Источник

Поучение на день Рождества Христова. Св. Тихона, епископа Воронежского и Задонского

В нынешний великий день, не имея более чем приветствовать, как всемирною радостью, тою и поздравляю вас. Что же это – за радость? – Сын Божий пришел грешников спасти.

Но всех ли Христос Господь пришел спасти? Отвечаю: вcu согрешиша, и лишени суть славы Божия (Римл. 3:23), все согрешили и погибли; всех и спасти пришел Господь. Христос Иисус прииде в мир грешники спасти (l Тимоф. 1:15). Все – грешники: всех и спасти пришел. Христос за всех умре (2Кор. 5:15). Посему и Евангелие проповедать всей твари повелено, да вси услышавше веруют и спасутся (Марк. 16:15). И во всю землю изыде вещание их (Апостолов), и в концы вселенныя глаголы их (Псал. 18:5). Ибо Бог не зрит на лица человеческие: Ему все равны, всех равно Он хочет спасти, никому не хочет погибнуть: всем человеком хощет спастися, и в разум истины приити (1Тимоф. 2:4). Поэтому для всех Он послал в мир и Сына Своего, да все Его благодатью получат спасение. Следовательно, ради меня и тебя и всякого человека пришел Христос Господь в мир, родился, пострадал и умер. Слава пославшему Отцу! Слава и Сыну пришедшему грешные спасти! В сем состоит наше утешение и радость. Отсюда будем почерпать утешение, что и ради меня и тебя пришел, пострадал и умер Христос Господь. Да прохладит сей живой источник души наши грешные! Сим прохлаждайся во время зноя, утешайся, не изнемогай, стой и мужайся.

Радуйтеся, грешники! Бог и Господь наш пришел ради нас в мир спасти нас. Велия благочестия тайна: Бог явися во плоти (1Тим. 3:16). Царь Небесный на земле явился, и неприступный Херувимам с человеками пожил. О, благость и несказанное человеколюбие явившегося Господа! О, блаженство для тех, ради которых Бог и Господь их пришел и явился им! Блаженны очи, видевшие Бога во плоти, и уши, слышавшие Божественные словеса Его: чего многие пророки хотели видеть, и не видели, – и слышать, и не слышали! Блаженны и мы, хотя сими грешными глазами мы не видим Его, и сими ушами не слышим пресладкого гласа Его, но веруем пришествию Его. Паче же блажени не видевшии, и веровавше (Ин. 20:29). Блаженны мы, потому что ради нас Бог наш пришел к нам: Бог, уподобившись человекам, пришел к человекам и пришел ради человеков. Он пришел спасти грешников, а потому и нас: ибо и мы от грешников есмы. Он пришел взыскать погибших, а потому и нас: ибо и мы есмы от погибших. Благословен Бог, Который пришел грешников спасти и погибших взыскать. Открыли нам сие сокровище спасения самовидцы, которые видели Его и слышали Его, и беседовали с Ним, и жили и обращались с Ним, и осязали Его, и ели и пили с Ним, и пребыли в напасти с Ним; слышали проповедающего святое Его Евангелие и царствие небесное; видели по земле ходящего, и от града во град и от веси в весь преходящего, утруждающегося, чудодействующего, прокаженных очищающего, слепых просвещающего, мертвых воскрешающего, и прочие вышеестественные дела творящего; видели за спасение наше страждущего, умирающего и умершего и погребенного и воскресшего из мертвых, и возносящегося на небо. Сии самовидцы согласно нам проповедали: Сказуем вам силу и пришествие Господа нашего Иисуса Христа, самовидцы бывше величествия онаго. Прием бо от Бога Отца честь и славу, гласу пришедшу к Нему таковому от велелепныя славы: Сей есть Сын Мой возлюбленный... И ceй глас мы слышахом с небесе сшедт, с Ним суще на горе святей... (1Ин. 1:1–3; 2Петр. 1:16, 17 и 18; Maтф. 17:5; Марк 9:7). Истину сию те самовидцы и достоверные свидетели не только словом и чудесами и различными знамениями, но и кровью своею, и различным страданием, смертью своею утвердить не усумнились. Верно слово и всякого приятия достойно, которое не один, ни два, ни три, но многие самовидцы согласно проповедали, и не только проповедали, но и знамениями и чудесами подтвердили и крови и душ своих не пощадили.

Размышляй о сем, брат христианин, в сем поучайся, в сем стой, мужайся, крепись, и хульникам и безбожным, которых уже не мало является, заграждай уста, и молись. Да Бога, явившегося во плоти нас ради, не видяше, всем сердцем возлюбим, и на Него же ныне не зряще, верующе же, возрадуемся радостию неизглаголанною и прославленною: приемлюще кончину вере нашей, спасение душам (1Петр. 1:8–9). Аминь87.

* * *

87

Творен. св. Тихона Задонского. Изд. 5-е. Москва. 1899 г., т. V, стр. 1–2, 6.


Источник: Церковная проповедь на двунадесятые праздники : Слова, беседы, поучения святых отцов и учителей Церкви и известнейших писателей церковных. Части 1-2. / сост. П. Смирнов.– Киев : Лито-Типография И.И. Чоколова, 1904. / Ч. 2. – 905, XII с.

Комментарии для сайта Cackle