Источник

Иудифь

Иудифь (יְהוּדִית – Иудеянка; Ἰουδίθ, Ἰουδείθ; Iudith; ҆ І҆удиѳь): Иудиф.8:1. – Иудифь – дочь Мерарии, жена известного некоего израильтянина Манассии, одного из жителей города Ветилуи. История ее содержится в книге, известной под ее именем. Она происходила, вероятно, из колена Симеонова, потому что прямо называет Симеона отцем своим (Иудиф.9:1). Отечественный город ее Ветилуя или Ветулия – близь Дофаима, в колене Манассиином. История ее состоит в следующем. Навуходоносор, царь Ассирийский, во время войны своей против Арфаксада, царя Мидийского, образовавши огромное ополчение из подвластных ему народов, требовал, чтобы и живущие в Самарии, и за Иорданом, и в Иудее до земли Египетской и Эфиопии, собрались также к нему, и получив отказ, и победив потом Арфаксада, решил истребить всех, которые не повиновались слову его, и поручил исполнить это своему полководцу Олоферну. Олоферн, покорив разные земли и города, все предавая разорению и истреблению, расположился, наконец, лагерем в равнине Ездрилонской и осадил город Ветилую и овладел всеми его источниками, надеясь чрез то принудить жителей к сдаче. Когда жители, находясь в крайнейших обстоятельствах, думали уже было сдаться неприятелям: в это время благочестивая Иудифь, с опасностью собственной жизни, решилась спасти от врага свое отечество. Под видом переметчицы, она идет в стан неприятельский, и представши пред Олоферна, возвещает ему, что народ еврейский непобедим, пока остается верным Богу, и что они тогда только бывают оставляемы Богом, когда грешат, уклоняясь от закона Его. Теперь ими овладел грех; терпя недостаток в воде и пище, они хотят, в противность воле Божией, употреблять в пищу все, что строго запрещено им законом, и уже послали послов в Иерусалим принести им разрешение на 910 от совета старейшин. Когда это будет и они сделают это, в тот день Бог оставит их, и они преданы будут на истребление. Ей это открыто Богом. И она просила Олоферна остаться ей у него, и только позволить ей по ночам выходить на долину для молитвы, пока Бог откроет ей об этом отступлении их от закона; тогда, говорила она, я объявлю тебе, и ты выходи со всем войском, и никто из них не противостанет тебе. Все было ей дозволено; и в одну ночь, когда Олоферн, упоенный страстью и вином во время пиршества, без чувств лежал в своей постели, и она одна оставалась в шатре его, во время крепкого сна его она, укрепленная Божественной силой, отрубила ему голову, и завернув ее в занавес и отдав служанке, утром вышла по обычаю для молитвы из лагеря неприятельского, и пришедши в свой город, возвестила о случившемся старейшинам и всех возбудила к вооружению, чтобы идти против неприятелей. За этим следовали: распространение ужаса в полках неприятельских и их смятение и обращение в бегство. Евреи преследовали их за Дамаек и за пределы его, и возвратившись, радостно праздновали победу сию. Победа эта доставила Иудифи великую славу в Израиле. Возвратившись в Ветилую, она жила в своем имении; скончалась 105 лет, и похоронена в Ветилуе, в пещере мужа ее. Израильтяне оплакивали ее семь дней. – Кто писатель книги этой и кем она написана, неизвестно. Что касается до ее содержания, исторической достоверности и характера, то множество встречающихся в ней разнороднейших исторических, археологических, географических и других указаний, весьма трудных к соглашению, как между собой, так и с другими историческими памятниками, делают содержание ее слишком темным и загадочным, и дают повод к самым разнообразным взглядам и суждениям о ней. По одним книга эта есть вполне историческое сочинение; по другим – чисто поэтическое, иносказательное, или вымышленное произведение; третьи признают в ней только основу историческую, допуская в изложении и иносказание и неточности. Последнее мнение признается, как основательнейшее, многими представителями нынешней критической западной школы. Время события иные полагали до плена Вавилонского. Преосв. Филарет, м. Московский, признает эту историю если не одной притчей, то – такой повестью, в которой историческая истина скрывается в чертах смешанных, и время события с трудом относит ко времени пленения Манассии, царя Иудейского, который, как известно, отведен был ассириянами в Вавилон. Библ. Ист. М. Филар. пер. 7-й. Труд. Киев. Д. Ак. 1876 г. Апр. стр. 1–91. Zell. 1. p. 752. Herz. VII. p. 135–142.


Источник: Опыт библейского словаря собственных имен / [Соч.] прот. П. Солярского. Т. [1]-5. - Санкт-Петербург : Тип. Ф.Г. Елионского и К°, 1879-1887. / Т. 2: [Ж-М]. - 1881. - [2], 674 с.

Комментарии для сайта Cackle