иером. Иаков (Цветков)

Источник

Святым первоверховным апостолам, Петру и Павлу21

Кондак, глас 6-й. Подоб. Плотскаю Твоею пришествия.

Да прославятся, верные, Петр и Павел, сия всечестная двоица апостолов: они – истинные ловцы вселенной и (вместе) столпы и утверждение (Христовой) Церкви. Стечемся, верные, к торжеству памяти их, и подучим прощение прегрешений; ибо они проповедали седящим во тьме, прославляя Тебя, явившагося и просветившаго все.

Икосы

,(Επί τό πλῆθος) Троице, Единице и Боже мой, даровавший cиe треблаженное (имя Твое) для испрошения помощи, – ко множеству Твоих щедрот я, окаянный, прибегнул; ибо припадаю к Тебе, моляся с верою и надеждою, (на самом) деле и вместе с любов1ю: обнови и во мне, Всевышний Отче, во утробе моей, дух правый (Пс.50:12), как (соделал Ты) древле пророку Давиду, восклицавшему (к Тебе о семь); да почтив славословиями мудрых Петра и Павла, с верою воспою при торжестве памяти их, и прославлю Тебя, Явившагося и просветившаго все.

(Ἰδοὑ) Вот (ныне) день Господень благоприятный, настоящее торжество праздника, верные; притечем с сокрушением к мудрым ученикам Господа, и получим оставление грехов, прощение прегрешений и жизнь вечную. Ибо великий Кифа, – он же и Петр, – прияв ключи небесные, после сего навсегда уполномочивается (κληρδυται) связывать и разрешать прегрешения. Итак прибегнем к нему с любовию, любители добродетелей, – к нему и вместе к Павлу, да прославим в песнях Явившагося и просветившаго все.

(Συνεορτὰζει) Ныне, в день памяти сих славных апостолов Христовых, Петра и Павла, вместе с нами, верные, таинственно празднуют и чины (πληθη) ангельские: ибо они, созерцая сих мужей, сияющих славою Христовою, сорадуются им. Поскольку cии (последние), быв соучастниками Его (Божественных) таин и Его собеседниками, пребывают вечно на небесах; они и здесь, долу, были близкими сообщниками Ему во плоти; тем более, притом, – Кого не могут зреть небесные чины, Тем Самым обладая, и проповедуя (о Нем), они ясно созерцали Явившагося и просветившего все.

(Πέτρος) Петр, это основание всех верных, начальник (ἔξαρχος) апостолов, исполнявши проповедание о Христе, не престает (доселе) приводить неверных к вере в Бога. Павел, – великий ум, благозвучныя (духовный) гусли, муж исполненный бладатию, (почему) и сам научает мудрствовать горняя а не земная (Кол.3:2): ибо, подлинно, (говорить он), ничего не стоять (οὐ ἄξια) здешния бедствия (δεινά) в сравнении со славою, какая будет дарована нам, братие, от Господа Бога (Кол.3:2., Рим.7:18). Посему поспешим тщательно с песнопениями к Явившемуся и просветившему все.

(Ἕχων ὑμἂς) Светлое небо имеет вас истинными своими обитателями, и вы, верховные апостолы, торжественно шествуя по оному, глаголете к Создателю: «Слава Тебе, Жизнодавче, Христе; ибо Ты прославишь верно прославляющих Тебя. Ибо, вот, мудрые, благочестивые проповедники домостроительства Твоего, Петр вместе с Павлом, предстоящее пред престолом Твоим, как достойные Твоих (неизреченных благ), вечно наслаждаются славою Твоею; (вот) и Мир, по их учению, прославляет Тебя, Явившагося и просветившаго все».

(Τὸν Παῦλον) Имея Павла, вельми ликует всечестная Христова Церковь; ибо она непрестанно трубить словесами ученей его, (когда) поражает противников, сокрушает врагов, равно – уничтожает хуленея, возбуждает души верных к познанию (истиннаго пути), – и нетолько верных, но и неверных. Ибо убедительно действуют (παραινε͂ι) его прекраснейшей изреченея. Подлинно, кто, назладившись его ученеем, Достанется после того без исправления (к лучшему) (ἄπρακτος). Ибо поистине он научает с верою воспевать и прославлять Явившагося, и просветившаго все.

(Ράνατε) Источите, посему, ваши милости, апостолы Христовы, на всех нас, непрестанно радующихся прелюбезному (καλλίστη) вашему учению, всеблаженные! Источите, подобно как на первенствующих (τοϊς πάλαι) верных, припадавших (προσερχομένοις) к ногам вашим, святые. Ибо, вот, чрез вас (вся) вселенная созерцает (Пресвятую) Троицу, Которую вы торжественно (пред всеми) проповедали, покланяясь (Ей) во век века. Почему радуется теперь небо, и ликует вся земля, – и море (с своими) песнями, и горы с веселием (καί ἡθάλασσα ὕμνοις, καί τά ὅρη ευφροσύνη), о Явившемся и просветившем все.

(Ὄτε) Когда Ты видел, Иисусе, учеников Своих младенствовавшими в вере, то, возводя их к Божественному ведению, Ты вопрошал, ища (Себе) болие всех твердаго (исповедника); а потом, как скоро Ты возгласил: «За кого почитают Меня, Сына человеческаго?» – то отвечал более всех твердый и паче всех верный, Кифа, (который) и вопиял (со) гласом величия, говоря: «Ты еси Христос, Сын Божий». Почему и приемлет он тогда в наследие (себе) Церковь Твою. Ибо чрез земное (творение – τοῖς κἁτω), созерцая (Бога) Вышняго, он исповедовал Тебя, Явившегося и просветившаго все.

(Νῦν ἐωρτάζωμεν) Итак ныне с любовно, верные, да празднуем, и со умилением дапоем, почитая в сей день святых апостолов Христовых, Петра и Павла. Ибо настоящее торжество есть (не что иное), как прославление (подвигов) их. Посему, заменив молчание словом, все мы да возвеличим Бога, прославившаго сих мужей, во веки веков взывая: «Спаси нас, Боже, от (вечнаго) огня и будущаго гнева, да покланяйся (Тебе) с верою, воспоем Тебя, Явившагося и просветившаго все.

(ΚαταυΧᾶται) Прославляется Тарс, оглашаемый твоими, преблажение Павле, учениями. (Радостно) восклицает теперь Киликия, Дамаск, а вместе (с ними) и весь Восток, Понт и Фригия, Рим и Сицилия, (и населяющие) весь Запад. Ибо, обошед кругом (всю) землю, подобно как другое солнце, и посеяв на ней Христову любовь, ты соделал ее плодоносящею. Ибо, действительно, она из рода в род препровождаете к Богу святых избранников Его, да непрестанно прославляют Явившагося и просветившаго все.

А...) 12) (Ίδὲ) Вонми сему, всякий, где либо поющий с верою в день памяти сих мудрых учеников (Христовых), и поревнуй, со умилением, и страданиям Петра, и тем мучениям, какия претерпел Павел, как например, обнажению (γύμνωσιν) среди хлада, дабы и ты был искренним учеником Господа своего: и если когда необходимость заставить тебя пострадать (ради имени Христова) хотя бы и от кораблекрушения (Деян.28:41), приими (cиe благодушно); допусти над собою (подобно св. Павлу) трижды биение жезлами (ραυδίσθητι) и однажды побиение камнями (λιθάσθητι) (Кор.2:25); (по примеру сих святых мужей) охотно приими и пребывание в темнице; убегай от всех плотских страстей; (наконец, подобно св. Павлу), во время сильной ярости (Христоненавистнаго мучителя) подклони выю свою к отсечению главы (ἀποτμήθητι κάραν), дабы поспешить, чрез все сие, к Явившемуся и просветившему все.

(Πέτρος) Петр, основание всех верных, покров (ὅροφος) церкви (Христовой); прежде рыбарь, а ныне первый апостол, раздрав (ρηξάμενος) промысловую сеть свою, бросив весла, и сокрушив рыбарския тростниковыя корзины (χάλαμον), с верою приемля распинание на кресте, не довольсвуется быть пригвожденным к оному прямо, (с поднятою к верху главою)·, но он сильно вопиял к дерзнувшим тогда осудить его на казнь злодеям: «Я человек смертный, (и) от земли поспешаю на небеса; посему обратите главу мою к низу, да скоро прииду к Явившемуся и просветияшему все.

(Ἄνωθεν) О, Божественнная и священная главо! Призирай в молитвах своих на всех нас, прославляющих (чудное) преставление твое на земле. Ибо ты, (святый) Петре, имеешь дерзновение ко Владыке и милосердному Господу. Ибо быв на земле непорочным слугою (Его), ты поразил (ἐζήρανας) в одно и тоже время (ὁμοῦ), одним только словом Ананию и жену его, как нарушителей заповедей Божиих (Деян.5:1–10); ныне же умоляй, о спасении всех, тебя почитающих, Явившагося и просветившагося все.

(Υ...) 16) (Λ...) 17) (О...) 18) (Νυν ἐορτάζει) Ныне светлоторжествует, вместе с нами, сия премудрая двоица святых первоседателей – апостолов (πρωτοβάθρων αποστόλων), всегда предходящая Богу таинственно прежде лика (всех) прочих (святых). Итак приидите, прославим их достойно хвалебными песнями, очищая, вместе с тем, душу и тело (свое), – слово, гортань вместе со (всеми) чувствами: слухом, осязанием и обонянием, да приимет (Христос) нас, поющих сии священныя песни, как бы приносящих (Ему) Им же подаваемый дар, и вместе с сими (святыми апостолами) воспоем Явившагося и просветившегося все.

* * *

21

Переведено из Anal. sacra к Питры. Акростих икосов: Εἰς Πέτρον και παύλον; на 4 буквы, как увидит читатель, икосов недостает.


Источник: Кондаки и икосы разных церковных песнописцев известные под названием безымянных : перевод с древнегреческого в первый раз, на русское наречие, иеромонаха Иакова (Цветкова) – М.: Тип. Л.Ф. Снегирева, 1885. – 193 с.

Комментарии для сайта Cackle