священномученик Пимен (Белоликов)
Нравственно-аскетические труды
- Житие блаженного мар Авгена начальника иноков в стране Ниcибинской на горе Изла 0
- Православная Урмия в годы персидских смут 0
- Сказание о славных делах Раббулы, епископа благословенного города Ургэй (Эдессы) 0
Слова и речи
Епископ Семиреченский и Верненский. Миссионер, проповедник, ректор Пермской ДС.
Биография
Детские годы
Священномученик Пимен, в миру Петр Захариевич Белоликов, родился 5 ноября 1879 года в селе Васильевское Череповецкого уезда Новгородской губернии в большой благочестивой семье священника Захария Ивановича и его супруги Марии Ивановны Орнатской — дочери священника Иоанна Михайловича Орнатского. Петр был знаком и даже впоследствии переписывался с праведным Иоанном Кронштадтским.
.png)
Образование. Монашеский постриг
Желание монашества с детства зрело в нем. Вот слова самого священномученика Пимена: «Дома — искреннее благочестие отца, нелицемерная набожность матери были первыми посадками моей религиозности. Книжное обучение мое шло в местностях, которыми справедливо гордится русский православный народ. Низшее образование я получил под покровом обители святого Кирилла, Белозерскаго чудотворца; среднее — в обители преподобного Антония Римлянина в Великом Новгороде, в семинарии, воспитавшей великого светильника Русской Православной Церкви святителя Тихона Воронежского. Наконец, высшее богословское образование мною получено в славной своею духовностью Киевской академии, воспитавшей таких великих святителей, как Дмитрий Ростовский, Иннокентий Иркутский, Феодосий Черниговский, Иоанн Тобольский. Я чувствовал себя счастливым, опытно постигая, чем воистину должна славиться наша Святая Русь. Поэтому, когда для меня возник вопрос о том, как устроить свою жизнь после школы, то пережитые в духовных школах впечатления и воспоминания властно потребовали от меня жизни иноческой».
В 1900 году, по окончании Новгородской духовной семинарии, Петр Белоликов продолжил обучение в Киевской духовной академии, которую закончил в числе лучших в 1904 году. В его дипломном сочинении «Отношенье Вселенских Соборов к творениям церковных писателей» исследовался догматический вклад святоотеческой литературы в деятельность семи Вселенских Соборов.
Еще студентом 7 августа 1903 года он принял монашеский постриг с именем Пимен в честь Киево-Печерского преподобного Пимена Многоболезненного, что в Ближних пещерах.
Миссионерские труды
Духовный отец Пимена — митрополит Киевский и Галицкий Флавиан (Городецкий), сам 11 лет служивший в Православной миссии в Пекине, — благословил его на миссионерские труды. В июне 1904 года отца Пимена рукополагают в иеромонаха с назначением в Урмийскую Православную духовную миссию на Северо-Западе Персии в городе Урмия (ныне территория Ирана). Перед отъездом в Урмию отец Пимен познакомился в Санкт-Петербурге с бывшим начальником миссии епископом Гдовским, будущим священномучеником Кириллом (Смирновым, память 7/20 ноября).
Миссионерскому служению было отдано в общей сложности девять лет из недолгой жизни отца Пимена. Миссионер по призванию, он скоро овладел древнесирийским и новосирийским языками, тюркскими наречиями и проповедовал среди сирийских несториан, перешедших в Православие, защищал их интересы перед персидскими властями, преподавал в училище при миссии, находил время и для научных трудов, переводов раннехристианских сирийских текстов, издавал журнал «Православная Урмия».
В 1911 году игумен Пимен назначается на должность ректора Ардонской духовной семинарии Владикавказской епархии с возведением по должности в сан архимандрита. В Ардоне в течении года он трудился над духовным просвещением осетин. В семинарии преподавал Новый Завет, уделял много времени воспитанникам, восстанавливал расстроенный бюджет семинарии.
Постепенно у архимандрита Пимена крепло намерение вернуться в Урмию. Кроме этого, в это время в Персии начались беспорядками и волнения. Вновь понадобились опыт и знания отца Пимена. С июля 1912 года он вновь стал помощником начальника миссии, и за 2 последующих года особенно расцвел его миссионерский талант. В это время отец Пимен начинает переписку с просветителем Японии святителем Николаем (Касаткиным), память 3/16 февраля). Начало Первой мировой войны остановило дело дальнейшего присоединения к Православию сирийцев в Урмии, православная миссия вынуждена была покинуть страну.
В Перми
С 1914 года отец Пимен служит в Перми в должности ректора Пермской духовной семинарии, становится сподвижником и надежной опорой во всех начинаниях пламенного поборника Православия, будущего священномученика архиепископа Пермского Андроника (Никольского, память 7/20 июня), который надеялся видеть отца Пимена своим викарием и подал прошение об этом.
В одной из проповедей архимандрит Пимен прозорливо предостерегал интеллигенцию: «Берегите свое драгоценное достояние — веру православную... Иначе вы воспитаете в народе не душу кроткую и терпеливую, а душу зверя, который принесет неисчислимые беды и себе, и вам».
Отец Пимен был председателем правления Пермского епархиального общества трезвости, организатором трезвеннических праздников с многотысячными шествиями. Публиковал в «Пермских епархиальных ведомостях» речи, проповеди, заметки и отчеты о деятельности Общества трезвости.
Епископские служение
В августе 1916 года в Петрограде состоялась епископская хиротония архимандрита Пимена с назначением на приграничную Салмасскую кафедру в Персии. Преосвященный Андроник подарил ему свою панагию, с которой епископ Пимен не расставался последующие два года жизни.
В описании проводов владыки Пимена на которые пришла вся православная Пермь, указывалось: «Он был истинным пастырем, был бессребреником, помогал направо и налево». Когда владыка поднялся в поезд, народ, стоявший на перроне, обнажил головы.
Третий приезд в Урмию уже в качестве епископа принес много скорбей: тут и обнищание миссии, так что она не могла помочь голодающим от неурожая, и интриги инославных миссий.
Кроме миссионерских трудов в 1916–1917 годах святитель окормлял русские военные отряды. Командующий Урмийским отрядом отмечал благотворное воздействие епископа на дух русских воинов.
Из-за революционных событий Россия не могла уже помогать Урмийской миссии, и владыка попросил перевести его из Персии. Последовало назначение викарием Туркестанской епархии в город Верный (ныне Алмата) на вновь созданную кафедру Семиреченскую и Верненскую. В свой кафедральный город Верный, центр Семиреченской области, Владыка прибыл 11 октября 1917 года.
Епископ устраивал народные чтения и беседы, объяснял присутствующим на них современное положение в России. С приходом к власти большевиков деятельный, умный, промонархически настроенный архипастырь был обречен. Его авторитет был так велик, что советская власть серьезно опасалась «двоевластия» в Семиреченске. Миротворческими усилиями он мешал разжигать классовую рознь между казачеством и крестьянством, осудил декрет о гражданском браке, добивался сохранения преподавания в школах Закона Божия. Часто он занимался в своем доме с детьми, организовал детский духовный кружок. Летом 1918 года Владыка воспрепятствовал изъятию церковных ценностей из кафедрального собора.
Епископ Пимен бесстрашно разоблачал демагогию большевиков: «Вы легко можете заработать славу народного благодетеля и вождя, если будете льстить низким страстям народа, будете внушать ему, что он может развиваться самостоятельно без всякой верховной власти, что вся земля, все природные богатства, капиталы, государственные банки, земельное имущество церквей, монастырей и частных лиц должны быть достоянием всего народа... Евангелие забывается, Церковь уничтожается, духовенство преследуется, ибо они зовут к труду, к благоразумию, к подвигу. Зато агитаторы, обещающие легкое достижение счастья, встречают самый радушный прием у простого легкомысленного и доверчивого русского народа. И широкой волной идет на него всяческое развращение».
Неся ответственность перед Богом за весь народ Семиречья, святитель во время начавшейся гражданской войны утешал и напутствовал раненых и той, и другой стороны. На страницах издававшейся в Китае, в Кульдже, и нелегально распространявшейся по Семиречью газеты «Свободное слово» он давал христианскую оценку творившемуся новыми властями беззаконию, поддерживал Белое движение и призывал к участию в нем. Об этом же он говорил и в открытых проповедях, призывая народ молиться «об избавлении от супостата». В то же время на Пасху 1918 года он посетил раненых красногвардейцев в больнице Красного Креста.
Уже в августе 1918 года ему стало известно о расстреле Государя и он осудил это злодеяние.
В личности владыки Пимена привлекали цельность и чистота его натуры, твердая воля, интеллект ученого, соседствовавшие с привычкой к физическому труду и восприимчивостью к прекрасному, талант оратора, аскетический образ жизни.
Мученическая кончина
Накануне ареста владыка вел в своем доме занятия детского духовного кружка. Вечером 3 (16 н. ст.) сентября 1918 года в его покои ворвались красноармейцы из карательного отряда Мамонтова, отозванного с Семиреченского фронта для «наведения революционного порядка» и, в частности, для «полевого суда» над епископом. Оскорбляя святителя, они потребовали ехать с ними. Владыку посадили на тачанку и увезли в загородную рощу Баума.
По воспоминаниям члена верненского ревтрибунала, епископ «в своем доме принимал тьму всяких паломников. Целые дни у него торчал народ. Бешеную агитацию он разводил. Терпели, терпели это, а потом раз ночью арестовали его, вывели в Баумскую рощу и там расстреляли».
Духовенство, которому владыка велел звонить в колокола в случае долгого своего отсутствия, чтобы поднять народ — не выполнило просьбы своего архипастыря. Но известно, что в городе был митинг с требованием выдать тело убитого и демонстрация протеста, которую разогнали с помощью оружия. Только на следующий день дети, ходившие в рощу за орехами, увидели на поляне убитого епископа. Тело владыки было ночью тайно погребено верующими в парке рядом с кафедральным собором в семейном склепе Семиреченского генерал-губернатора. На месте, где после расстрела лежало тело мученика, теперь стоит гранитный обелиск.
Рядом с кафедральным собором, недалеко от места тайного захоронения святых останков, в 1999 году заложен храм-крестильня во имя священномученика Пимена.
Владыка был сначала канонизирован как местночтимый святой Алма-Атинской епархии Русской Православной Церкви (1997), а на Архиерейском Соборе в 2000 году причислен к лику святых новомучеников и исповедников Российских для общецерковного почитания.
Тропарь священномученику Пимену, епископу Верненскому, глас 1
Па́стырства тезоимени́те1/ первопа́стырю Семире́чья и пе́рвый Ве́рненский священному́чениче,/ святи́телю о́тче наш Пи́мене,/ Христу́, до́брому Па́стырю, усе́рдно моли́ся:/ в ве́ре, наде́жде и любви́// утверди́ти па́ству твою́.
Кондак священномученику Пимену, епископу Верненскому, глас 3
Пастыренача́льнику Христу́ подража́я,/ за вруче́нное ти стадо ду́шу свою положи́л еси́,/ Пи́мене, архипа́стырю и мучениче,/ моли́твами твои́ми па́ству твою́ соблюди́// невреди́му от всех наве́т вра́жиих.
(Тропарь и кондак помещены на сайте Никольского собора Алматы.)
1 Имя Пимен означает «пастырь». «Тезоименитый» — носящий то же имя.

