронены под дубом в Иависе (1Цар.31:8–13). После Давид перенес, их в землю Вениаминову и похоронил в гробнице Киса, отца Саулова (2Цар.21:12–14). Глубоко сохраняя в своем сердце любовь свою к другу своему, Давид отыскал впоследствии сына Ионафанова, Мемфивосфея, отдал ему все земли, принадлежавшие деду его, Саулу, и удержал его при дворе своем (2Цар.9 гл.), и Господь благословил Мемфивосфея, продлив потомство его до 12-го рода, и потомки эти делали честь своему родоначальнику, отличаясь добрыми качествами: мужеством, воинственностью и искусством стреляния из лука (1Пар.8:34–40). Zell. 1. p. 710–711.
г., 2Цар.15:27, 36, 17:17, 20. 3Цар.1:42–43. – Сын первосвященника Авиафара во времена Давида. Во время бегства Давида от Авессалома, он вместе с Ахимаасом, сыном Садока, был верным слугой Давиду, с опасностию жизни извещая его о распоряжениях и действиях Авессалома (2Цар.15:27, 36, 17:15–21). По-видимому, он оставался верным ему и тогда, когда отец его принял участие в заговоре Адонии против Давида (3Цар.1:5–7), хотя благовременным сообщением заговорщикам о воцарении Соломона, по-видимому, хотел помочь им для их спасения (3Цар.1:41–48). Zell. 1. р. 711).
д., 2Цар.21:21. 1Пар.20:7. – Сын Сафая, брата Давидова. Во время сражения с филистимлянами в Гефе, он, подобно Давиду, убил там одного великана, из потомков гефаимов, поносившого израильтян. В 1Пар. он называется сын Шимы. Сн. Самма и Шима.
е., 2Цар.23:32. 1Пар.11:34. – Из׳ сыновей Яшена, – из сильных и храбрых воинов Давида. В 1Пар. вместо «из сыновей Яшена – Ионафан, Шама Гараритянин», читается: «Сыновья Гашема, Гизонитянина: Ионафан, сын Шаге, Гараритянин». Чтение это, очевидно, правильнее. Сн. Гараритянин и Гизонитянин.
ж., 1Пар.27:25. – Сын Уззии – из начальников над имением Давида, начальник над запасами в поле, в городах и в селах, и в башнях.
3., 1Пар.27:32. – Дядя Давидов, советник и писец его. Так как в других местах упоминается Ионафан, сын Сафая или Шимы, брата Давидова (см. здесь под буквой д), то и здесь иные хотят видеть то же лицо. Но об этом решительно сказать нельзя.
и., 2Пар.17:8. – Из левитов во дни Иосафата, учивших народ закону Божию по городам иудейским, вместе с избранными для сего князьями и священниками.
i., Иер.37:15, 20, 38:26. – Государственный тайнописец во·времена царя Седекии. Дом его обращен был в темницу, и сюда в подвал заключен был князьями народа пророк Иеремия, по ложному обвинению, что будто бы он хотел перебежать к халдеям, откуда, впрочем, переведен он был в другую темницу во дворе стражи, за его пророчества о нашествии на Иудею вавилонян и взятии и разрушении ими Иерусалима. Иеремия оставался во дворе стражи до самого взятия Иерусалима Навуходоносором (Иер.37, 38 гл.).
к., Иер.40:8. Сн. 4Цар.25:23. – Сын Карея и брат его Иоанан, оба из военачальников иудейских, убежавших во время разрушения Иерусалима, и при Годолии возвратившихся к нему в Массифу. Они вместе с другими военачальниками предостерегали Годолию об опасности, угрожающей ему со стороны Ваалиса, царя Аммонитского, и военачальника Исмаила, сына Нафании. Но Годолия не поверил сему, и, действительно, был убит Исмаилом, который, после других убийств захватив оставшийся народ, бежал к аммонитянам. Тогда Иоанан с прочими военачальниками, настигнув Исмаила, освободили захваченный им народ, и опасаясь мщения со стороны халдеев, увели всех в Египет, несмотря на представления Иеремии, не уходить в Египет, и самого пророка увлекли туда с собою (Иер.40–44 гл.). Сн. Иоанан – б.,.
л., 1Ездр.8:6. – Из израильтян, сынов Адина, отец Еведа, одного из глав поколений, возвратившихся из Вавилона с Ездрою. Во 2Ездр.8:32) читается: Ионаф, отец Овифа.
м., 1Ездр.10:15. 2Ездр.9:14. – Сын Асаила – из начальствующих, принявших на себя дело разбора и исследование о супружествах с иноплеменными во дни Ездры. По одним, это были из глав семейств и представителей народа, по другим – из священников; но из книги Ездры этого ясно не видно. Zu den Apokr. 1. p. 61. Сн. Keil и Del. на Пар. и Ездр, и Неем. р. 482.
н., Неем.12:11. – Сын первосвященника Иоиады, и отец Иаддуя. Думают, что здесь чтение Ионафан есть ошибка переписчика, а надобно читать: Иоханан, по-гречески Иоанн, как значится в 22-м ст. и как это читается и у Флавия (Древ. XI. 7. 1). Из 22 и 23 стиха этой главы видно, что во дни этих последних первосвященников, упоминаемых в слове Божием, внесены в родословную запись левиты и священники до дней Иоханана, в царствование Дария Персидского. Флавий об этом Ионафане или Иоанне повествует, что он, поссорившись в Храме с братом своим Иисусом, которому друг его, военачальник Артаксеркса Вагоз обещал первосвященническое достоинство, в такой пришел гнев, что убил его здесь, и этим навлек большое бедствие на иудеев. Раздраженный военачальник вошел в Храм, наложил пошлину на ежедневные жертвы и семь лет угнетал иудеев (Древ. кн. XI. гл. 7. § 1).
о., Неем.12:14. – Из священников, глав поколений из дома Мелиху во дни первосвященника Иоакима, сына Иисусова.
п., Неем.12:18. – Из священников, глав поколений, во дни Иоакима, из дома Шемаии.
р., Неем.12:35. – Отец Захарии, одного из сынов священнических, с трубами, бывшего во главе первого хора, во время процессии, при освящении стены Иерусалимской, во дни Ездры и Неемии.
с., Тов.5:14. – Из родственников и современников Товита, сынов Семея великого, известного своим благочестием.
т., 1Мак.2:5, 5:17, 24, 9:19, 28–73. гл. 1Мак.10, 11, 12, 13. – Сын священника Маттафии, родоначальника Маккавеев. По смерти Иуды, брата своего, он избран был вождем угнетенного народа иудейского, и со всей ревностью заботился о восстановлении его свободы и благосостояния. Он отразил нападение сирийского военачальника Вакхида и счастливо действовал ко благу своего народа и отечества во время замешательств на Сирийском престоле при Александре Вале или Балисе, Димитрии Сотере и Антиохе Феосе, возобновил союз с римлянами и спартанцами и улучшил укрепление Иерусалима. Но он погиб от руки честолюбца Трифона, попечителя малолетнего Антиоха Феоса, который, домогаясь сам престола сирийского, и видя в Ионафане сильное препятствие себе, коварно пригласил его в Птолемаиду, обещая сдать ему близлежащие укрепленные места, и здесь захватил его в плен, содержа под стражей, и потом вероломно убил его. Сн. Библ. Слов. Яцк. и Благ. Т. 2. стр. 105–110. Св. Ист. В. 3. Богосл. стр. 493–497.
у., 1Мак.13:11. – Сын некоего Авессалома, посланный Симоном для занятия Иоппии, которая была уже взята Симоном (1Мак.12:33–34), и он изгнал из Иоппии ее жителей и сам остался там. Он, вероятно, брат Маттафии, одного из начальников воинских отрядов, бывших при Ионафане (1Мак.11:70). Keil на Мак. р. 213.
ф., 2Мак.1:23. – Священник, упоминаемый при жертвоприношении Неемии, по открытии священного огня. Keil на Мак. р. 290. Grimm. Zu den Apokr. IV. p. 41–42.