иером. Иаков (Цветков)

Источник

Св. мученикам Евлампию и Евлампии259

(Октября 10-го).

Кондак, глас 3-й Подоб.: Дева днесь...

Почтим оных доблестных мучеников, по плоти братий, мудраго Евлампия и Евлампию; ибо они, силою Распеншагося, посрамили кознодейства (μηχανουργίας) беззаконных. Посему они явились260 мучеников славою и вместе похвалою.

Икосы:

(Τήν δυάδα) Прославим ныне, верные, сию двоицу подвигоносцев священными песнями и славословиями; ибо они низложили идольскую лесть, угасили пламень многобожия, и посрамили демонов. Они не убоялись гнева мучителей, не устрашились огня и меча, ни нападения зверей (θηρίων ὁρμάς), в мужества духа своего, – сии доблестные подвижники, славный Евлампий вместе с честною Евлампиею и с дружиною своею (καὶ σὺν ἄλλῳ ὁι διαθένττες), явившиеся мучеников славою и вместе похвалою

(Ἀπολέιας βυθῷ Ἔλληνες κυλινδουμενοι) Погрязавшее в бездне погибели, язычники, всегда оказывали благоговение к богам бездушным (μὴ οὖσι), оным лживым и грубым изображениям демонов. Почему нечестивцы правители разсылали ко всякому граду страшные приговоры за не принесете им жертвы (τού μή λατρέυειν). В cиe время подвижники Христовы, как крепкие адаманты, с дерзновением проповедывали Христа, по благоутробию щедрот своих сошедшаго на землю, Котораго с верою исповедали Евлампий с Евлампией, – мучеников слава и вместе похвала.

(Πόθῳ θείῳ τρώγεὶς) Уязвившись божественною любовью, с крепким мужеством духа пришед к судилищу, Евлампий возгласил к игемону: «Демонам я не приношу жертвы; служу Христу, единому благоутробному Владыке твари. Ибо слепы и безгласны твои боги, эти безобразные и пустые (μάταια) языческие кумиры, и погибают покланяющиеся им и чтущие их, как боготворите ли тварей (τῶν χτισμάτων λατρευτάι): почему спешу – в надежде получить царство вечное, эту мучеников славу и вместе похвалу.

* * *

259

Переведено из Anal, sacra к. Питры; творение неизвестного песнописца, подражателя св. Роману Сладкопевцу. Акростих: Ταπ (εινο͂ν), оставшейся, как вероятно, от полного Τοῦ ταπεινοῦ... и проч. В Афонск. кондакаре помещены кондак и теже икосы (см. кондакарий Арх. Амфилохия, стр. 64 и 163). Св. Евлампий был родом из древнего города Никомидьи, воспитанный в христианской вере от благородных родителей; был привлечен к страданию за имя Христово по тому особенному побуждению, что явно посмевался безумию нечестивого Римского императора Максимиана, вооружавшегося, как говорил св. мученик, не на врагов своего царства, но на неповинных христиан, приводя вею землю свою в запустение, и убивая бесчисленное множество верующих во Христа. Вместе с ним приняла мученический венец и родная сестра его, Евлампия, добровольно пришедшая, как на духовный пир, на мучилищное позорище к брату своему, обратившись к которому высказывала сожалениие, что к началу страданий своих он не пригласил ее, всегда готовую на все роды мучений за честь и славу Христа Бога; по чему тотчас объявляет себя христианкою, и затем вместе с братом своим, св. Евлампием, сподобилась принять венец мученический. По полному Месяц. Востока, Максимиан царствовал от 284 до 305 г. по Р. Хр.

260

Εποφθέντες; в Афон. кондак.: ἐυφημοῦμεν δοξαν κάι καύχημα. Кроме сего, разночтений в кондаке и во всех 3–х икосах с Афонским кондакарием, обращающих на себя особое внимание, не встречается.


Источник: Кондаки и икосы разных церковных песнописцев известные под названием безымянных : перевод с древнегреческого в первый раз, на русское наречие, иеромонаха Иакова (Цветкова) – М.: Тип. Л.Ф. Снегирева, 1885. – 193 с.

Комментарии для сайта Cackle