Источник

Иорам

Иорам (= יְהוֹרָם ,יוֹרָם Бог есть высок; Ἰεδδουράμ, Ἀδουράμ, Ἰωράμ; Ioram, Adoram; Їеддура́мъ, А̑дура́мъ, І҆ѡра́мъ; L: Ioram, Hadoram):

а., 2Цар.8:10. 1Пар.18:10. – Сын Фоя, царя Емафского, современника Давида, посланный от отца своего с приветствием и дарами к Давиду, по случаю победы Давида над Адраазаром, царем Сувским. В 1Пар. в еврейском читается: הֲדוֹרָם.

б., 1Пар.3:11. 2Пар.21:1– 20. 3Цар.22:50. 4Цар.1:17, 8:16–24, 11:2, 12:18. Мат.1:8. – Сын Иосафата, царь Иудейский. Имея женою своею Гофолию, дочь Ахава, он охотнее следовал нечестивым обычаям дома Ахавова, нежели примеру и внушениям отца своего. По вступлении своем на престол, он умертвил шесть братьев своих, кои вместе с богатыми дарами получили было от отца своего укрепленные города в наследие. Но бедствие вскоре открылись. От него отложились идумеи, и хотя он, вышед против них с войском, и поразил их, но не мог возвратить к покорности. В это же время обнаружилось восстание в Ливне, священническом городе колена Иудина, и именно по поводу отступления Иорама от истинного Бога, так как он поставил капища языческие на горах Иудейских, и ввел в разврат столицу и всю Иудею. Тогда принесено было к нему обличительное послание, оставленное пророком Илиею, в котором возвещены ему еще более тяжкие бедствие и страшная кончина. Филистимляне и аравитяне, сопредельные эфиоплянам, напали на Иудею, опустошили страну, разграбили царский дворец, захватив все имущество, и его жен, и детей, кроме младшего Охозии; он сам поражен неизлечимой болезнью и умер в тяжких страданиях и по смерти не удостоен почестей царского погребения, и похоронен, хотя в Иерусалиме, но не в царских гробницах (2Пар.21 гл. 4Цар.8 гл.). Сн. Богосл. Св. Ист. В. 3. стр. 356–357. Библ. Слов. Яцк. и Благов. Т. 2 стр. 115–116.

в., 4Цар.3:1и далее, 4Цар.8:16 и далее, 4Цар.9:14 и далее. 2Пар.22:5–7. – Сын Ахава, царь Израильский, брат и преемник Охозии (889–877). Он низпроверг идола Ваала, которого сделал отец его и у ничтожил нечестивое это идолослужение, но он продолжал идолослужение Иеровоамово (4Цар.3:1–3) и не препятствовал совершать гнусности идолослужения Иезавели, матери своей (4Цар.9:22); союз царств Иудейского и Израильского, заключенный отцом его с Иocaфатом, продолжался и теперь. Первым из событий его царствования был поход против моавитян, которые платили прежде дань израильтянам, и теперь по смерти Ахава отложились от них. Царем их был Меса. Решившись наказать их за то и силой принудить к повиновению, Иорам собрал войско и предложил и Иосафату, царю Иудейскому, принять участие в этом походе. Иосафат согласился. К ним присоединился и царь Идумейский. Иорам надеялся на свое войско и союзников; и когда, идя безводною пустынею, увидел себя в тесных обстоятельствах, по причине недостатка воды, начал роптать, приписывая Богу свое несчастие (4Цар.3:10, 13–14), и получивши здесь помощь от Бога, не смирился в сердце своем, и жестоко наказал моавитян, доведши их до крайнейшего положения (4Цар.3:24–27). В царствование его особенно много творил чудес пророк Елисей (см. Елисей); но Иорам не обращал должного внимание на них и не веровал в чудесную помощь Божию (4Цар.5:7–8). Между тем Бог посылал разные испытание и вразумления. Во время нападение царя Сирийского на израильтян, Елисей открывал Иораму намерение царя Сирийского. Тот, узнав об этом, с войском окружил в Дофаиме дом пророка. Пророк, поразив войско слепотой, привел его в Самарию. Иорам думал умертвить их, но пророк не велел истреблять, а еще угостить. Такая мера тронула царя Сирийского, и сирияне не нападали более на землю израильскую (4Цар.6:8–23). Чрез несколько времени преемник его, Венадад, осадил Самарию и хотел изнурить ее голодом, чтобы принудить к сдаче. Израильтяне терпели в это время ужасные бедствия. Иорам и здесь, хотя носил уже на себе вретище, обнаружил свое неверие и нераскаянность сердца; он угрожал смертью пророку, вероятно, потому, что пророк обещал ему помощь от Бога, и помощи не было (4Цар.6:24–33). Но пророк предсказал на следующий день умеренную цену хлеба; и действительно, сириянам послышался шум приближающегося войска, и они обратились в бегство, оставив свой лагерь со всеми запасами, и израильтяне разграбили его, и хлеб продавался дешево, по цене, назначенной пророком (гл. 4Цар.7). Теперь-то наконец после столь чудесного избавление от врага и устранения дороговизны Иорам пожелал слышать о чудесах Елисея и оказал знаки своего благоволение той женщине, которой сына пророк воскресил из мертвых (4Цар.8:1–6). Но и теперь не пришел к познанию путей Господних, и пророк возвестил суд Божий над ним и над всем домом и родом Ахава (4Цар.9:6–10). В это время Иорам вместе с Охозией, царем Иудейским, пошел войной против Азаиля, царя Сирийского, преемника Венададова, и будучи здесь ранен, отправился в Изреель лечиться. Сюда прибыл и Охозия, посетить больного. В это время, по воле Божией помазанный на царство Израильское военачальник Ииуй, прибыв в Изреель, и встретив выехавших к нему навстречу царей, поразил Иорама стрелой на колеснице, и велел бросить труп его на поле Навуфея; в то же время велел поразить и Охозию, и потом истребил весь род Ахава (4Цар.9:14–37, 10:6–28). Сн. Библ. Ист. М. Филар. пер. 7. Библ. Слов. Яцк. и Благ. Т. 2. стр. 112–115. Zell. 1. р. 712. Herz. VII. p. 5–6.

т., 1Пар.26:25. – левит, из предков Шеломифа, поставленного Давидом над всеми сокровищницами посвященных в храм Божий вещей (ст. 25 и 26).

д., 2Пар.17:8. – Из священников во дни царя Иосафата, посланных им по городам иудейским для наставление народа в законе Божием, вместе с назначенными для сего князьями и левитами.

е., 2Ездр.1:9. – Из тысяченачальников во дни царя Иосии, давших левитам на Пасху 5-ть тыс. овец и 7-мь сот волов. В параллельном месте 2Пар.35:9) читается: Иозавад – из начальников левитов. Zu den Apokr. 1. р. 14.


Источник: Опыт библейского словаря собственных имен / [Соч.] прот. П. Солярского. Т. [1]-5. - Санкт-Петербург : Тип. Ф.Г. Елионского и К°, 1879-1887. / Т. 2: [Ж-М]. - 1881. - [2], 674 с.

Комментарии для сайта Cackle