Кана
Кана (קָנָה = тростник, камыш, место тростника; Κανά, Χελχανά, Καρανά, Κανθάν; vallis arundineti, Cana; Канà; L: Kana):
а., Нав.16:8, 17:9. – Поток или ручей, протекающий между уделами колена Ефремова и Манассиина, и впадающий в Средиземное море между Иоппией и Кесарией. Но неизвестно, нынешний ли это ручей Забура, протекающий ближе к колену Манассиину, или ручей ель-Кассаб, текущий ближе к колену Ефремову. Keil и Del. на Нав. р. 140. Herz. VII. р. 234.
б., Нав.19:28. – Город колена Асирова, к юго-востоку от Тира, на пути к Сафеду. Herz. VII. р. 234. Но другие полагают, что город этот должен быть севернее, ниже Сидона; но он еще не найден. Keil и Del. на Нав. р. 157.
в., Ин.2:1, 11, 4:46, 21:2. – Город в колене Завулоновом, называемый Галилейским для отличия от Каны в пределах Тирских, в колене Асировом. Здесь в Галилейской Кане на браке Господь претворил воду в вино; здесь – родина Нафанаила (Ин.21:2), и здесь заочно Господь исцелил сына одного царедворца (Ин.4:46–54). Ныне под этим именем указывают два города: один, называемый ныне Канет ель-Джелил, лежит на пути из Акры в Назарет, на север от последнего, между Иотапатой и Сепфорисом; другой, ныне Кефр-Канна, лежит на восток от Назарета, на пути из Назарета в Тивериаду. Но все древние предания стоят за первую Кану, которая, собственно, и называется Галилейской – ель-Джелиль. Здесь жителями доселе употребляются водоносы. Об этой Кане говорит наш отечественный путешественник ко святым местам 12-го в., игумен Даниил, когда пишет: «От Назарета до Кана Галилейска 7 верст; Кана Галилея же есть село на людском пути. И ту обретохом дружинину добру и многу идущу в Акру»... Кефр Кану стали принимать за евангельскую Кану, позже, с 16-го века. Такая перемена предания произошла под влиянием католических назаретских монахов, которым хотелось иметь Кану ближе к Назарету, чем та – Галилейская. У них в церкви стоят две массивные купели, высеченные из камня, которые они выдают за евангельские водоносы и в которых доселе совершают крещение над возрождаемыми водою и Духом. Но ныне ученые исследователи снова начинают возвращаться к верхней Кане – Канет ель Джелил. Олесн. Св. Земл. Т. 2. 1878 г., стр. 413–414.