Источник

Кедр

Кедр (אֶרֶן – от אָרַן быть плотным, крепким – кедр называется так от своей крепости и плотности; Κέδρος; Cedrus; Кедръ; L: Ceder): Лев.14:4. Чис.24:6. Суд.9:15. Иов.40:12. Пс.28:5, 79:11. Песн.1:16, 5:15. 2Цар.5:11, 7:2, 7. 3Цар.4:33, 6:9 и дал. 3Цар.7:2, 10:27. 1Пар.14:1, 17:1. 2Пар.2:3, 8, 9:27. Ис.2:13, 9:10. 14:8, 37:24, 41:19, 44:14, 60:13. Иер.22:7, 14. Иез.17:3, 12. 27:5, 31:3 и дал. Ам.2:9, Зах.11:1. Сир.24:14, 50:14. и пр. и пр. – Высокое, стройное, ветвистое, крепкое и долговечное дерево, принадлежащее к семейству хвойных, игольчатых деревьев, и более по виду подходящее к лиственнице. Самые большие из них имеют от 11 до 13 сажен вышины и от пяти до шести сажен в обхвате. Ветви таких толстых дерев раскидываются на 16-ть сажен. Рост их медлен, особенно в первые годы. Подобно сосне и ели, кедр не перестает роста дотоле, пока не потеряет своей мягкой верхушки (Иез.17:3, 31:3); с потерей верхушки он начинает толстеть и удлиннять свои ветви. Ветви его расположены вокруг ствола так же, как и у ели. Они у верхушки коротки и тонки, но чем ближе к корню, тем становятся длиннее и толще. Нижние ветви кедра, по своей толщине, равняются иногда главному стволу его, и разветвляясь на множество боковых отпрысков, дают широкую тень. Хвоя или иглы, покрывающие ветви и верхушку кедра, в 11/2 дюйма длины, мелки, тонки, почти четырехугольные, вечно зеленеющие, темного цвета; на старых ветвях они расположены кучками по 20-ти в одном гнезде, а на молодых побегах растут поодиночке. На 50-м году своего возраста кедры начинают приносить плоды или шишки, по наружности очень похожие на сосновые. Они растут по концам ветвей кучками, по три и по четыре вместе, яйцеобразны, острыми концами обращены вверх, держатся крепко на коре серо-бурого или темно-коричневого цвета, и издают приятный запах, так как и все дерево. Кедры размножаются и возобновляются только семенами, падающими на свежую землю к корням старых дерев. Из естественных щелей, или искусственно сделанных надрезов на коре дерева, отделяется белая смола, похожая и видом и запахом на меккский бальзам. Смола эта, по мнению древних, противодействовала естественному разложению и гниению, и потому ею натирали листья папируса, и также тела умерших, дабы сохранить их от тления. – Кедры росли в Палестине и в соседних с нею странах. Не только Ливан, но и Кармил, Тавр, Аман, и вообще вся малая Азия, могут почитать кедр своим естественным произведением. Самое дерево кедра, желтоватое, с буро-красными подосками, по своей чрезвычайной твердости, плотности, тяжести, приятному запаху и долговечности, имеет особенную ценность. Оно употреблялось, для дорогих ящиков, для сохранения в них драгоценных одежд шелковых и узорчатых материй (Иез.27:24); из них выделывали идолов (Ис.44:13–14); их употребляли для обшивки горниц домов (Иер.22:14. Соф.2:14), и вообще для великолепных зданий. Из кедрового дерева большей частью были построены дворцы Давида и Соломона и самый Храм Соломонов (2Цар.5:11, 7:2, 7. 3Цар.5:6, 8–9, 7:2. 1Пар.14:1, 17:1, 22:4. 2Пар.2:3, 8 и дал. Песн.1:17). И при строении 2-го храма Иерусалимского употреблялся кедровый лес (1Ездр.3:7). Из кедра делались мачты корабельные (Иез.27:5). Как противодействие гниению и символ крепости и продолжение жизни и здоровья, кедровое дерево употреблялось, в соединении с другими веществами, при очистительных жертвах (Лев.14:4, 6. Чис.19:6, 9). Резное кедровое дерево не только в православных церквях востока, но и в арабских и коптских церквях употребляется не только для иконостасов, но и для украшения стен. Из всех видов кедра издревле преимущественно славился кедр ливанский. Он рос единственно на Ливанских горах (Суд.9:15. 3Цар.4:33. 2Пар.2:8–9. 1Ездр.3:7. Пс.28:5, 71:16. Ис.2:13. Ос.14:6. Захар. 11:1). Там, по выражению Псалмопевца, он насажден самим Богом (Пс.103:16), рос в огромном количестве, и сам собою, естественно, без всякого пособия со стороны искусства человеческого, и достигал самых великих размеров, каких не имел никакой другой кедр и никакое другое дерево. «Кедры в саду Божием не затемняли его; кипарисы не равнялись сучьям его, каштаны не были величиною с ветви его; ни одно дерево в саду Божием не равнялось с ним красотою своею» (Иез.31:7–9). От ароматной смолы его самый воздух на Ливане распространял приятнейший запах (Песн.4:11. Ос.14:7). Но с древних времен в Ливанских лесах производились большие порубки кедровых дерев, так как они по своей прочности употреблялись и для строение домов и для других потребностей. Особенно большая порубка была во времена Соломона, когда строился Храм Соломонов и дворцы Соломона. Порубки эти продолжались три года и в больших размерах рабочими тирскими и израильскими (2Пар.2:3, 8–10, 16. 3Цар.5:6, 10, 13–14, 6:9, 15–18, 7:2, 7–8, 12, 10:17, 21, 27). Не щадили ливанских кедров и внешние враги (4Цар.19:23). И второй Храм Иерусалимский строился из кедров ливанских (1Ездр.3:7. 2Ездр.5:53). Если присоединить к этому те перемены и потрясения, которым подвергалась страна эта в последующее время, то от халдеев и персов, то от царей египетских и сирийских, которые своим угнетением и хищничеством разоряли страну эту, то от римлян и персов, долго споривших между собой за обладание ею, то от племен аравийских, соединившихся под знаменем Магомета и от междоусобий калифов, то от продолжительных войн во времена Крестовых походов, то от опустошений Тамерлана и татар, то, наконец, от турок – настоящих властителей страны, их междоусобий, их своеволия, дикости и варварства: то не будет ничего удивительного, что ныне Ливан не имеет тех величественных кедровых лесов, какими, славился он в прежнее время, во времена Давида и Соломона. Из древних лесов ныне сохраняется одна только кедровая роща при деревне Бширрай, в долине, открытой только с запада, а с прочих сторон окруженной самыми высокими горами. В ней насчитывают ныне от 3-х до 4-х сот кедров, из коих большая часть принадлежит к подросткам, другие – более или менее значительного возраста – от 400 и до 800 лет, и только немногие – от 10-ти до 12-ти дерев – принадлежат древнейшему временя, за тысячу лет. Вуркгарт, один из самых добросовестных английских путешественников в 1812 году, пишет: «Я считал самые старые из уцелевших дерев, их было 12, другие пятьдесят – толщины посредственной, и более трех сот низких и молодых. У древнейших по нескольку стволов выходит из одного корня; на них начертано множество имен путешественников» (Разум. Обоз. растен. упом. в Св. П. 1871 г. стр. 158–159). Надобно заметить, впрочем, что хотя долгое время упомянутую рощу считали единственным остатком древних кедров Ливана; но Зеетцен, Еренберг и американские миссионеры находили их и в других местах Ливана в достаточном количестве (Herz. 2. р. 612–613). В Св. Писании кедры, по их отличительным свойствам, часто представляются символом и образом всего особенно величественного, неизменно прочного, крепкого, сильного, красивого и славного Кедр служит образом праведников. «Праведник цветет, как пальма, пишет Псалмопевец, возвышается подобно кедру на Ливане. Насажденные в доме Господнем, они цветут во дворах Бога нашего. Они и в старости плодовиты, сочны и свежи, чтобы возвещать, что праведен Господь, твердыня моя, и нет неправды в Нем» (Пс.91:13–16). Кедру уподобляются цари в их могуществе, силе, славе и влиянии не только на свой народ, но и на другие, соседние. «Кому ты равняешься в величии своем? – говорил Бог чрез пророка фараону, царю Египетскому. – Вот, Ассур был кедр на Ливане, с красивыми ветвями и тенистою листвою, и высокий ростом; вершина его находилась среди толстых сучьев. Воды растили его, бездна поднимала его, реки ее окружали питомник его. Оттого высота его превысила все дерева полевые, и сучьев на нем было много, и ветви его умножались и сучья становились длинными от множества вод. На сучьях его вили гнезда всякие птицы небесные, под ветвями его выводили детей всякие звери полевые, и под тенью его жили всякие многочисленные народы. Он красовался высотою роста своего, длиною ветвей своих; ибо корень его был у великих вод. Ни одно дерево в саду Божием не равнялось с ним красотою своею» (Иез.31:2–8). Но Господь сокрушает и самые кедры ливанские (Пс.28:5). Так все величие земное ничтожно пред величием Божиим (Ис.2:12–17). С величием, красотой, благоуханием и славой Ливана сравнивается в Св. Писании состояние обращения, помилования и возрождение Израиля (Ос.14:6–8). Ges. р. 96. Zell. 1. р. 195. Herz. 2. р. 612–613. Разум. Обозр. раст., упом. в Св. Пис. 1871 г. М. р. 152–161.


Источник: Опыт библейского словаря собственных имен / [Соч.] прот. П. Солярского. Т. [1]-5. - Санкт-Петербург : Тип. Ф.Г. Елионского и К°, 1879-1887. / Т. 2: [Ж-М]. - 1881. - [2], 674 с.

Ошибка? Выделение + кнопка!
Если заметили ошибку, выделите текст и нажмите кнопку 'Сообщить об ошибке' или Ctrl+Enter.
Комментарии для сайта Cackle