Источник

Махол

Махол (מָחוֹל = танец, пляска, ликование; Μάλ, Μαούλ; Mahol; слав.: Самадъ; у Лют. опущено): 3Цар.4:31· – Отец Халкола и Дарды, считавшихся мудрецами в народе израильском, но коим предпочитается мудрость Соломона. Кто были эти мудрецы и в чем состояла их мудрость, неизвестно; но, вероятно, она была соответственна мудрости тех времен и состояла в различных изречениях и в приточном образе выражений мыслей. Ефан Езрахитянин и Еман обладали искусством слагать псалмы и священные песни (Пс.87, 88). Соломон превосходил всех их своей мудростью. Касательно Махола должно заметить, что имя его, как отца, очевидно, простирается здесь (3Цар.4:31) только на Халкола и Дарду, и не простирается на Ефана и Емана, которые в Псалмах называются Езрахитами (Пс.87, 88), и вероятно, суть те же, кои в 1Пар.2:6) называются сынами Зераха. В кн. Парал. и Халкол и Дара называются сынами Зераха. Но в этом нет еще противоречия. Слово «сын» или «сыны» в еврейском тексте не всегда означает сына в собственном смысле, но часто – потомка или потомство вообще. Поэтому Халкол и Дара, будучи сынами Махола, так как и сам Махол, могли быть потомками Зераха, сына Фареса, сына Иуды, сына Иакова (сн. Дарда и Езрахит). Иные имя Махол принимают не за собственное, а за нарицательное, понимая его в значении хора, и потому и сынам Махола дают значение певцов, музыкантов, принадлежащих к известному хору. Но это произвольное предположение, не согласное со связью речи. Указываемые в настоящем месте мужи отличались мудростью учения, а не искусством пения, чтобы их причислят к певцам и музыкантам. Другие не хотят относить их к колену Иудину потому, что под стоящими здесь, вместе с Халколом и Дарою, Еманом и Ефамом разумеют Еоана и Емана, известнейших певцов времен Давида, которые были левиты, Ефан – из племени Мерари (1Пар.6:44–47), а Еман – из племени Каафа (1Пар.6:33, 15, 17, 19. 2Пар.35:15), и которые никогда не называются Езрахитами. Но под Ефаном и Еманом в настоящем месте мы и разумеем не известнейших певцов – левитов времен Давида, а мужей из потомства Иуды, из племени Зераха, славившихся мудростью своею учения. Ближайшие ли это были потомки Зераха, или отдаленные, мы об этом не говорим, не утверждаем, чтобы все они были собственными сынами Зераха и родные между собою братья, а говорим только, что все они могли произходить из рода и потомства Зераха. Книга Паралипоменон, в изложении генеалогии поколений, не везде и не всегда наблюдает непосредственную преемственность и последовательность родов, а представляет часто только отдельные, известные почему-либо личности, не показывая связи их с предками и потомством. За тождество; же имен сих в книгах Царств и Паралипоменон ручается сходство самих имен, ибо разность чтение Дара и Дарда, очевидно, произошла от ошибки переписчика, хотя и неизвестно, которое чтение вернее. Ефан и Еман называются Езрахитами и в Псалмах. Езрахит, очевидно, образовалось из Зерах. Выражение: «сыны Maхола» не препятствует, как мы уже видели, принимать их за сынов или потомков Зераха, также как и выражение: «сыновья·Зераха» не препятствует быть в числе их сыновьям Махола. Но что они не братья, видно из того, что Ефан и Еман называются Езрахитами, а Халкон и Дара – сынами Махола. Название их мудрецами также не требует одновременности их жизни. Keil и Del. на 3Цар. р. 42. и на Пар. р. 40–41. Сн. Дарда и Езрахит.


Источник: Опыт библейского словаря собственных имен / [Соч.] прот. П. Солярского. Т. [1]-5. - Санкт-Петербург : Тип. Ф.Г. Елионского и К°, 1879-1887. / Т. 2: [Ж-М]. - 1881. - [2], 674 с.

Комментарии для сайта Cackle