Кафизма девятая
1287 В конец, псалом, песнь Давида, песнь Иеремии и Иезекииля, людей переселенных, когда готовились они к исходу из плена, 64.
2 Тебе подобает песнь, Боже, на Сионе, к Тебе вознесется молитва в Иерусалиме.
3288 Услышь молитву мою! К Тебе всяк живущий приходит.
4289 Опутали нас беззаконники речами своими; Но Ты очистишь нас от нечестия.
5290 Блажен, кого избрал Ты и принял, вселится он во дворы Твои. Насытимся мы благами дома Твоего. Свят храм Твой.
6291 Дивна правда Твоя. Услышь нас, Боже, Спаситель наш, упование всех концов земли и плавающих в морях дальних!
7 Ты утверждаешь горы могуществом Своим, препоясанный силою;
8 Возмущаешь глубины моря; пред шумом волн его кто устоит? В смятенье придут народы,
9 И убоятся знамений Твоих живущие у пределов земли. Ты украшаешь приход утра и вечера.
10292 Посетил Ты землю и напоил ее, умножил богатства ее. Река Божия наполнилась водами. Посылаешь ты людям пищу, ибо это угодно Тебе.
11 Борозды пашни напой, умножь злаки на ней! Орошенная дождем, возвеселится она, взращивая их.
12 Благословишь и увенчаешь Ты времена года благостью Твоей, и поля Твои дадут урожай тучный;
13 Плодоносной станет пустыня, и радостью холмы препояшутся.
14 Оденутся руном ягнята, и в долинах обильно уродится пшеница. Воззовут все к Тебе и воспоют.
1293 В конец, песнь, псалом воскресения, 65.
2 Воззови ко Господу, вся земля! Пойте имя Его, воздайте Ему славу и хвалу!
3 Скажите Богу: сколь грозны дела Твои! Велика сила Твоя. И обманутся в надеждах своих враги Твои.
4 Вся земля да поклонится Тебе и поет Тебе, да поет имя Твое, Всевышний!
5 Придите и узрите деяния Божии: сколь грозен Он в предначертаниях Своих о сынах человеческих!
6294 Обращает Он море в сушу; реку перешли мы стопами и возрадовались мы о Боге,
7 Царствующем в силе Своей над веками. Очи Его на племена взирают: да не превозносятся оскорбляющие Его!
8 Благословите, народы, Бога нашего, громко возгласите славу Ему!
9 Даровал Он жизнь душе моей и не дал поколебаться стопам моим.
10295 Ибо испытал Ты нас, Боже, переплавил нас, как переплавляют серебро.
11 Дал нам увязнуть в сетях, возложил скорби на плечи наши.
12296 Поставил чужой народ над нами. Прошли мы сквозь огонь и воду, и вывел Ты нас в место покойное.
13 Войду в дом Твой и совершу всесожжение, исполню пред Тобой обеты мои;
14 Изрекли их уста мои, и произнес язык мой в дни скорби моей.
15 Всесожжения тучные вознесу Тебе с фимиамом, принесу Тебе в жертву агнцев, волов и козлов.
16 Придите, услышьте, поведаю вам, боящиеся Бога, что сотворил Он душе моей.
17 К Нему воззвал я устами моими, и язык мой превознес Его.
18 Если увижу неправду в сердце моем, да не услышит меня Господь.
19 Но вот услышал меня Бог, внял молению моему.
20 Благословен Бог, – не отверг Он молитвы моей и милость Свою явил мне!
1297 В конец, псалом, песнь Давида, 66.
2298 Боже, смилуйся над нами и благослови нас, яви нам сияние лица Твоего и помилуй нас!
3 Дай нам познать на земле путь Твой, путь спасения, явленный Тобой всем народам!
4 Да прославят Тебя народы, Боже, да прославят Тебя народы все!
5 Да возвеселятся и возрадуются племена, ибо судишь Ты народы праведно и наставляешь племена на земле!
6 Да прославят Тебя народы, Боже, да прославят Тебя народы все!
7299 Земля принесла плод свой. Благослови нас, Боже, Боже наш!
8 Благослови нас, Боже! И да убоятся Тебя все пределы земли!
Слава:
1300 В конец, псалом, песнь Давида, 67.
2301 Да воскреснет Бог, и расточатся враги Его, и да бегут от лица Его ненавидящие Его!
3 Как исчезает дым, да исчезнут! Как тает воск от огня, так да погибнут грешники от лица Божия;
4 А праведники да возвеселятся, да возрадуются перед Богом, да насладятся весельем!
5 Воспойте Богу, пойте имя Его! Уготовьте путь Шествующему на запад! Господь имя Ему, радуйтесь пред Ним!
6 Да придут в смятенье враги от лица Его, Отца сирот и Заступника вдов! Царит Бог во святилище Своем.
7302 Бог вселяет преданных Ему в дом Свой, освобождает узников греха силою Своей, выводит из преисподней огорчавших Его.
8303 Боже, когда шел Ты пред народом Твоим, когда шествовал Ты в пустыне,
9304 Земля тряслась, небеса таяли от лица Бога Синая, от лица Бога Израилева.
10305 Дождь обильный проливал Ты, Боже, избранному народу Твоему, и когда изнемогал он, укреплял Ты его.
11306 Животные Твои обитают в пустыне; предназначил Ты их, Боже, по благости Твоей, убогим.
12 Господь одаряет благовествующих великою силою слова.
13 Царь, дарующий силу народу возлюбленному, обещал прекрасный дом его оделить добычей.
14307 Если будете вы жить мирно в пределах своих, подобны будете голубке с крыльями серебристыми и межкрыльем, блистающим золотом.
15308 Когда положит Всевышний преграды владений царей, станете вы чище снега на горе Селмон.
16309 Гора Божья, гора тучная, гора плодоносная, гора тучная!
17310 Что завидуете вы ей, горы плодоносные? Ведь на этой горе благоволил обитать Сам Бог, Господь вселился на ней навеки.
18311 Колесниц Божьих тысячи тысяч, тьма ликующих; Господь среди них на Синае во святилище.
19312 Взошел Ты на высоту, взял пленников в плен; принял дары от людей, даже среди непокорных вселишься.
20 Господь Бог благословен, благословен Господь во все дни! Дарует нам удачу Бог, Спаситель наш,
21 Бог наш, Бог спасающий; и Господу, Господу подвластны врата смерти.
22 Но Бог сокрушит головы врагов Своих и в темя поразит закосневших в своих грехах.
23313 Сказал Господь: «Из Васана изведу грешника, извлеку из глубин морских!
24314 Да омочатся ноги твои и языки псов твоих в крови врагов Божьих».
25315 Видели шествие Твое, Боже, шествие Бога моего, Царя, обитающего во святилище.
26316 Впереди шли начальники хоров и певцы, среди юных дев с тимпанами.
27 В церквах благословляйте Бога, Господа, вы, потомки Израиля!
28317 Там Вениамин, самый юный из них, в молитвенном восторге, владыки колена Иудина, владыки колен Завулонова и Невфалимова.
29 Утверди, Боже, силою Твоею, укрепи навеки, Боже, то, что сотворил Ты нам!
30318 Для храма Твоего в Иерусалим цари принесут дары Тебе.
31 Запрети врагам нашим, что подобны зверям, обитающим в камышах, стаду диких быков и телиц, бросать в темницу праведников, очищенных, как серебро. Рассей племена, алчущие войны с народом Твоим!
32 Придут молитвенники из Египта; Эфиопия первой прострет руку свою к Богу.
33 Царства земные, пойте Богу, воспойте Господа,
34 Восшедшего на Высочайшее из небес на востоке! Вот возгремел глас Его, глас могучий.
35 Воздайте славу Богу! Над Израилем великолепие Его и мощь Его превыше облаков.
36 Дивен Бог средь святых Своих, Бог Израилев, дарующий силу и крепость народу Своему. Благословен Бог!
Слава:
1319 В конец, об имеющих измениться, псалом Давида, 68.
2 Спаси меня, Боже, ибо волны скорбей настигли душу мою!
3 Погряз я в тине глубокой, и нет у меня опоры; канул я в глубину морскую, и бурные воды потопили меня.
4 Изнемог я, призывая Бога, охрипла гортань моя; истомились очи мои в ожидании помощи от Бога моего.
5 Ненавидящих меня напрасно стало больше, чем волос на голове моей; укрепились враги мои, преследующие меня неправедно. То, чем владел я, отнято у меня.
6 Боже, Ты ведаешь безумие мое, и прегрешения мои от Тебя не утаились.
7 Да не постыдятся из-за меня ищущие Тебя, Боже Израилев!
8 Ибо ради Тебя претерпел я позор, бесчестие легло на лицо мое.
9 Стал я чужим братьям моим, стал чуждым сыновьям матери моей;
10320 Ибо снедает меня ревность о доме Твоем, и поношения поносящих Тебя пали на меня.
11 И облек я постом душу мою, и стал терпеть поругания;
12 И оделся я в рубище, и стал для всех притчей:
13 Надо мной глумились сидящие у ворот, обо мне пели песни пьющие вино.
14 А я возношу молитву к Тебе, Боже! Пришло время благоволения, Боже! По великой милости Твоей услышь меня, ибо Ты воистину спасаешь нас!
15 Извлеки меня из тины, да не погрязну; да избавлюсь от ненавистников моих и от глубоких вод!
16 Да не потопят меня бурные воды, да не поглотит меня пучина, и да не уловят меня уста колодца!
17 Услышь меня, Господи, ибо Ты благ в милости Твоей; по множеству щедрот Твоих воззри на меня!
18321 Не отврати лица Твоего от слуги Твоего, ибо я скорблю; не замедли услышать меня!
19322 Внемли зову души моей, избавь ее, от врагов моих избавь меня!
20323 Ибо ведаешь Ты позор мой, стыд мой и посрамление мое; пред Тобою оскорбители мои.
21324 Унижений ожидала душа моя и страданий; и ждал я сострадающего, и не было его, и утешающих ждал, и не обрел их.
22325 И дали в пищу мне желчь, и в жажде моей напоили меня уксусом.
23326 Да будет их трапеза для них сетью, и возмездием, и западней!
24327 Да помрачатся очи их, и не будут видеть они, и хребет их да будет всегда согбен!
25 Излей на них гнев Твой, ярость гнева Твоего да постигнет их!
26 Да будет двор их пуст, и в жилищах их да не будет живых!
27328 Ибо меня, наказанного Тобою, они преследовали и раны мои умножили.
28329 Попусти им творить беззакония, и да не войдут они в обитель правды Твоей!
29330 Да изгладятся их имена из книги жизни, и с праведниками да не напишутся.
30 А я в нищете и скорби; прими и спаси меня, Боже!
31 Восхвалю имя Бога моего в песнопении, возвеличу Его, прославляя;
32 И эта жертва будет угоднее Богу, чем телец юный с рогами его и копытами.
33 Да узрят это нищие и возвеселятся! Ищите Бога, и жива будет душа ваша!
34331 Ибо услышал убогих Господь и рабов своих не унизил.
35 Да восхвалят Его небеса и земля, море и все живущее в нем!
36 Ибо спасен будет Богом Сион, и созиждутся города Иудейские, и поселится там народ Твой и унаследует их;
37 И потомство рабов Твоих удержится на Сионе, и любящие имя Твое поселятся на нем.
1332 В конец, Давида, в воспоминание о том, что спас его Господь, 69.
2 Боже, помощь мне окажи! Господи, не замедли помочь мне!
3 Да постыдятся и посрамятся ищущие гибели моей, да обратятся вспять и постыдятся желающие мне зла!
4 Да обратятся вспять со стыдом говорящие мне злобно: «Добро же тебе, добро!»
5 Да возрадуются и возвеселятся о Тебе ищущие Тебя, Боже, и говорят жаждущие от Тебя спасения: «Да возвеличится Господь!»
6 А я нищ и убог. Помоги мне, Боже, Податель помощи, Избавитель мой, Господи, не замедли!
Слава:
* * *
В конец – см. примеч. к пс. 4:1; ...песнь Иеремии и Иезекииля – это надписание отсутствует в евр. тексте и в некоторых греч. рукописях, речь в нем идет о возвращении древних евреев из вавилонского плена после указа царя Кира Старшего (538 г. до Рождества Христова); упоминание пророка Иеремии, видимо, ошибочно, поскольку Иеремия не переселялся в Вавилон. В духовном смысле здесь описывается жертвенная любовь Господа нашего Иисуса Христа к Церкви и ниспосылаемое от Него на всю землю благословение.
...живущий – букв. «плоть». Святые отцы видят в этом стихе пророчество либо о всеобщем воскресении мертвых, либо об обращении всех людей ко Господу нашему Иисусу Христу.
Опутали – букв. «превозмогли»; ...очистишь нас от нечестия – от тех грехов, за которые мы были наказаны и отведены в плен.
...во дворы Твои – в Иерусалим, во двор храма. Святые отцы относили эти стихи не только к тем, кто возвращался из вавилонского плена, но и к тем, кто становился христианином и входил в общение с Церковью Христовой; ...дома Твоего – храма, Иерусалима или, шире, Церкви.
Дивна правда Твоя – букв. «дивен (храм) в правде Твоей»; ...упование всех концов земли – пророчество о языческих народах, которые уверуют в Господа нашего Иисуса Христа.
Посетил Ты землю – речь идет об обильном дожде. Река Божия – р. Иордан. Благовременный дождь и хороший урожай – одно из тех обещаний, которые Бог устами Моисея дал Своему народу (см.: Втор. 11:10–15). Нарисованная в этом псалме картина благоденствия на вновь обретенной родине воспринимается св. отцами как иносказание о евангельской проповеди, о радости тех, кто ее принимает, о ее проникновении, подобно дождю, вглубь человеческого сердца, которое родит из себя кротость и любовь.
В конец – см. примеч. к пс. 4:1; ...псалом воскресения – греч. слово, переводимое как «воскресение», буквально означает «вставание с места» и в данном контексте указывает на переселение древних евреев из Вавилона обратно на родину по указу царя Кира Старшего (538 г. до Рождества Христова).
Воспоминание о чудесах, которыми сопровождался уход древних евреев из Египта: перед ними расступилось море (см.: Исх. 14:21–22), и они, как по суше, пронесли Ковчег Завета через р. Иордан (см.: Нав.3:14–17).
Бог попустил плененным евреям претерпеть многие испытания, чтобы души их очистились пламенем скорбей, подобно тому как разжженное серебро многократно влагается в огонь для очищения.
В конец – см. примеч. к пс. 4:1; ...псалом, песнь –см. примеч. к пс. 47:1.
Этими словами священник благословлял древних евреев (см.: Чис. 6:22–25).
В конец – см. примеч. к пс. 4:1; ...псалом, песнь – см. примеч. к пс. 47:1. В этом победном гимне вспоминаются явления особой милости Бога к Своему народу, когда древние евреи, выйдя из Египта, странствовали по пустыне и переносили Ковчег Завета в Иерусалим.
С похожими словами пророк Моисей нес Ковчег Завета по пустыне (см.: Чис. 10:35).
...преданных – букв. «однообразных», славян. перевод: «единомысленных», т. е. имеющих одну мысль, нелицемерных, всецело устремленных к Богу. «Единомысленными» св. отцы называют тех, кто единому Богу посвятили свою жизнь и соделали ее чуждою всякого двоедушия и мирского желания. Соответствующее евр. слово в этом стихе может быть истолковано как «одинокий, бездомный, беззащитный», и тогда речь идет о том, что Бог дает кров бездомному; ...силою Своей – букв. «мужеством»; ...выводит из преисподней огорчавших Его – св. отцы толкуют эти слова как пророчество о всемирном восстании мертвых, когда Господь наш Иисус Христос изведет из гробов всех умерших.
Во время странствования древних евреев по пустыне Бог шел перед ними в виде облачного столпа днем и огненного – ночью (см.: Исх. 13:21; Числ. 14:14).
Гора Синай сотряслась после того, как Моисей получил на ней от Бога десять заповедей (см.: Исх. 20:18). Этот стих почти дословно совпадает с гимном Деворы (см.: Суд. 5:4–5).
Когда древние евреи странствовали в пустыне, Бог посылал им в пищу манну, которая проливалась, как дождь с неба, и перепелов (см.: Исх. 16:13–15). Животные – чтение греч. и славян. переводов, соответствующее евр. слово может означать «живое существо» и «стан, общество», отсюда возник синодальный перевод «народ».
Когда древние евреи странствовали в пустыне, Бог посылал им в пищу манну, которая проливалась, как дождь с неба, и перепелов (см.: Исх. 16:13–15). Животные – чтение греч. и славян. переводов, соответствующее евр. слово может означать «живое существо» и «стан, общество», отсюда возник синодальный перевод «народ».
...подобны будете голубке – образ мирной и благочестивой жизни в Палестине.
Гора Селмон находится в Самарии, на севере Палестины, возможно, что она, подобно Ливану, была покрыта снегом.
Вспоминается перенесение Ковчега Завета на гору Сион (см.: 2Цар. 6). Гора Божья – гора Сион; ...плодоносная – букв. «мягкая, как сыр»; ...горы плодоносные – другие палестинские горы; ...благоволил обитать – на горе Сион со времен Давида хранился Ковчег Завета, сначала в скинии, а затем в храме.
Вспоминается перенесение Ковчега Завета на гору Сион (см.: 2Цар. 6). Гора Божья – гора Сион; ...плодоносная – букв. «мягкая, как сыр»; ...горы плодоносные – другие палестинские горы; ...благоволил обитать – на горе Сион со времен Давида хранился Ковчег Завета, сначала в скинии, а затем в храме.
Вспоминается перенесение Ковчега Завета на гору Сион (см.: 2Цар. 6). Гора Божья – гора Сион; ...плодоносная – букв. «мягкая, как сыр»; ...горы плодоносные – другие палестинские горы; ...благоволил обитать – на горе Сион со времен Давида хранился Ковчег Завета, сначала в скинии, а затем в храме.
В этом стихе речь идет, по-видимому, о захвате Давидом Сионской крепости, которой до этого владели иевусеи. Взяв крепость, Давид поселился в ней и перенес на гору Сион Ковчег Завета (см.: 2Цар. 5:6–9; 6:17; 1Пар. 11:5); ...принял дары от людей – имеются в виду либо дары, приносимые Богу, либо дань с побежденных народов. Святые отцы рассматривают этот стих как иносказание о Господе нашем Иисусе Христе и придают ему следующий смысл: Ты взошел на высоту Креста и Своею кровию возвратил из плена души, плененные диаволом. Ты принял как даяние и людей, которые прежде были непокорны Тебе, и вселился в них, чтобы и они были достойным жилищем Твоим.
Васан – высокое плоскогорье к востоку от р. Иордан.
Псы, лижущие кровь мертвеца – образ справедливого возмездия врагу (см.: 3Цар. 21:19; 22:38).
В букв. смысле речь идет о шествии с Ковчегом Завета в Сион.
В букв. смысле речь идет о шествии с Ковчегом Завета в Сион.
Племена (колена) Вениамина и Иуды жили на юге страны, Завулона и Невфалима – на севере.
Для храма – букв. «от храма», переводчик следует принятому толкованию текста. Под храмом разумеется Церковь. Молящиеся в ней принесут в Вышний Иерусалим духовные дары.
В конец – см. примеч. к пс. 4:1; ...об имеющих измениться – см. примеч. к пс. 44:1. Этот псалом, полный горьких сетований человека, мучимого за любовь свою к Богу, понимается св. отцами как мессианский, как пророчество о Господе нашем Иисусе Христе. Ссылки на этот псалом часто встречаются в Новом Завете.
10. Апостол Павел (см.: Рим. 15:3) и евангелист Иоанн (см.: Ин. 2:17) относят этот стих к пророчествам о Господе нашем Иисусе Христе и Его страданиях.
Эти стихи перекликаются с описанием предсмертных страданий Господа нашего Иисуса Христа: мы слышим тут голос Того, Кто томился при виде врагов (ср. моление Господа нашего Иисуса Христа в Гефсиманском саду: Мф. 26:39, 42), Кто был оставлен самыми близкими друзьями (см.: Мф. 26:36,56), над Кем насмехались и издевались и Кому давали пить желчь и уксус (см.: Ин. 19:29; Мф. 27:34–48; Мк. 15:36).
Ст. 18–22. Эти стихи перекликаются с описанием предсмертных страданий Господа нашего Иисуса Христа: мы слышим тут голос Того, Кто томился при виде врагов (ср. моление Господа нашего Иисуса Христа в Гефсиманском саду: Мф. 26:39, 42), Кто был оставлен самыми близкими друзьями (см.: Мф. 26:36,56), над Кем насмехались и издевались и Кому давали пить желчь и уксус (см.: Ин. 19:29; Мф. 27:34–48; Мк. 15:36).
Ст. 18–22. Эти стихи перекликаются с описанием предсмертных страданий Господа нашего Иисуса Христа: мы слышим тут голос Того, Кто томился при виде врагов (ср. моление Господа нашего Иисуса Христа в Гефсиманском саду: Мф. 26:39, 42), Кто был оставлен самыми близкими друзьями (см.: Мф. 26:36,56), над Кем насмехались и издевались и Кому давали пить желчь и уксус (см.: Ин. 19:29; Мф. 27:34–48; Мк. 15:36).
Ст. 18–22. Эти стихи перекликаются с описанием предсмертных страданий Господа нашего Иисуса Христа: мы слышим тут голос Того, Кто томился при виде врагов (ср. моление Господа нашего Иисуса Христа в Гефсиманском саду: Мф. 26:39, 42), Кто был оставлен самыми близкими друзьями (см.: Мф. 26:36,56), над Кем насмехались и издевались и Кому давали пить желчь и уксус (см.: Ин. 19:29; Мф. 27:34–48; Мк. 15:36).
Ст. 18–22. Эти стихи перекликаются с описанием предсмертных страданий Господа нашего Иисуса Христа: мы слышим тут голос Того, Кто томился при виде врагов (ср. моление Господа нашего Иисуса Христа в Гефсиманском саду: Мф. 26:39, 42), Кто был оставлен самыми близкими друзьями (см.: Мф. 26:36,56), над Кем насмехались и издевались и Кому давали пить желчь и уксус (см.: Ин. 19:29; Мф. 27:34–48; Мк. 15:36).
...трапеза – ковер, который на востоке расстилался на полу для пиршества; на нем легко было споткнуться. На стихи 23 и 24 ссылается апостол Павел (см.: Рим. 11:9–10).
...трапеза – ковер, который на востоке расстилался на полу для пиршества; на нем легко было споткнуться. На стихи 23 и 24 ссылается апостол Павел (см.: Рим. 11:9–10).
...раны – букв. «боль от ран».
Попусти – букв. «прибавь беззаконие к беззаконию», т. е., по изъяснению епископа Евсевия Кесарийского, не забывай их беззаконий, увеличивая число их в книге Всеведения Твоего.
...из книги жизни – Книга, в которой записаны праведные ветхозаветной (см.: Ис. 4:3; Дан. 12:1) и новозаветной (см.: Лк. 10:20; Флп. 4:3; Откр. 3:5; 13:8; 17:8) Церкви Божией.
...рабов – букв. «связанных».
В конец – см. примеч. к пс. 4:1. Этот псалом почти дословно повторяет ст. пс. 14–18, 39; они выделены здесь в особый псалом как молитва о помощи.