Источник

Лакедемоняне

Лакедемоняне (Λακεδαίμων, Λακεδαιμόνιοι; V. и L. Lacedaemon; Лакедемоняне): 2Мак.5:9. – Лакедемония, или Лакония, иначе Спарта – страна или область в южной части Пелопонеса, после Афин, составлявшая важнейшее государство в древней Греции. Страна эта гориста. Климат более суров, чем в других частях Греции. Летом почти тропические жары, а зимой довольно холодно. Почва местами очень плодородна, но вообще требует значительного труда для своей обработки. Обилие железной руды в Лаконских горах представляло драгоценный материал для воинственного населения. Главный город страны Спарта лежал на склонах хребта Тайгета, на правом берегу Еврота; в цветущее время имел около 60,000 жителей. Сначала в Лаконии жили лелеги и пеласги, потом ахеяне; после она занята была дорийцами, покорившими ахеян. Поселившиеся в Лаконии дорийцы составляли высший класс населения и назывались спартиатами или спартанцами, потому что жили большей частью в Спарте. Покоренные ими ахеяне разделялись на два класса. Часть их, называвшаяся лакедемонянами или периэками, т. е. окружными жителями, пользовалась личной свободой и владела прежней своей землей. Они находились под надзором Спартиатов; платили подати, обязаны были служить в войске и во флоте; в их руках сосредоточивались земледелие, торговля и промышленность. Они занимали в государстве место среднего сословия. Другую часть покоренных ахеян составляли те из них, которые подчинились добровольно победителям на известных условиях, и потому обращены были в рабство. Впрочем, они принадлежали не отдельным лицам, а государству, которое отдавало их во временное пользование спартиатам. Они прислуживали им и обрабатывали их поля, и назывались илотами. В случае нужды они призывались и к военной службе. Вообще же положение их было тяжелое, и многочисленный этот класс населения с неудовольствием переносил свое иго, нередко делал попытки к восстанию, и постоянно держал спартиатов в напряженном состоянии. В Лаконии со времени самого завоевание ее дорянами под начальством двух братьев, Прокла и Евристена, был двоякий ряд царей, которые удерживали за собою власть в течение почти всей истории Спарты. Но они редко находились между собой в согласии; и покоренные лаконцы часто восставали против своих завоевателей, да и взаимное отношение их, основанное на договоре, не было ясно определено законами, а многое предоставлялось произволу; отсюда происходили большие смуты и волнения. Наконец в 9-м веке, Ликург, принадлежавший к одной из царских фамилий, утвердил порядок в Спарте своими законами. Ликург не был составителем нового законодательства, но только обновил и утвердил и частью преобразовал древние дорийские обычаи и постановления, изменив их насколько было нужно по тогдашнему времени; он дал им определенность, привел в согласие, и так. обр. упрочил их для государственной и частной жизни спартанцев. Во главе государства он оставил по-прежнему двух царей, ограничив только их власть. Три прежние сословия: спартиатов, периэков и илотов, оставались также по-прежнему. Спартиаты были потомки дорян и составляли род господствующей военной аристократии; они считались равными между собою, были свободны от податей, и занимались только гимнастикой, охотой, военными упражнениями и государственными делами. Действительная правительственная власть находилась в руках Сената, называвшегося Герузией, или советом старцев; он состоял из 2-х царей и 28 пожизненных членов, выбранных народным собранием из заслуженных и уважаемых спартиатов, и был высшим уголовным судилищем, обсуживал и решал все общественные дела, но важнейшие из них должен был представлять на утверждение народного собрания, происходившего постоянно раз в месяц, в котором участвовали все спартиаты, имевшие не менее 30-ти лет, и в большом собрании участвовали и периэки. Власть царей еще более ограничивалась впоследствии избранием пяти высших сановников, известных под именем эфоров. Правление в Спарте вообще было республиканское, аристократическое, при котором государственные дела находились более в руках высших сановников, нежели народного собрания. Ликург ввел в Спарте равенство состояний, разделив землю на 9 тысяч больших и 30 меньших участков; первые назначались для спартиатов, составлявших аристократию, последние – для граждан-периэков. Поземельные участки нельзя было ни отчуждать, ни делить; они были наследственны в мужеском поколении, переходя из рук в руки по праву первородства. Спартанцам предписан был самый строгий образ жизни и запрещалась всякая роскошь. В одежде и жилищах соблюдалась величайшая простота. Воспитание детей было общественное, и самое суровое; из них старались образовать сильных, крепких воинов, способных переносить все лишение и подчиняться самой строгой дисциплине; и воспитание женского пола проникнуто было тем же духом суровости, воинственности и патриотизма. Скромность и уважение к старшим было также одной из первых обязанностей молодых людей. С детства также спартанцы приучались не плодить речей, а отвечать коротко и сильно. Отсюда доселе сжатыя, отрывистые выражения называются лаконизмом. Ликурговы законы имели благотворное действие на спартанцев. Они сделали Спарту воинственным и могущественным государством и прославили ее историю громкими делами любви к отечеству и благоговение пред законом. Благодаря воинственному устройству всей общины, спартанцы докончили покорение лаконских ахеян, и затем обратили свое оружие на соседнюю область Meссению. Покорив мессенян в VII-м веке до Р. Хр. и потом аркадян, Спарта приобрела большое влияние на дела прочих Пелопоннесских государств, а восторжествовав потом над самым страшным своим соперником, Афинами, за 404 г. до Р. Хр., стала первенствующим государством во всей Греции. Но вместе с тем, все более и более удаляясь от духа первоначальных учреждений, мало-помалу стала приближаться к падению. В 222-м году до Р. Хр. она должна была смириться пред македонянами; а потом за 146 лет до Р. Хр. римляне, вмешавшись в споры между ахеянами и спартанцами, покорили весь Пелопоннес. С тех пор Спарта разделяла судьбу Греческого полуострова. Из отношении лакедемонян или спартанцев к народу иудейскому в книгах Маккавейских и у Флавия упоминаются только немногие обстоятельства, относящиеся к концу преобладание и господства Спарт. в Греции. За 300 лет до Р. Хр. в кн. Мак. (1Мак.12:7, 20) и у Флавия (Древ. XII. 4, 10) упоминается Лакедемонский или Спартанский царь Арен или Арий. Он был современником первосвященника иудейского Онии 1-го, сына и преемника известного первосвященника Адуя, современника Александра Македонского. В письме своем к Онии Арий, на основании какого-то писания, упоминал первосвященнику о родстве или братстве спартанцев с иудеями, по их происхождению от Авраама, и потому выражал свое благорасположение к иудеям и готовность содействовать пользам их, как своих братьев. Впоследствии времени об этом письме Ария упоминал спартанцам Ионафан, брат Иуды Маккавея, отправляя свое посольство к ним для возобновления своего братства и дружбы с ними (1Мак.12:1–23). Сн. Keil на 1Мак. p. 202–206. Другое обстоятельство, по которому в книгах Маккавейских упоминается о лакедемонянах, это судьба, постигшая здесь изменника и предателя отечественной веры и законов первосвященника Иасона. Достойно изгнанный из своего отечества, Иасон скитался по разным странам; наконец прибыл к лакедемонянам, надеясь, по сродству своему с ними, найти у них прибежище себе, но, причинивший столько зла своим соотечественникам, и оставивший многих без погребения, сам остался неоплаканным и не удостоен ни погребения, ни отеческого гроба (2Мак.4:7 и дал. 2Мак.5:5–10). См. Keil на 2Мак. гл. IV и V. Сн. о спарт. или лакедем. Илов. Древ. мир, изд. 3. 1869 г. стр. 67 и дал. Слов. Толля: Спарта. Шлосс. Всем. Ист. T. 1. 1868 г. стр. 136 и дал.


Источник: Опыт библейского словаря собственных имен / [Соч.] прот. П. Солярского. Т. [1]-5. - Санкт-Петербург : Тип. Ф.Г. Елионского и К°, 1879-1887. / Т. 2: [Ж-М]. - 1881. - [2], 674 с.

Комментарии для сайта Cackle