Е.В. Петухов

Очерки из литературной истории синодика

Источник

Предлагаемая вниманию читателя книга состоит из двух статей, не находящихся между собой в предметной связи, но объединенных менем "Синодика». Будучи независимы одна от другой по своему содержанию, они посвящены рассмотрению двух памятников, которые носили одно название, но имели совершенно различное назначение и отличались друг от друга как по своему историко-культурному значению, так и по литературной судьбе.

Содержание

ОТ АВТОРА. Три рода литературного материала, известного под именем «Синодика»; предмет сочинения (III–VI).

I. СУДЬБЫ ТЕКСТА ЧИНА ПРАВОСЛАВИЯ НА РУССКОЙ ПОЧВЕ ДО ПОЛОВИНЫ XVIII ВЕКА.

Исторический интерес и значение чина православия (3–4). — Общие замечания о редакциях чина православия на греческой и на русской почве (5–7). — Первая русская редакция чина православия; ее текст по рукописи Московской Синодальной библиотеки № 667 и отношение его к греческому оригиналу (7–50). — Предположения о времени и обстоятельствах возникновения первой русской редакции чина православия; вопрос о роли болгарской редакции (50–61), — Вторая русская редакция чина православия в Постной Триоди киевского издания 1627 года; отношение ее к греческому оригиналу и качества перевода (61–71). — Чин православия в Постной Триоди московского издания 1656 года и отношение его текста как к тексту киевскому, так и к греческому оригиналу (72–77). — Замечания о последующей судьбе чина православия на русской почве до половины ХVIII века; выводы (78–79).

II. ЛИТЕРАТУРНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ СИНОДИКА КАК НАРОДНОЙ КИГИ В XVII И XVIII ВЕКАХ.

Исторический интерес и важность вопроса; материалы для его изучения (83–87).

Глава 1. Рукописный Синодик XVII и начала ХVIII века; его состав и источники.

Общие замечания о его составе (88–89).

А. Общие поминания: 1) составленное при митр. Макарии в 1548 году, 2) составленное при патриархе Иове в 1697 году, 3) составленное не позднее середины XVII века, 4) особый тип, возникший в конце XVII века (89–94).

Б. Предисловие Синодика и его редакции: первая (95–101), вторая (102–107), третья (107–109); экземпляры Синодика особого состава (109). — Состав Предисловия:

I. Элемент исторический. Содержание «исторического предисловия» (110–113). — Рассказ о действиях на VII Вселенском соборе (114–121).

II. Элемент теоретический. Содержание «теоретического предисловия»; его виды и источники (121–135).

III. Элемент повествовательный. Его выдающаяся роль в общем составе Синодика, основная тема и содержание (136–193). — Источники «повествовательного предисловия» (193–228).

IV. Элемент лирико-описательно-назидательный. Его содержание и источники (228–249).

V. Более обширные статьи разнообразного содержания или выдержки из них. Их содержание и источники (250–265).

VI. Иллюстрации к тексту синодичного Предисловия. Роль иллюстраций при тексте; приемы и качества иллюстраций и влияние на них иконной живописи (265–276).

Глава 2. Рукописный Синодик ХVII и начала XVIII века; его литературная роль и историческое значение.

Синодик как типическое целое; его основная тема и постепенный рост его содержания (276–280), — Время возникновения всех трех редакций Синодика; степень его оригинальности, отношение к источникам и его роль среди других литературных произведений XVII и нач. XVIII века (280–288). — Соображения о месте возникновения Синодика и области его распространения; Синодик как народная книга и коллективный труд многих неизвестных участников (288–296). — Отношение содержания Синодика к народно-поэтическим представлениям о загробной жизни (295–306) и к некоторым явлениям и факты народно-бытового и литературного характера, имевшим место на Руси в XVI и XVII веках (806–315).

Глава 3. Печатный Синодик XVIII века.

Рукописные экземпляры Синодика, составляющие переход к Синодику печатному; Синодик патриарха Адриана и его место в истории печатного Синодика (315–324), — Литературная зависимость печатного Синодика от рукописного первой редакции; отражение некоторых частей рукописного Синодика в отдельных произведениях лубочной литературы XVIII века; роль печатного Синодика в своей литературной среде; выводы (325–334).

Приложения:

I. Предисловие историческое (337–348).

II. Предисловие теоретическое (348–357).

III. Предисловие теоретическое в Форме поучения (367–360).

IV. Статьи о состоянии души в течение 40 дней после смерти и о мытарствах (360–371).

V. Рассказ о библейских событиях с сотворения мира до смерти и погребения Авеля (371–378).

VI. Статьи и отрывки календарного характера (878–3S7).

VII. Компилятивная статья в форме вопросов и ответов (388–391).

Дополнение (392–394).

Указатель личных имен и некоторых предметов (395–404).

***

Данный труд представлен только в виде сканированного документа. Вы можете ознакомиться с ним по ссылке:

Читать в формате pdf.



Предлагаем помочь распознать текст этой книги и открыть его для тысяч читателей. Это можно сделать самостоятельно или привлечь профессионала. Предварительно просим уточнять, не взята ли эта книга на распознавание, написав по адресу otechnik@azbyka.ru


Источник: Очерки из литературной истории Синодика / Историко-лит. наблюдения и материалы Е.В. Петухова. – Изд. Общество любителей древней письменности. - Санкт-Петербург : Тип. Имп. Академии наук, 1895. - VI, 406 с.

Комментарии для сайта Cackle