Кафизма восемнадцатая
Песнь восхождения, 119.798
1 Ко Господу воззвал я в скорби моей, и услышал Он меня.
2 Господи, избавь душу мою от уст неправедных, от человека лживого!
3799 Что постигнет его, и что навлечет на него язык его лживый?
4800 Острые стрелы сильного, огненосные.
5801 Увы мне, длятся скитания мои, поселился я в шатрах Кидарских;
6 Много скиталась душа моя; с ненавидящими мир был я в мире.
7 Когда говорил я с ними, восставали на меня без вины моей.
Песнь восхождения, 120.
1802 Возвел я очи мои на горы Господни, откуда придет помощь мне.
2803 Помощь мне будет от Господа, сотворившего небо и землю!
3 Не даст поколебаться стопам твоим, Израиль, и не задремлет Хранитель твой;
4 Нет, не задремлет и не уснет Хранитель Израилев!
5 Господь сохранит тебя, Господь будет покровом над рукою правой твоей.
6804 Днем солнце не опалит тебя, и луна не будет тебе во вред ночью.
7 Господь сохранит тебя от всякого зла, сохранит душу твою Господь;
8805 Господь охранит всякий вход твой и исход твой отныне и вовеки!
Песнь восхождения, 121.806
1807 Возрадовался я, когда сказали мне: «Пойдем в дом Господень!»
2 Стояли стопы наши во дворах твоих, Иерусалим!
3 Иерусалим строится вновь, и теснятся дома в городе.
4808 Ибо туда, по откровению, полученному Израилем, вошли племена колена народа Господня, прославлять имя Его.
5809 Ибо там воздвигнуты престолы для суда, престолы в доме Давидовом.
6 Просите о мире Иерусалиму, и да будет изобилие благ у любящих Тебя, Боже!
7 Да будет мир в твердыне твоей, изобилие в чертогах твоих!
8 Ради братьев моих и ближних моих говорил я: «Мир тебе!»
9 Ради дома Господа Бога нашего возжелал я благ тебе.
Песнь восхождения, 122.
1 Возвел я очи мои к Тебе, живущий на Небесах!
2810 Как взирает раб на руку господина своего, как взирает рабыня на руку госпожи своей, так и наши очи устремлены ко Господу Богу нашему, в надежде на милость Его.
3 Помилуй нас, Господи, помилуй нас, ибо много унижений испытали мы;
4811 Но больше всего потерпели мы поношения от богатых и унижения от гордых.
Песнь восхождения, 123.812
1 Если б не был с нами Господь, – да скажет Израиль;
2 Если б не был с нами Господь, когда люди восстали на нас, они поглотили бы нас живыми.
3 Когда хлынула их ярость на нас, воды бедствий потопили бы нас.
4 Но душа наша преодолела поток;
5 Преодолела душа наша воды стремительные.
6813 Благословен Господь, Который не дал нас на растерзание врагам нашим!
7814 Душа наша, как птица, избавилась от сетей вражьих; порвались их сети, и были мы спасены.
8815 Помощь наша – имя Господа, сотворившего небо и землю!
Слава:
Песнь восхождения, 124.
1 Надеющиеся на Господа подобны горе Сиону; не поколеблются вовеки те, что живут в Иерусалиме!
2816 Горы осеняют их, и Господь осеняет людей своих отныне и вовеки.
3817 Ибо не дает Господь грешникам власти над праведными, да не протянут праведные рук своих к беззаконию.
4 Даруй, Господи, блага тем, кто добр и праведен сердцем!
5818 А людей развращенных и творящих беззакония покарает Господь. Мир Израилю!
Песнь восхождения, 125.
1819 Когда возвратил Господь из плена сынов Сиона, как мы были утешены!
2 Тогда исполнились радости уста наши, язык наш – веселия; тогда говорили народы: «Великое сотворил с ними Господь»!
3 Великое сотворил с нами Господь, и мы возвеселились.
4820 Возврати, Господи, всех пленников наших, как потоки, гонимые ветром южным!
5821 Сеявшие слезы пожнут радость.
6 Уходившие в плен плакали и роняли, как семена, слезы свои; а те, кто вернется, придут в радости и пожнут урожай.
Песнь восхождения, 126.822
1 Если Господь не положит основание дома, напрасно трудятся строители его; если Господь не сохранит город, напрасно бодрствует стража.
2 Напрасно встаете вы на труды свои на рассвете. Вы, вкушающие скорбь, будто хлеб, вставайте, хорошо отдохнув, ибо даст Господь возлюбленным Своим сон.
3823 Вот оно, наследие Господне, – сыновья, порожденные нами, награда наша.
4 Что стрелы в руке сильного, то юные сыновья изгнанников.
5824 Блажен тот, чьи желания исполнят они! Не посрамятся они, когда отпор дадут врагам своим у ворот города.
Песнь восхождения, 127.825
1826 Блаженны те, что боятся Господа и ходят путями Его!
2827 Плоды трудов твоих вкушать будешь; блажен ты, и благо тебе будет!
3 Жена твоя, точно лоза плодовитая, в стенах дома твоего;
4 Сыновья твои, точно побеги маслины, на трапезе твоей.
5 Так обретет благословение человек, боящийся Господа!
6828 Благословит тебя Господь с высот Сиона, и увидишь ты благоденствие Иерусалима во все дни жизни твоей,
7 И увидишь ты сыновей сынов твоих. Мир Израилю!
Песнь восхождения, 128.829
1830 Много раз от юности моей враги сражались со мною! – да скажет Израиль;
2831 Много раз от юности моей сражались со мною, но не одолели меня!
3 Принуждали меня трудиться на них грешники, умножая беззакония свои.
4 Но Господь праведный предал смерти грешников.
5 Да посрамятся и обратятся вспять ненавистники Сиона!
6832 Да будут они, как трава на кровле, что засыхает, прежде чем вырвут ее!
7 Не возьмет ее жнец в горсть свою, и не соберет ее вяжущий снопы;
8 И не скажут мимоидущие: «Благословение Господне на вас, благословляем вас именем Господа!»
Слава:
Песнь восхождения, 129.833
1834 Из глубин воззвал я к Тебе, Господи; Господи, услышь голос мой!
2835 Да внемлют уши Твои молению моему!
3836 Если Ты обратишь взор на беззакония наши, Господи, Господи, кто устоит? Ибо только Ты даруешь нам очищение.
4 Почитая имя Твое святое, надеюсь на Тебя, Господи; надеется душа моя на слово Твое; уповает душа моя на Господа.
5837 От стражи утренней до ночи, от стражи утренней да уповает Израиль на Господа!
6838 Ибо у Господа милость, и великое у Него избавление; и Он избавит Израиля от всех беззаконий его.
Песнь восхождения, 130.
1839 Господи, не превозносился я сердцем моим, не взирал дерзновенно очами моими; и не посягал на великое и дивное, превышающее разумение мое.
2840 Если не был я смиренным и восставал душою моею на Тебя, как дитя, вскормленное матерью, порой восстает на нее, то воздай за это душе моей!
3 Да уповает Израиль на Господа отныне и навеки!
Песнь восхождения, 131.841
1842 Помяни, Господи, Давида и всю кротость его!
2843 Как давал он клятву Господу, давал обет Богу Иаковлеву:
3 «Не войду под кровлю дома моего и не лягу на ложе мое,
4 Не дам сна очам моим, векам моим дремоты и покоя вискам моим,
5 Доколе не обрету места для обители Господней, для жилища Богу Иаковлеву!»
6844 Слышали мы, что оно в Евфрате, обрели мы его на поляне в дубраве.
7845 Войдем в обители Его, поклонимся месту, где стояли стопы Его!
8846 Восстань, Господи, и пребудь в покое Твоем, Ты и ковчег святыни Твоей!
9 Священники Твои облекутся правдою, и праведники Твои возрадуются.
10847 Ради Давида, раба Твоего, не отвергни помазанника Твоего!
11848 Клялся Господь Давиду истиною, и не отречется от нее: «Потомков твоих посажу на престоле твоем!
12 Если сохранят сыны твои завет Мой и откровения Мои, которым научу их, то сыновья их навеки воссядут на престоле твоем»!
13849 Ибо Господь избрал Сион, благоволил соделать его жилищем Своим.
14 «Здесь мой покой навеки, здесь буду Я обитать, ибо Сион угоден Мне!
15 Трапезу Израиля благословлю благословением Моим, нищих его насыщу хлебом;
16 Священников его облеку ризой спасения, и праведники его радостью великой возрадуются.
17850 Там возрастет слава Давида, там готовлю светильник помазаннику Моему.
18 Врагов его облеку стыдом, а он процветет, исполненный святости Моей!»
Песнь восхождения, 132.
1851 Как хорошо, как блаженно жить братьям всем вместе!
2852 Будто миро на голове, стекающее на бороду, на бороду Ааронову, стекающее на край одежды его;
3853 Будто роса Ермонская, сходящая на горы Сиона, ибо там обещал Господь даровать благословение и жизнь навеки.
Песнь восхождения, 133.
* * *
Псалмы 119–133 снабжены общим повторяющимся заголовком Песнь восхождения (церковносл. «Песнь степеней»), что позволяет видеть в них как бы особый сборник псалмов внутри Псалтири. Смысл термина «восхождение» не совсем ясен. Песни восхождения, возможно, пели паломники, три раза в год приходившие в Иерусалим на праздник; их могли петь «вавилонские пленники» евреи, возвращавшиеся с равнин Вавилона в родную гористую Иудею, и, наконец, их могли петь левиты, поднимаясь по ступеням храма (право предположить это дает число псалмов – 15). Святые отцы связывают название псалмов с возвращением пленников из Вавилона в Иерусалим. В пс. 119–126 свт. Афанасий Великий прочитывает намеки на определенные этапы этого возвращения: пс. 119 воспевался, по его мнению, еще в Вавилоне, при первом известии об освобождении, пс. 120 – в горах, по дороге из Вавилона, пс. 122 – людьми, которые утомлены долгим странствованием, пс. 124 – теми, кто видит родной город, пс. 125 -теми, кто успел войти в него, пс. 126 – теми, кто уже заложил основание нового храма. В последующих псалмах он находит пророчество о Церкви Христовой. Святитель Иоанн Златоуст также понимает восхождение как свидетельство о возвращении древних евреев из Вавилона и одновременно объясняет переносный смысл слова как указание на восхождение по ступеням добродетелей, которые ведут человека к Небу.
Ст. 3. Что постигнет его, и что навлечет на него –букв. «что дастся тебе и что прибавится тебе».
Ст. 4. Острые стрелы сильного – кара Божия; ...огненосные – букв. «с опустошающими углями».
Ст. 5. ...в шатрах Кидарских – среди варварских народов. Кидар – местность в Сирийской пустыне.
Ст. 1. ...на горы Господни – в этих словах св. отцы усматривают сетование пленного еврея, который мысленно обращает свой взор к горам родной Иудеи.
Ст. 6. ...луна не будет тебе во вред ночъю – подразумевается ночной холод.
Ст. 8. ...всякий вход твой и исход – вся жизнь человеческая (ср.: Втор. 28:6; 2Цар. 3:25).
Содержание этого псалма толкуется по-разному: одни видят в нем свидетельство о благосостоянии Иерусалима при Давиде, другие относят его ко времени Неемии (V в. до Рождества Христова), когда город был полностью восстановлен.
Ст. 1. Этот стих мог произносить паломник, спешащий в Иерусалим на праздник.
Ст. 4. Речь может идти о ежегодном паломничестве евреев в Иерусалим, которое было установлено Самим Богом (см.: Втор. 16:16); ...племена колена – древнееврейский народ делился на отдельные племена, которые назывались по именам сыновей Иакова (Израиля).
Ст. 5. Престол – трон, с которого царь вел судопроизводство; был поставлен в царском дворце царем Соломоном (см.: 3Цар. 7:7).
Ст. 2. ...осеняют их – букв. «окружают город»; ...осеняет – букв. «окружает».
Ст. 4. ...больше всего потерпели мы – букв. «больше всего наполнилась душа наша».
Псалом поется от лица народа, который – при виде теснящих его отовсюду врагов – находит себе опору только в Боге и за свое спасение благодарит только Бога. Опасность, о которой идет речь в псалме, – это угроза со стороны соседних племен, воевавших с древними евреями. Если же иметь в виду духовную жизнь человека, то речь может идти о волнах страстей, одолевающих душу. И только Бог силен помочь ей.
Ст. 6. ...врагам нашим – букв. «зубам их»; имеются в виду те, кто упомянут в ст. 2.
Ст. 7. ...сетей вражьих – букв. «от сети охотников».
Ст. 2. ...осеняют их – букв. «окружают город»; ...осеняет – букв. «окружает».
Ст. 3. ...не дает Господь грешникам власти над праведниками – букв. «не прострет жезл грешников над уделом праведников»; ...да не протянут праведные рук своих к беззаконию – чтобы праведники не научились беззаконию.
Ст. 5. ...развращенных – букв. «уклонившихся в извилины».
Ст. 1. Речь идет о возвращении древних евреев из Вавилона по указу царя Кира Старшего (538 г. до Рождества Христова).
Ст. 4. В стихе говорится о том, что еще не все плененные евреи вернулись на родину.
Ст. 5. Сеявшие слезы пожнут радость – букв. «сеявшие со слезами будут собирать урожай с веселием». Прямой смысл стиха: трудности первого посева на родной земле и скудость, но и радость первой жатвы. В духовном смысле подразумеваются молитвенные слезы, надежда спасения, которая приносит свой радостный плод – освобождение от скорби.
По мнению св. отцов, в этом псалме говорится о восстановлении Иерусалима вернувшимися из вавилонского плена древними евреями, когда из-за постоянной враждебности соседей строительные работы были сопряжены с большими трудностями (см.: Неем. 2–6). Песнь восхождения – см. примеч. к пс. 119.
Ст. 3. ...порожденные нами – букв. «плод чрева».
Ст. 5. ...отпор дадут – букв. «будут говорить».
Этим псалмом завершается ряд гимнов, начинающихся со слов блажен, блаженны (Пс. 1,31,40,111,118,127). В них провозглашаются и обосновываются нормы поведения, которые делают человека счастливым («блаженным»). В самом общем виде это – верность Закону Бога, ревностное исполнение Его заповедей (пс. 1, 118); особое внимание Псалмопевец обращает на такие свойства человеческой души, как отсутствие коварства (хитрости, лести – пс. 31), сочувствие и сострадание к чужой нужде и убожеству (пс. 40), благоговейный страх перед Богом (пс. 111, 127).
Ст. 1. ...боятся Господа – страх Божий был важнейшим требованием Моисеева Закона: «Господа, Бога твоего, бойся и Ему [одному] служи» (Втор. 6:13). Это предписание ограждало древнего еврея от многобожия и одновременно запрещало ему делать зло другому человеку – ср.: «Не обижайте один другого; бойся Бога твоего» (Лев. 25:17) и «Страх Господень – ненавидеть зло» (Притч. 8:13); ...ходят путями Его – исполняют Его заповеди.
Ст. 2. Плоды трудов твоих вкушать будешь – Закон Моисеев обещал материальное благополучие за исполнение заповедей Божиих – ср.: «Даст тебе Господь [Бог твой] изобилие во всех благах, в плоде чрева твоего, и в плоде скота твоего, и в плоде полей твоих на земле» (Втор. 28:11).
Ст. 6. ...с высот Сиона – со священной горы Иерусалима.
Псалом поется от лица древнееврейского народа, возвратившегося на родину из вавилонского плена (587–538 гг. до Рождества Христова) и с большими трудностями восстанавливающего Иерусалим при противодействии окружающих народов (см.: Неем. 2–6).
Ст. 1. ...боятся Господа – страх Божий был важнейшим требованием Моисеева Закона: «Господа, Бога твоего, бойся и Ему [одному] служи» (Втор. 6:13). Это предписание ограждало древнего еврея от многобожия и одновременно запрещало ему делать зло другому человеку – ср.: «Не обижайте один другого; бойся Бога твоего» (Лев. 25:17) и «Страх Господень – ненавидеть зло» (Притч. 8:13); ...ходят путями Его – исполняют Его заповеди.
Ст. 2. Плоды трудов твоих вкушать будешь – Закон Моисеев обещал материальное благополучие за исполнение заповедей Божиих – ср.: «Даст тебе Господь [Бог твой] изобилие во всех благах, в плоде чрева твоего, и в плоде скота твоего, и в плоде полей твоих на земле» (Втор. 28:11).
Ст. 6. ...с высот Сиона – со священной горы Иерусалима.
Шестой покаянный псалом. Этот псалом входит в чин православной вечерни.
Ст. 1. Из глубин – из глубины сердца, от всего моего существа.
Ст. 2. ...молению моему – букв. «голосу моей мольбы».
Ст. 3. Если Ты обратишь взор – букв. «если будешь наблюдать». Мысль о том, что ни один человек не бывает совершенно безгрешным перед Богом, постоянно звучит в Библии (ср.: Притч. 20:9; Рим. 3:23); ...только Ты даруешь... очищение – о том же см.: Ис. 43:25.
Ст. 5. От стражи утренней – утренняя стража (смена караула) длилась от двух часов ночи до шести утра – ср. примеч. к пс. 76:5. В этом стихе выражен призыв уповать на Бога всегда.
Ст. 6. В этом стихе св. отцы усматривают пророчество о Господе нашем Иисусе Христе, Который принес Себя в Жертву за грехи всего мира.
Ст. 1. ...не посягал на великое и дивное, превышающее разумение мое – греч. текст допускает другой вариант перевода: «Не обращался я с теми людьми, которые больше и удивительнее меня».
Ст. 2. ...восставал душою моею на Тебя – букв. «превозносился в сердце моем»; ...как дитя, вскормленное матерью – по другому толкованию эти слова должны быть переставлены в начало фразы и поняты как образ смирения, а не гордости: «Если не был я смиренным, как дитя, вскормленное матерью»; ...воздай за это душе моей – прояви ко мне снисхождение.
В этом псалме вспоминаются обстоятельства строительства Первого храма: несбывшееся желание царя Давида построить дом Божий для Ковчега Завета, желание, которое было выполнено уже его сыном Соломоном (см.: 1Пар. 13 и 28).
Ст. 1. ...Давида и всю кротость его – кротость Давида проявлялась в его отношении к Саулу: в ответ на все козни последнего Давид не позволял себе мстить ему (см.: 1Цар. 24).
Ст. 2–5. В этих стихах говорится о горячем желании Давида построить храм Богу и перенести туда Ковчег Завета (см.: 2Цар. 7:1–6). Ст. 2. Богу Иаковлеву – Богу древнееврейского народа.
Ст. 6. ...в Евфрате – в Вифлееме, в семи километрах к юго-западу от Иерусалима. Ковчег Завета, возвращенный от филистимлян, находился сначала в городах западнее Иерусалима, а затем был перенесен в сам Иерусалим. При упоминании Евфрата имеется в виду, что шествие с Ковчегом Завета приближается к Иерусалиму (см.: 1Цар. 6–7:2; 1Пар. 13). Стих содержит пророчество о том, что Евфрат (Вифлеем) станет местом рождения Спасителя – Господа нашего Иисуса Христа.
Ст. 7. ...в обители Его – в храме; ...где стояли стопы Его – где стоял Ковчег Завета. В этих словах содержится пророчество о страданиях Господа нашего Иисуса Христа на Голгофе.
Ст. 8. Восстань, Господи – помоги построению храма. Святые отцы видят в этих словах пророчество о Воскресении Господа нашего Иисуса Христа.
Ст. 10. Ради Давида... – ради тех обещаний, которые устами пророка Нафана Бог дал Давиду относительно его потомков (см.: 2Цар. 7:8–17); ...не отвергни – букв. «не отврати лица»; ...помазанника – царя, который возродился на царство путем «помазания» – возлияния на голову елея.
Ст. 11–12. Ср.: 3Цар. 8:25; ...Потомков – букв. «плод чрева».
Ст. 13–14. ...Сион – священная гора в Иерусалиме.
Ст. 17. ...слава – букв. «рог». В этом стихе св. отцы усматривают пророчество о Господе нашем Иисусе Христе как о потомке Давида, понимая под светильником пророка Иоанна Предтечу, названного так в Новом Завете (см.: Ин. 5:35), а под помазанником – Господа нашего Иисуса Христа, поскольку греч. слово «Христос» в переводе означает «помазанник».
Ст. 1. Восхваление теплоты дружеских отношений (см.: Сир. 25:2) истолковывается как призыв к объединению древнееврейского народа вокруг Иерусалима или как прославление единства людей.
Ст. 2. Будто миро – о возведении Аарона в сан первосвященника см.: Лев. 8:12. Образ душистого масла («мира») напоминает о чем-то мягком, приятном, нежном; св. отцы Церкви находят в этом стихе иносказание о благодати Св. Духа.
Ст. 3. ...роса Ермонская – гора Ермон на севере Палестины была, возможно, покрыта снегом, и ветры доносили до Сиона ее освежающую влагу.
Ст. 1. Эта последняя песнь восхождения, возможно, пелась левитами во время ночного бдения; ...рабы Господни – священники-левиты (см.: Втор. 10:8); ...во дворах дома Бога нашего – во дворе храма.
Ст. 3. ...с высот Сиона – см. примеч. к пс. 127:5.