Источник

Маммона

Маммона (Μαμμωνᾶς, V. Mammona; L: Mammon): Мф.6:24. Лк.16:13. – Слово Маммона халдейского или сирского происхождения позднейшего времени. В В. Зав. оно не встречается, а часто встречается уже в раввино-талмудический период в Талмудийском словаре. Было ли у сириян божество Маммона, это остается нерешенным. Самое слово означает имение, богатство, блага земныя, поколику человек в них полагает свою надежду, на них надеется, и таким образом оно выражает не только богатство, но и надежду на богатство, любовь и привязанность к богатству. У талмудистов этим словом заменяются еврейские слова: בֵּצַע ,רְכוּשׁ и כֹפֶר = имение, прибыль, выгода, выкуп, выкупные деньги (Lex. Букст. p. 618), и таким образом слово Мамона у них постоянно означает имение, богатство. Уже и LXX слово אֱמוּנָה, из которого образовалось слово Маммона, переводили словом πλοῦτος, как это читается в Пс.36:3 в греческом и славянском тексте, и словом θησαυρός, как это у Ис.33:6. Это показывает, что и в то уже время так понималось слово это. В Нов. Завете слово Мамона представляется и как имя лица, как некое божество, покровительствующее богатству (Мф.6:24. Лк.16:13), и как самое богатство, имение, блага земные (Лк.16:9). Не видно, чтобы действительно было и почиталось когда-либо у евреев такое божество: но Господь словами Своими внушает то, что не надобно иметь пристрастие к богатству, пристрастие к собиранию и увеличению земных благ, что такое пристрастие не совместно со служением Богу (Мф.6:24). Раскрывая в разных случаях предмет этот, Он дает видеть, что жизнь и счастье человека не зависит от изобилия его имения (Лк.12:15), что блага земные скоропреходящи и тленны (Мф.6:20), что страсть к богатству омрачает рассудок и ожесточает сердце человека (Мф.6:22–23), приводит его к неправильному образу действий, к неправильному собиранию земных благ, к неправдам, обману, обидам и угнетениям ближних (сн. Лк.16:1 и дал., сн. Иак.2:6–7, 5:1–6), привязывает к земле, приводит к неправильному употреблению богатства, к роскоши, расточительности, распущенности жизни, питая страсти и подавляя все высшие и благороднейшие расположение и чувствование (Мф.13:22, Лк.12:16–21, 16:19–21. сн. 1Тим.6:9–10). Предостерегая нас от пристрастия к богатству, Господь научает вместе, как правильнее пользоваться богатством, когда кого Бог наделяет им. Он научает, чтобы мы старались богатством своим приобретать себе таких друзей, которые бы приняли нас в вечные обители, т. е. употреблять богатство в пользу ближних, бедных, неимущих, употреблять на дела милосердия и благотворительности. Арх. Мих. Толк, на Ев. Луки, стр. 473–474. Zell. 2. p. 83. Herz. VIII. p. 775.


Источник: Опыт библейского словаря собственных имен / [Соч.] прот. П. Солярского. Т. [1]-5. - Санкт-Петербург : Тип. Ф.Г. Елионского и К°, 1879-1887. / Т. 2: [Ж-М]. - 1881. - [2], 674 с.

Комментарии для сайта Cackle