свящ. Николай Оглоблин

Источник

Отделение третье: о церковном Богослужении частном, или о так называемых «требах»

Причина существования церковных «треб» и объяснение такого их названия

§ 122. Духовные и телесные нравственно – религиозные нужды, потребности человека, слишком многочисленны, разнообразны; «общественное рядовое» Богослужение не может всех их обнять, всем им удовлетворить; поэтому в церкви Христовой существует церковное Богослужение частное, которое главным предметом своим имеет, более, или менее, важные случаи в жизни каждого члена церкви, более, или менее важные нужды, требования его, кто бы он и каков бы ни был, и которое само, применяясь к этим «требованиям» человека, носит название треб, т. е. таких служб церковных, которые, удовлетворяя духовно – телесным нуждам, «требованиям» нашим, и сами непременно требуются, совершенно необходимы человеку в его нравственно-религиозной жизни.

Обширность, разнообразие и полнота служб этого рода

§ 123. Православная церковь Христова, между безчисленными преимуществами пред всеми другими религиозными обществами, имеет и то высокое особенное превосходство, что ее духовные средства, к удовлетворению различных нужд наших, также обильны, полны, можно сказать – всеобъемлющи, даже – всесильны, как обильна, полна, всеобъемлюща и всесильна Божественная благодатъ, их направляющая, их, главным образом, составляющая и соделывающая их единственно истннво – спасительными, истинно – благотворными. От такого особенного обилия благодатных Божественных средств, какими, по обетованию Божию, обладает и располагает и может располагать и обладать одна св. церковь Христова, в ней существует великое множество священноитайнодействий, молебных пений и простых молитвословий, которые приспособлены ко всем, более, или менее, важным обстоятельствам в жизни человека и которыми она, как истинная чадолюбивая мать, охраняетъ и освящаетъ эту жизнь, от начала ее до самого окончания земного, даже, как имеющая обетование «жизни вечной», грядущей, сопровождает человека молитвами своими при переходе и по переходе его в эту новую, высшую жизнь, – хочет и там вспомоществовать ему своим матерним ходатайством у престола Господа славы и всякого милосердия.

Главные виды церковных «треб» и перечисление некоторых из них

§ 124. В ряду многочисленных «треб» цорковных первое место принадлежит таинствам, с предшествующими им и сопровождающими их молитвами, каковы напр. 1) молитвы «в первый день рождения младенца»; 2) молитва «во еже нарещи имя младенцу» ;3) молитвы: а) пред крещением, б) пред исповедью, в) пред причащением св. таинам, и т. д. – За «таинствами», в ряду частных церковных служб, следуют: 1) многочисленные молебны, различные акафисты и водосвятия; 2) освящения: «брашен», напр. на Р. Христово, на Пасху, и различных «плодов»; 3) молитвы: а) на «основание дома», б) над «кладезем новым», в) над «гумном» и т. д. Но больше всего, и, так сказать, усерднее всего церковь молится тогда, когда человеку предстоит разлука с миром видимым и переход в мир иной – невидимый и маловедомый, и когда этот таинственный, дивный переход совершится: в это время она не только вполне сочувствует горести, скорбям оплакивающих смерть ближнего свoeгo, а и готова молиться и молится с ними столько, сколько потребуют их вера и искренняя любовь, особенно сильно проявляющияся в это горестное время.

Различные виды молитв за умерших

§ 125. Молитвы за умерших и умирающих, по времени отправления их, делятся на след. три периода:

Во первых церковь молится при самом разлучении души с телом, и для этого существует канон молебый к Господу нашему, И. Христу, и пречистой Его Матери, и молитва на исход души221, с некоторыми знаменательными обрядами222 и общими заупокойными молениями.

Во вторых отправляются трогательно – поразительные, но и кротко – утешительные моления в то время, когда тело, покинутое душой, предается земле, от которой взято или когда совершается так называемое погребние. «Погребальное Богослужение» (погребение), главным образом, существует в трех видах: для мирян свое особое, для монашествующих то же особое, для сеященников, еще особое. При этом, иначе отправляется погребение езрослых мирян, и иначе младенцев. – «Погребение младенцев» отличается особенной краткостью и живейшим выражением упования на блаженное их упокоение в селениях Отца небесного; а «погребение священников», напротив, особенно продолжительно и исполнено необыкновенной трогательности и торжественности: одних евавгелий с апостолами читается на нем пять.

В третьих, наконец, и после погребения церковь не прекращает своих молитв за умерших, а продолжает их, можно сказать, почти непрерывно, так: а) за умерших отправляются паннихиды223 (начинающиеся, впрочем, еще и прежде погребения): в третий день после кончины (если погребение, по чему-нибудь, совершится раньше этого дня), в девятый, особенно в сороковой; также – по исполнении года, a после этого ежегодно в день кончины, или в день Ангела, которого имя носила почившая; б) молятся за умерших по особенным «субботам», нарочито для этого назначенным, каковы напр. суббота пред Тройцыным днем, Дмитриева суббота, суббота пред мясопустной неделей, 2-я, 3-я, 4-я субботы вел. поста, и так называемые проводы после Пасхи; в) молятся и во всякое время, за умерших, на обеднях, особенно на «проскомидии» и при самом совершении великого таинства Тела и Крови Господней; при том отправляются и особые «обедни» за покойниц с покойниками, так и называемая заупокойная.

Общее свойство и главвые мысли молитв за умерших

§ 126. Во всех службах и молитвах церкви за умерших выражается та главная мысль, что Господь наш, И. Христос, есть воскресение, живот и покой всех усопших в вере и блаженной надежде ближних наших, и что все мы, в славном будущем царствии Его, соединимся друг с другом и все будем едино с Ним, в безконечные блаженные веки веков!

Аще живем, Господеви живем; аще умираем, Господеви умираем: аще убо живем, аще умираем – Господни есмы; на сие бо Христос и умре и воскресе и оживе, да и мертвыми и живыми обладает224.

* * *

221

Иннче называемая – отходная (т. е. молитва).

222

Напр. колокольным звоном, зажжением свечи у икон и проч.

223

«Панихида» бывает великая и малая (иначе называемая: «лития» и «литайка»). – Паннихида по-русски значит: особенно усиленная, чрез всю ночь продолжающаяся молитва.


Источник: Пособие к повторению уроков о церковном богослужении православной церкви, читанныз старшим воспитанницам Киевского института законоучителем, священником Николаем Оглоблиным. - Киев: Унив. тип., 1862. - 166 с.

Комментарии для сайта Cackle