священник Владимир Вукашинович

Источник

Часть первая. Литургическое возрождение на Западе

Определение основных понятий: литургическое движение, реформа, возрождение

Хотя посильный ответ на вопрос, что такое литургическое движение, литургическое возрождение и реформа, является задачей настоящего исследования, все же в самом начале попытаемся дать общее определение этих понятий. Этот шаг необходим, чтобы стало возможным единое понимание используемых терминов.

Разные авторы несколькими по сути похожими но порой все же различными способами пытаются определить это движение. Литургическое движение чаще всего рассматривается на основе своей цели, которой является возрождение активного участия6 верного народа в богослужении Церкви7. Это участие должно быть активным, сознательным8 и плодотворным9. Литургическое движение представляет собой своеобразный литургический ренессанс в жизни Католической Церкви, движение к вере, ясно выраженной на практике, другими словами, к сознательному участию в священнодействиях Церкви, участию с пониманием10. Оно привело к исключительному возрождению богослужения Церкви и к пониманию того, что богослужение занимает центральное место в церковной жизни и деятельности11. Литургическое движение стремилось уберечь образы внешней, сакраментальной религиозности католиков от превращения исключительно в церемонию и область, которая интересна лишь специалистам по теории литургики. Была предпринята попытка взглянуть на богослужение свежим, непредвзятым и живым взглядом, чтобы оно стало адекватным средством выражения личной веры и единства со Христом и членами Его Тела12.

Литургическое движение было попыткой вновь оживить мертвые кости, чтобы методом, действительно верным преданию Церкви, но в то же время открытым и творческим, решить вопросы и проблемы, которые поставила перед Католической Церковью современная эпоха. Главными среди этих вопросов были следующие. Как привлечь верный народ, чтобы он активно и сознательно участвовал в общественной молитве и богослужении Церкви? Как научить, чтобы в них верные находили религиозные образы, которые в состоянии возвысить и облагородить человеческий характер? Как создать такое чувство братства и единства жизни, которое может сделать христианскую веру живым свидетелем миру и обновляющей силой в обществе?13

Настаивая на совместном характере богослужения и понимая Церковь как общность людей с Богом в Теле Его Единородного Сына, литургическое движение раскрыло центральную экклезиологическую категорию – общину. Поэтому целью литургического движения было развитие общинного аспекта богослужения, ибо литургия является выражением глубочайших связей, которые соединяют нас, христиан, как с Богом, так и друг с другом14.

Само название движение не всегда удовлетворяло католических богословов. Они настаивали, что литургическое движение – это не какая-то новая организация, но идея, образ жизни, молитвы и действия15. Эти возражения, в сущности, были направлены против институционального понимания феномена движения, имеющего преимущественно неформальный характер. Представителей этого феномена объединяет не принадлежность к какой-либо единой организации, а прежде всего единая интуиция, богословская и пастырская направленность. Поэтому движение понимается как объединение людей для достижения общей цели, часто стремящееся к изменению существующих норм поведения в определенном учреждении, организации или обществе в целом. Общая цель, которая служит причиной появления движения, рождает и лидеров, посвятивших себя этой цели. Им часто присущи харизматические черты. Единственным признаком, по которому узнаются члены движения, является общая устремленность и готовность к труду ради достижения цели. Движение отличается от формальной организации тем, что организации присущи установленные задачи, развитая система точно сформулированных правил и инструкций и формальный статус структур, который четко определяет способ общения и иерархию в этой системе16.

Во всяком случае, феномен литургического движения необходимо отличать от феномена литургической реформы: понятие литургическое движение – шире понятая литургическая реформа. Реформа – это аспект, часть движения. Литургическая реформа является феноменом, который осуществляют строго определенные органы и личности в рамках литургического закона. Реформа – это выражение воли организации, закономерное вмешательство в богослужебную жизнь Церкви. Реформа представляет собой официальное вмешательство надлежащих церковных авторитетов в богослужебную жизнь: изменение, переустройство, расположение и переформулирование богослужебных форм и образов, времени и способов их совершения. Литургическое возрождение является желанной целью как литургического движения, так и литургической реформы. Точнее сказать, возрождение богослужебной жизни Церкви – это цель литургического движения, а реформа – один из каналов, через которые это возрождение осуществляется. Из вышесказанного можно сделать вывод, что реформа предшествует возрождению. Однако необходимо подчеркнуть, что возрождение является не только желанным последствием реформы, но одновременно и ее предпосылкой. Мысль о необходимости реформы возникает лишь тогда, когда возрождение в определенной степени уже осуществляется среди ее сторонников и организаторов. Возрождение должно засвидетельствовать свою важность и необходимость, показать первые результаты, чтобы дело дошло до реформы. Литургическое движение, стремясь к общему возрождению богослужебной жизни, как в личностях своих важнейших представителей, так и в общинах, которые собирались вокруг их программ, показывало плодотворность собственных идей в конкретной деятельности богослужебных общин, которые в определенной степени обновляли свое отношение к совместной молитве Церкви и особенно к Божественной литургии.

Реформа может быть и самовольным актом, исходящим из стремления на основе личного понимания истории богослужения и литургического богословия, на основе частных эстетических, богословских и пастырских критериев изменить богослужение Церкви без согласия всего церковного организма. Сторонники такого способа реформирования богослужения подчиняют живую ткань молитвенной жизни Церкви своему литургическому вкусу и приспосабливают церковную молитву к собственным взглядам на ее эффективность. На такое понимание реформы богослужения, которое во многом отличается от желания в действительности обновить литургическую жизнь, указывал и Луи Буйе, различая литургическое возрождение и литургическую реформу (реформацию). Литургическая реформа (реформация) стремится или вернуться к древним обрядам и литургическим решениям, или предпринять новые эксперименты и поэтому в той или иной степени игнорирует настоящий этап в развитии богослужения. Литургическое возрождение всегда опирается на современный опыт, стремясь его понять, пережить и жить им, насколько это возможно. Только на этой основе можно думать, что и как нужно изменить17.

Короче говоря, литургическое движение является стремлением группы людей, окружающей стихийно18 возникших лидеров, мотивируясь пастырской заботой и руководствуясь современными богословскими исследованиями, прежде всего в области литургики и литургического богословия, а затем и церковной археологии, истории искусств, библеистики, патрологии и т. п., дать возможность всем членам Церкви активно, сознательно и в полной мере участвовать в ее богослужебной жизни.

Возможно, попытка определения этого феномена, которую делает Буйе, ближе всего к тому, что мы хотели бы здесь сказать:

Литургическое движение появляется в Церкви как естественная реакция на осознание того факта, что многие клирики и миряне утратили понимание литургии, которое они как христиане должны были иметь, в результате чего ошибочным образом стали участвовать в литургии и служить ее19.

* * *

6

Withey, 96.

7

Liturgical Movement // ODCC.

8

8 Koenker, 3.

9

9 Liturgical Movement // NCE.

10

Koenker, 11.

11

Liturgical Movement I INDLW.

12

Studies in Pastoral Liturgy, 4.

13

13 Srawley, 8–9.

14

14 Sheperd, 4.

15

15 Kniewald, 362.

16

16 Liturgical movement // NDSW.

17

Bouyer. Liturgical Piety, 62.

18

18 Allchin, 61.

19

Bouyer. Liturgical Piety, 39.


Источник: Христианская Россия. 2005

Комментарии для сайта Cackle