Македония, Македонский, Македоняне
Македония, Македонский, Македоняне (Μακεδόνια, Μακεδών; Macedo, Macedonia; L: Macedonien): Ecф.8:12. 1Мак.1:1, 6:2. 2Мак.8:20. Деян.16:9–12, 18:5, 19:21–22, 20:1–3. Рим.15:26. 1Кор.16:5. 2Кор.1:16, 7:5, 8:1, 9:2, 4, 11:9, 1Фес.1:7–8, 4:10. 1Тим.1:3. – Замечательная в древности область на север от Греции. В древнейшие времена принадлежала к Фракии, и под именем Емафии ограничивалась небольшой полосой гористой земли от Олимпа до устья реки Лидиас. Границы ее были: на север – Дардание и Пеония, на запад – Иллирия, на юг – Фессалия и Епир, на восток – Фракия. Важнейшие из гор: Олимп и Леон. Превосходнейшие реки: Галиакмон, Акциос и Стримон. Древнейшие обитатели Македонии были не греческого, но частью фракийского и частью иллирийского происхождения; но на Македонском берегу Архипелага много было и греческих колоний, от которых распространились в этой стране греческие обычаи. Сначала македоняне долго оставались незначительным и необразованным народом, но из истории Есфири, Мардохея и Македонянина Амана при Артаксерксе Лонгимане можно видеть, что за 400 лет до Р. Хр. они стали уже приходить в силу, ибо Аман замышлял македонянам передать царство Персидское (Ecф.8:12). Сын Пердикки Архелай (413–400 г. до Р. Хр.), первый замечательный государь Maкедонии, усилил царскую власть, распространил пределы царства и много содействовал его благосостоянию и возвышению. После него еще более содействовал соединению разных племен его, расширению пределов и распространению греческого образования, Филипп 1-ый (361–330). При сыне Филиппа, Александре Великом (333–323), Македония сделалась обладательницей целого полусвета (1Мак.1:1–7). Но по смерти Александра она быстро стала приходить в упадок; вела частые войны с римлянами, в которые вмешались римляне, как союзники греков, и наконец лишилась своей самостоятельности. Филипп II-й в 197 г. до Р. Хр. был разбит римлянами; Персей в 168 г. при Пинде побежден Павлом Емилием, и после (в 148 г) Македония наконец сделалась римской провинцией (Илов. Рук. к Всеоб. Ист. Древ. мир, изд. 3. 1869 г. стран. 150... Haupt и Толл.: Макед.). Таковой она оставалась и во времена апостольские. Македонские города, упоминаемые в Библии, суть: Филиппы, Амфиполь, Неаполь, Аполлония, Фессалоника, Берия. Ап. Павел призван был в Македонию во время второго апостольского своего путешествие в 51-м году по Р. Хр. Прибыв сюда из Троады, он с успехом проповедовал здесь Евангелие в Филиппах, Фессалонике и Берии, хотя, преследуемый врагами Евангелия, должен был удалиться отсюда в Грецию – в Афины и Коринф (Деян.16, 17 гл.). Во время третьего своего путешествие (в 54–58 г) он снова посетил Македонию (Деян.19:21, 20:1), и отсюда писал второе послание к коринфянам (2Кор.2:13). Чрез три месяца пребывания своего в Коринфе, он опять чрез Македонию предпринял обратный путь свой в Иерусалим (Деян.20:3–6). Таким образом, в Македонии он был три раза, и последние два – только мимоходом; но из его посланий видно, какой внутренний союз соединял основанные им там христианские общества. Первые послания, какие писал апостол, были к фессалоникийцам, и вскоре потом два к коринфянам; церкви македонские апостол представляет в образец коринфянам (2Кор.8:1, 11:9), и особенно филиппийцев (сн. Флп.4:15...), к которым написал особое послание, самое обильное сердечными чувствованиями. Таким образом македоняне были первые из народов Европы, которые уверовали во Христа. Zell. 2. р. 73. Herz. VIII. р. 635–638.