В. Чернов

Источник

Крещение Господне

События праздника

Крещение Спасителя торжественно воспоминается Церковью через две недели после праздника Рождества, 6/19 января. Это связано с тем, что в древности Рождество и Крещение составляли один праздник в честь явления в мир Спасителя, именовавшийся «Эпифания» («Явление»). Впоследствии эти два празднования совершаться раздельно, однако сохранили глубокое единство, образовав особый праздничный период церковного года – Святки.

События праздника

О крещении Господа Иисуса Христа повествуют все четыре евангелия (Мф. 3:13–18, Мк. 1:9–11, Лк. 3:21–22, Ин. 1:32–34), однако самый подробный рассказ содержится у евангелиста Матфея.

Жизнь Иисуса в Назарете

Господь Иисус Христос, возвратившийся после смерти царя Ирода из Египта, рос в небольшом городе Назарете, находящемся в Галилее. Вместе со Своей Матерью Он прожил там до Своего тридцатилетия, зарабатывая на пропитание ремеслом Своего мнимого отца, праведного Иосифа, который был плотником. Когда Иисусу исполнилось тридцать лет‚ то есть время, до которого по закону иудейскому никому не позволялось учить в синагогах и быть наставником, наступило время явления Его народу Израильскому. Но прежде того момента, по пророческому слову, должен был явиться Израилю Предтеча, призванный приготовить людей к принятию Мессии. Именно о нем было пророчество Исайи: «Глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте в степи стези Богу нашему»

Крещение Господне

(Ис. 40:3). Этим Предтечей был Иоанн, сын иерусалимского священника Захарии и родственник Пресвятой Девы Марии, ведший тогда суровую жизнь в Иудейской пустыне (Лк. 3:2).

Проповедь Иоанна

Иоанн ходил в окрестностях реки Иордан, проповедуя крещение покаяния для прощения грехов (Лк. 3.3). Крещение Иоанново было не то же самое, что христианское крещение: оно не подавало прощение грехов` но лишь символически свидетельствовало покаяние человека и его желание исправить свою жизнь. Послушать проповедь пророка выходила вся иудейская страна и жители Иерусалима, которые крестились у него в водах Иордана, исповедуя свои прегрешения

(Мк. 1:5). У иудеев, приходящих к Иоанну, возникал естественный вопрос: не он ли чаемый всеми Избавитель? Креститель сразу же отверг мнение, что он и есть Мессия. «Идет за мною Сильнейший меня, – говорил Предтеча, – у Которого я недостоин, наклонившись, развязать ремень обуви Его; я крестил вас водою, а Он будет крестить вас Духом Святым» (Мк. 1:7–8).

Крещение Господа Иисуса Христа

И вот, в один из обычных Дней, когда Иоанн с проповедью обращался к собравшимся у Иордана иудеям, он Духом Святым узнал среди людей Того, к встрече с Кем он был призван готовить человечество. Иисус пришел из Галилеи на Иордан, чтобы принять крещение от Иоанна наравне со всеми. Иоанн же удерживал Его и говорил:

«Мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?» (Мф. 3:14) Святой, видев перед собой Сына Божия, не подвластного греху, сам требовал от Него крещения, как находящийся под грехом ослушания, перешедшим от Адама на весь род человеческий. Но Иисус сказал ему в ответ: «Оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду» (Мф. 3:15). Он не имел нужды в этом крещении, как безгрешный и непорочный, рожденный от Пречистой Девы Марии и Сам, по Божеству Своему, бывший источником всякой чистоты и святыни, но, поскольку Он взял на Себя грехи всего мира, то и пришел к водам Иорданским, чтобы очистить их посредством крещения. Он пришел креститься для того, чтобы освятить Собой водное естество и нам даровать купель святого крещения. Он пришел креститься еще и для того, чтобы Иоанн увидел исполнение пророчества, повелевшего ему выйти из пустыни: «На Кого увидишь Духа, входящего и пребывающего на Нем, Тот есть крестящий Духом Святым» (Ин. 1:33).

Креститель подчинился слову Христову. Как повествует Евангелие, после принятия крещения Господь тотчас вышел из воды. Об этом «тотчас» церковное предание повествует, что Иоанн каждого крестившегося у него человека погружал до шеи и так держал его до тех пор, пока тот исповедовал все свои грехи. Христос же, не имевший грехов, не мог удерживаться в воде, поэтому тотчас и вышел из реки. Когда же Он выходил, отверзлось небо, и Дух Святой нисшел на Него в видимом образе, как голубь, и послышался голос Небесного Отца: «Ты Сын Мой Возлюбленный; в Тебе Мое благоволение!» (Лк. 3:21–22). Подобно тому, как во дни Ноя голубица возвестила об умалении воды потопа, так и здесь явление Духа в виде голубя указывало на окончание греховного бедствия и на примирение людей с Богом.

«Крещение» и «Богоявление»

Праздник Крещения Господня называется также Богоявлением, поскольку в этот день все три Лица Пресвятой Троицы явились людям: Отец – в голосе с неба, Сын – крещаемый по плоти, Дух Святой – сходящий в подобии голубя. Кроме того, этот день знаменует начало общественного служения Христа Спасителя – Его явление народу Израильскому. «Не тот день, в который родился Спаситель, нужно назвать явлением,– говорит святитель Иоанн Златоуст, – но тот, когда Он крестился. Не через рождение Свое Он всем сделался известным, а через крещение, поэтому и Богоявлением называется не тот день, в который Он родился, а тот, в который крестился».

Из богослужения праздника Богоявления

На великой вечерне на «Господи, воззвах» стихиры, глас 2:

Просвет́ителя нашего,/просвещ́ающаго всякаго человека‚/видев Предт́еча крест́итися пришедша‚/радуется душ́ею и треп́ещет,/рукою показует Его и глаголет людем:/Сей, избавл́яяй Израиля‚/свобожд́аяй нас от истления./О, безгрешный Христе Боже наш, слава Тебе.

Просветителя нашего‚/просвещающего всякого человека‚/Предтеча‚ увидев пришедшим креститься,/ радуется душою и трепещет рукою‚/указывает на Него и возглашает людям:/«Вот Искупитель Израиля,/освобождающий нас от тления!» /О безгрешный Христе Боже наш, слава Тебе!

Изб́авителю нашему, от раб́а крещаему/и Духа приш́ествием свидетельствуему,/ужас́ошася, зряще, ́ангельская воинства./Глас же с небес́е принесеся от Отца:/Сей‚ Его́же Предтеча рукою крещ́ает,/Сын Мой есть возл́юбленный, о Немже благовол́их./Христе Боже наш, слава Тебе.

Когда Искупитель наш от раба принимал крещение/и был свидетельствуем сошествием Святого Духа‚/ужаснулись‚ видя это, воинства Ангелов,/а с небес принёсся голос Отца:/»Этот‚ на Которого Предтеча возлагает руку, – /Сын Мой, Возлюбленный, на Ком Моё благоволение»./Христе Боже наш, слава Тебе!

Иорд́анския стру́и Тебе, Ист́очника, прияша,/и Ут́ешитель в виде голуб́ине схождаше./ Приклоняет верх Приклон́ивый небес́а./Зове́т и вопи́ет брение Зижд́ителю:/ что ми повелев́аеши, яже выше мен́е?/Аз требую Твоего крещения./О‚ безгрешный Христе Боже наш, слава Тебе.

Иорданские струи приняли Тебя, Источник‚/и Утешитель в виде голубя нисходил. /Склоняет голову Приклонивший небеса‚/восклицает и взывает глина Ваятелю:/«Что Ты мне повелеваешь, то что выше сил моих?/Я нуждаюсь в крещении от Тебя!»./О безгрешный Христе Боже наш, слава Тебе!

Спасти хотя забл́уждшаго человека‚/не не спод́обился еси в рабий зрак облещися:/подобаше бо Тебе, Влад́ыце и Богу, воспри́яти наша за ны,/Тебе бо кр́ещшуся плотию, Изб́авителю/оставления сподобил еси нас./Темже вопием Ти:/Христе Боже наш, слава Тебе.

Спасти желая заблудшего человека,/не погнушался Ты облечься в образ раба, –/ведь подобало Тебе, Владыке и Богу‚/принять нашу природу ради нас;/ибо Ты, Искупитель, крестившись плотию/прощения удостоил нас./Потому мы взываем Тебе:/»Благодетель Христе Боже наш, слава Тебе!»

Приклон́ил еси главу Предт́ечи‚/сокрушил еси глав́ы зми́ев./Приш́ед в струи, просветил еси всяческая,/еже сл́авити Тя, Спасе,/Просветителя душ наших.

Преклонил Ты голову под руку Предтечи,/сокрушил головы змиев;/явился в струях и просветил весь мир,/чтобы все славили Тебя, Спаситель‚/Просвещение душ наших.

На утрене тропарь, глас 1:

Во Иорд́ане крещ́ающуся Тебе, Господи, /Тр́ойческое явися поклон́ение:/Родителев бо глас свид́етельствоваше Тебе‚/возлюбленнаго Тя Сына имен́уя‚/и Дух в виде голуб́ине/ извествоваше словесе утверждение./Явлейся Христе Боже/ и мир просвещ́ей, слава Тебе.

При крещении Твоем во Иордане, Господи,/открылось поклонение Троице:/ибо голос Родителя свидетельствовал о Тебе,/возлюбленным Тебя Сыном именуя‚/и Дух в виде голубицы/ подтверждал Его слова непреложность./Явившийся Христе Боже/и мир просветивший, слава Тебе!

Седален, шаг 3:

́Явльшуся Тебе во Иорд́ане, Спасе,/и кр́ещуся Тебе от Предт́ечи, Христе‚/возлюбленный Сын свид́етельствован был еси‚/темже и Собезнач́ален Отцу явился еси‚/Дух же Святый на Тя схождаше,/Имже и просвет́ившеся, вопием:/славу Богу, Сущему в Троице.

Когда явился Ты, Спаситель, при Иордане‚/ и крещен был Предтечей, Христе‚/принял Ты свидетельство как Сын Единородный,/ оттого и стал известен, как собезначальный Отцу./Дух же Святой на Тебя сходил‚/и мы, Им просвещенные, взываем:/«Слава Богу, Сущему в Троице!»

Слава, и ныне, глас 4: Струи освят́ил еси Иорд́анския,/державу сокрушил еси грех́овную. Христе Боже наш,/приклонил еси длани Себе Предт́ечеве/и спасл еси от лести человеческий род./Темже Тя молим: спас́и д́уши наша.

Освятил Ты струи Иорданские‚/сокрушил могущество греха, Христе Боже наш./Склонился под рукой Предтечи/и спас от заблуждения человеческий род./Потому мы умоляем Тебя:/»Спаси мир Твой!»

Седален, глас 5:

Иорданскими струями обл́ожся‚/Иже светом преславно одев́аяйся,/в нихже Адамово естество обнов́ил еси,/сокр́ушшееся злым преслуш́анием, Слове Божий./Темже Тя восхваляем и святое Твое вси славосл́овим явление.

Одевающееся преславно светом Слово Божие,/Ты, погрузившись в струи Иорданские‚/обновил в них Адамово естество,/сокрушенное лукавым ослушанием./ Потому мы Тебя восхваляем/и все славословим Твое святое явление.

Слава, и ныне, глас 4: Иорд́ане реко́‚/что удивился еси, зря Нев́идимаго н́ага?/Видех и вострепетах‚ – реч́е, – /и како бо Сего не хотех устраш́итися и зайти?/Ангели Его устраш́ишася, зряще‚/ужас́еся Небо, и земля вострепет́а,/и смят́еся море, и вся видимая и невидимая./Христос явися на Иордане освятити воды.

Что увидел Ты и ужаснулся, Иордан–река/«Невидимого, – говорит он, – я узрел нагим и затрепетал,/ибо как мне Его не устрашиться и не скрыться»/Ангелы устрашились, видя Его‚/ужаснулось небо и земля затрепетала‚/смирилось море и все видимое и невидимое:/Христос явился на Иордан, освящая воды.

Величание:

Величаем Тя‚/Живод́авче Христе‚/нас ради ныне пл́отию крест́ившагося/ от Иоанна в водах Иорд́анских.

Величаем Тебя‚/Податель жизни Христе‚/ нас ради ныне плотию крестившегося/от Иоанна в водах Иорданских.

Кондак, глас 4:

Яв́ился еси днесь всел́енней‚/и свет Твой, Господи, зн́аменася на нас‚/в р́азуме поющих Тя:/пришел еси и явился еси‚/Свет неприступный.

Явился Ты в сей день вселенной,/и свет Твой, Господи, запечатлелся на нас,/в полноте знания воспевающих Тебя:/"Пришел‚ явился Ты‚/Свет неприступный!»

Стихиры на хвалитех, глас 1:

Свет от Света‚/возси́я м́ирови Христос, Спас наш,/явл́ейся Бог./Сему‚ людие, поклон́имся.

Как Свет от Света воссиял миру/Христос Спаситель наш, явившийся Бог./ Поклонимся Ему, люди!

Ќако Тя, Христе,/ раби, Владыку достойно почт́им?/Яко в водах всех нас обновил еси.

Как Тебя, Владыку‚/ мы, рабы, достойно почти/Ибо Ты, Христе,/в водах всех нас обновил.

Ты, во Иорд́ане кр́ещся, Спасе наш,/в́оды освятил еси‚/деланию раба рукополага́емый/и страсти мира исцел́яяй./В́елие т́аинство явления Твоего,/Человекол́юбче Господи, слава Тебе.

Ты, крестившись в Иордане, Спаситель наш,/струи его освятил‚/принимая возложение руки раба/и страдания мира исцеляя./Велико таинство домостроительства Твоего!/ Человеколюбец, слава Тебе!

Истинный Свет яв́ися/и всем просвещ́ение дарует‚/крещ́ается Христос с нами‚/Иже всякия выши чистот́ы,/влага́ет свящ́ение воде‚/и душ́ам сие очищ́ение бывает‚/земное являемое и выше небес разумев́аемое./Банею – спасение, водою же –– Дух,/погружения ради, иже к Богу, наш восход бывает./Чуд́есна дела Твоя, Господи, слава Тебе.

Истинный Свет явился‚/и всем просвещение дарует./Крестится с нами Христос‚/Тот‚ Кто выше всякой чистоты./Посылает освящение воде,и это делается освящением душ.Земное явление – /и выше небес постигаемое умом./Через омовение – спасение, через воду – Дух./Через погружение совершается/наше к Богу восхождение./Чудны дела Твои, Господи! Слава Тебе!

Глас 6: Вод́ами Иорд́анскими од́еялся еси, Спасе,/Од́еяйся Светом, яко ризою,/и приклонил еси главу Предтечи, Иже небо изм́еривый п́ядию./Да обрат́иши мир от лести и спасеши‚/яко Человеколюбец.

Водами Иорданскими оделся Ты Спаситель, /Одевающийся светом, как одеждою./и склонил голову перед Предтечей‚/небо Измеривший пядью,/чтобы обратить мир от заблуждения/и спасти души наши, ибо Ты –– человеколюбец.

Глас 2: Днесь Христос на Иордан при́иде креститися‚/днесь Иоанн касается верх́у Владычню./Силы небесныя ужас́ошася,/преславное видяще таинство./Море виде и побеж́е,/Иордан‚ видев, возврат́ися./Мы же, просв́ещшеся, вопием:/слава явившемуся Богу,/и на земли в́иденному,/и просвет́ившему мир.

В сей день Христос на Иордан пришел креститься‚/в сей день Иоанн касается темени Владыки./Силы небесные ужаснулись, видя чудное таинство./Море увидело и побежало;/Иордан, увидев, возвратился./Мы же, просветившись, взываем:/«Слава явившемуся Богу,/и на земле виденному,/и просветившему мир!»

На великом освящении воды тропари, глас 8:

Глас Господень на вод́ах вопиет, глаголя:/приид́ите, приим́ите вси/Духа премудрости./Духа разума,/Духа страха Божия‚/явльшагося Христа.      

Голос Господа взывает на водах, говоря:/»Придите, примите все/Духа премудрости, Духа разума‚/Духа страха Божия‚/явившегося Христа!»

Днесь вод освящ́ается естеств́о‚/и раздел́яется Иордан,/и своих вод возвращ́ает струи‚/Владыку зря крещ́аема.

В сей день освящается вод естество‚/и разделяется Иордан,/и удерживает течение струй своих,/видя Владыку омываемым.

Яко человек, на р́еку приш́ел еси, Христе Царю‚/ и рабское крещение прияти тщишися, Бл́аже,/ от Предтечеву р́уку/ грех ради наших, Человекол́юбче.

Как человек к реке пришел Ты, Царь-Христос,/и рабское спешишь принять крещение,Благой,/от рук Предтечи/для очищения грехов наших, Человеколюбец.

Ко гласу вопи́ющаго в пустыни:/угот́овайте путь Господень,/приш́ел еси, Господи‚ зрак рабий при́им,/крещения прос́я, не в́едый греха./Видеша Тя воды и убо́яшася./Тр́епетен бысть Предтеча и возоп́и, глаголя:/како просвет́ит светильник Св́ета?/Како руку пол́ожит раб на Владыку?/Освяти мене и в́оды, Спасе, вз́емляй мира грех.

Ко гласу вопиющего в пустыне:/«Пригтовьте путь Господу»/пришел Ты, Господь, принявший образ раба‚/прося о крещении, не зная греха./Увидели Тебя воды и убоялись, /в трепет пришел Предтеча и воскликнул говоря: / «Как светильник просветит Свет?/Как возложит руку раб на Владыку/Освяти меня и воды, Спаситель, подъемлющий мира грех!»

Слово Божие

«Сей есть Сын Мой возлюбленный»

(В то время) приходит Иисус из Галилеи на Иордан к Иоанну креститься от него. Иоанн же удерживал Его и говорил: мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне? Но Иисус сказал ему в ответ: оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду. Тогда Иоанн допускает Его. И, крестившись, Иисус тотчас вышел из воды, – и се, отверзлись Ему небеса, и увидел Иоанн Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него. И се, глас с небес глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение.

Мф. 3:13–17(3(1ч. 6)

Пастырское наставление

Вспомним о своем крещении

В день праздника Богоявления – Крещения Господня, всякому православному христианину не лишние вспомнить о другом крещении, о том крещении, которое совершено было над каждым из нас, православных христиан, крещении, в котором каждый из нас дал устами своих крестных родителей обещание Богу в том, что он будет всегда отрекаться от Сатаны и дел его и будет всегда соединяться, «сочетаваться» со Христом.

Это, повторяю, является особо приличествующим для настоящего дня. Вот сейчас будет совершаться торжественный чин великого освящения воды. Его центром, главной, можно сказать частью, является величественная молитва, в которой прославляется Господь и призывается благодать Святого Духа на освящаемую воду. Молитва эта начинается прекрасными словами: «Велик еси, Господи, и чудна дела Твоя и ни едино убо слово достойно есть к пению чудес Твоих». Те, кто бывал при совершении таинства крещения и присутствовал внимательно, те знают, что молитва на освящение воды, в которой будет креститься человек, начинается этими же словами, и первая часть этой молитвы совершенно одинакова, как при великом освящении воды, так и при совершении таинства крещения. И только потом, в последней части, молитва при совершении таинства крещения изменяется, применительно к этому таинству, когда будет креститься новая душа человеческая.

Так вот, не мешало бы нам вспомнить о тех обетах, которые даны при крещении от лица каждого из нас. Когда человек крестится взрослым, как это и теперь иногда бывает, а в особенности часто было в древности, то он сам дает обеты от своего лица, а если он крестится в младенчестве, то за него эти обеты произносит его крестный отец или крестная мать – «восприемники», как их называет Церковь. И вот эти обеты, в которых христианин обещался Богу отрицаться сатаны и

всех дел его и сочетаться, соединиться со Христом,эти обеты не только забываются людьми, но многие вообще ничего не знают о них и о том, что эти обеты за них произнесены и что они должны были бы подумать о том, как надо эти обеты исполнить.

А что, если в последний день истории человеческого рода на земле – в день Страшного Суда окажется, что человек обеты-то дал (или за него дали восприемники), а он и не знает, какие это обеты и что было обещано? Что будет с таким человеком?

Подумайте, братия, о том, что значит отречься от сатаны и всех дел его и сочетаться Христу.

Митрополит Филарет (Вознесенский)

Послушайте Христа!

«Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте» (Мф. 17:5). Таков был глас предвечного Бога Отца к человекам о предвечном Боге Сыне, когда Сын, по воле Отца, действием Духа, вочеловечился от Девы и совершал спасение погибшего человечества. Братия! окажем послушание Сыну Божию, как того желает от нас Бог, да почиет на нас Божественное благоволение.

Может быть, кто–нибудь скажет: и хотелось бы мне послушать Сына Божия, но как достигнуть этого, когда уже протекло около двух тысяч лет с того времени, как Господь наш Иисус Христос пребывал на земле плотию и проповедовал Свое всесвятое учение?

Достигнуть того, чтоб быть нам постоянно со Христом, непрестанно слышать сладчайший глас Его, питаться животворным учением Его очень удобно: Господь Иисус Христос и доселе пребывает с нами. Он пребывает с нами во Святом Евангелии Своем, пребывает с нами при посредстве святых церковных таинств, пребывает вездесущием Своим и всемогуществом, пребывает всеобильно, как приличествует пребывать неограниченному, всесовершенному Богу. Пребывание Свое с нами Господь явственно доказывает освобождением душ от греховного плена, раздаянием даров Святого Духа, знамениями и чудесами многими.

Желающие приступить к Господу и присовокупиться к Нему всеблаженным совокуплением навеки, должны начать это святое дело с тщательнейшего изучения слова Божия, должны начать с изучения Евангелия, в котором сокровен Христос, из которою говорит и действует Христос. Слова Евангелия «суть дух и жизнь» (Ин. 6.63). Они плотского человека претворяют в духовного, и душу, умерщвленную грехом и житейскою суетностию, оживотворяют. Они – дух суть, и живот суть: охранись великое слово Духа объяснять твоим разумом, пресмыкающимся по земле; охранись слово, преисполненное страшной Божественной силы, объяснять

так, каким оно легко может представиться мертвой душе твоей, мертвому сердцу твоему, мертвому уму твоему. Слово, произнесенное Святым Духом, и объясняется только одним Святым Духом.

Желающие приступить к Господу, чтоб услышать Его Божественное учение, Им оживотвориться и спастись, приступите, предстаньте Господу с величайшим благоговением и святейшим страхом, как предстоят пред Ним Его светлые Ангелы, Его Херувимы и Серафимы. Вашим смирением соделайте землю, на которой вы стоите, небом И возглаголет к вам Господь из Святого Евангелия Своего, как к возлюбленным ученикам Своим! а святые Отцы, истолковавшие Святое Евангелие по дару Святого Духа, да будут для вас руководителями к точному и непогрешительному разумению Святого Евангелия.

Бедственно приступать к Евангелию, к живущему в Евангелии Господу Иисусу Христу, без должного благоговения, с дерзостию и самонадеянностию. Господь приемлет одних смиренных, преисполненных сознания своей греховности и ничтожества, преисполненных покаяния, а от гордых отвращается...

Братия, будем благоговейными и деятельными слышателями Слова Божия! Окажем повиновение Отцу Небесному, Который сегодня возгласил к нам из Святого Евангелия о всесвятом Своем Слове: «Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте» (Мф. 17:5). Того послушаем! Того послушаем! И благоволение Отца Небесного почиет над нами во веки веков. Аминь.

Святитель Игнатий (Брянчанинов)


Источник: Двунадесятые праздники Православной Церкви / сост. Василий Чернов. - М.: Николин день, 2015. - 512 с.

Комментарии для сайта Cackle