С. Черкасова

Русские службы Рождеству святителя Николая

Источник

I

Прииди в Русь и виждь: яко несть града, ни села, идеже не быша чудеса святого Николы, ихже не можно за множество писанию предати...

Велика на Руси слава угодника Божия Николая, архиепископа греческого города Миры области Ликийской, и поистине неисчерпаема сокровищница духовного творчества нашего народа, связанного с именем святителя. В скольких былинах, песнях, стихах, поговорках, приметах... запечатлено обращение к любимому народом святому. Эта ветвь творчества – фольклорная, устная – донесла до нас и разсказ о начале прославления св. Николая в нашей земле. Имеется в виду предание о князе Аскольде. События, о которых разсказывается в нем происходили в Киеве во второй четверти IX века, то есть за сто лет до принятия христианства на Руси 1.

Другая ветвь русского духовного творчества связана с письменными памятниками, с церковно-славянской литературой, которая полноправно начала распространятся на Руси с конца X века. С одной стороны – это житийная литература, включающая как переводы греческих вариантов «Жития» так и собственно русские «Сказания» и «Повести» о св. Николае, о чудотворных образах святого. С другой стороны – богослужебная гимнография, слагавшаяся параллельно литературе житийной и прошедшая тот же путь – от заимствования греческих праздников и служб до установления русских памятей и создания русских гимнографических памятников в честь «Николы батюшки». Вопросам изучения русской гимнографии в честь св. Николая и посвящена настоящая статья. В центре нашего внимания – праздник и службы Рождеству св. Николая (29 июля / 11 августа) 2.

На сегодняшний день из всех церковных памятей, связанных с именем святителя, праздник Рождества – самый загадочный. Мы не знаем когда и где впервые был установлен этот праздник. Отмечался ли он в Византии или принадлежит числу русских памятей? Какой «статус» имел он в ряду других памятей церковного года? С чем связаны разночтения дат празднования Рождества св. Николая? 3 Вопросов, связанных с историей праздника и собственно гимнографии Рождеству св. Николая очень много. Обозначить и по возможности раскрыть основные из них – это наша первая задача.

Вторая задача состоит в том, чтобы донести до православного читателя сами богослужебные последования. Как известно, память Рождества св. Николая хотя и включена в современный Месяцеслов Православной Церкви, но службы на этот праздник не изданы и, соответственно, не известны широкому кругу не только православной паствы, но и священнослужителей. Между тем духовное желание почтить великого Угодника Божия в праздник его Рождества непременно возникает в сердцах православных людей, особенно же – прихожан, насельников монастырей, священников, отправляющих богослужения в храмах и обителях, освященных в честь св. Николая.

II

Всечестное твое рождество, отче Николае, ангелов множество на небеси и человеческий род на земли, честно ублажает...

Что же определенного можно сказать о происхождении праздника и служб Рождеству святителя?

Прежде всего, что праздник принадлежит к однем из древних церковных памятей. Самое раннее дошедшее до нас упоминание его содержится в славянской глаголической рукописи XII-XIII вв. 4 Первый русский месяцеслов, включающий эту память, относится к XIV веку 5. Подчеркнем, что Рождество св. Николая упоминается исключительно в рукописях славяно-русских. Возможно, это свидетельствует о происхождении праздника.

Складывается впечатление, что Рождество св. Николая не входило в круг постоянно отмечавшихся церковных праздников. На протяжении всей истории православного богослужения на Руси оно то возникало, то вновь исчезало из числа церковных памятей. Эта мысль подтверждается и особенностями гимнографии Рождеству св. Николая. В списках XVII-XVIII вв. дошли до нас две разные службы на этот праздник. В сущности, оне отражают две традиции празднования Рождества св. Николая, бытовавшия в разное время и в разных областях России. Первый вариант зафиксирован в рукописи из Новгорода. Второй – в списке, принадлежавшем некогда Вятскому кафедральному собору...

История Новгорода крепко связана с именем святого. Вспомним, например, что уже в XI веке в Новгороде существовала церковь Николы Можайского. А в первой четверти XIII века жители города видели множество чудес от Зарайского образа святителя – он гостил в городе по пути из Корсуни «в земли Рязанские...». Последний факт наводит на ряд размышлений. Как известно, город Зарайск принял святыню – чудотворную икону св. Николая в 1225 году. Торжественная встреча образа состоялась у стен города 29 июля – в день, который приходится днем Рождества св. Николая. Сведений о церковном празднике Рождеству Святителя в Зарайске мы не имеем. Однако, как указывает прот. Василий (Изюмский) – автор замечательной книги об истории чудотворного образа святителя и почитании его в Зарайске – «в народе Рождество св. Николая отмечалось издревле... дети на этот праздник, подобно как на Рождество Христово, славили св. Николая пением особых стихов, составленных в его честь» 6. Приобрел ли Новгород знание о рождественском празднике святителю от принесения Корсунской иконы или наоборот – посещение Новгорода повлияло на формирование традиции почитания образа в Зарайске? Вопросы эти пока остаются открытыми. Однако вернемся к Новгороду.

Прямые свидетельства о праздновании Рождества св. Николая в Новгороде относятся к XVI веку. В Чиновнике Софийского собора записано, что празднование сопровождалось крестным ходом «от Софеи к Николе Чудотворцу на Розважу» 7. Чиновник датируется XVI веком. В это время в Новгороде существовал и монастырь, специально посвященный Рождеству Святителя, как говорится в Летописи, «монастырь на Розважи улицы Николая Чудотворца Рождение». Он был основан в 1556 году 8. Что послужило причиной основания монастыря? Может быть, оно имело чудесную предысторию, связанную с окормлением святителем новгородского люда и возведение обители в честь праздника явилось естественным откликом верующих на помощь святителя? В текстах службы неоднократно упоминается некий град, находящийся под покровительством св. Николая. Например, в одной из стихир на литии поется: «неподвижиму и необориму граду твоему быти сподоби...».

Рукопись со службой Рождеству св. Николая была писана в Великом Новгороде в лето 7165 [1657 г.]. То есть спустя более 100 лет после основания монастыря и памятной записи в Чиновнике Софийского новгородского собора. Далее след этой службы ведет вглубь России, в том числе в сердце монастырской жизни Московской Руси – Свято-Троице Сергиеву Лавру. Именно в лаврской библиотеке был обнаружен еще один список этой службы Рождеству св. Николая РГБ ф. 299 № 484. 1. Он датирован 1723 годом.

Перенесемся теперь с северо-запада к северо-востоку от Москвы – на Вятскую землю. 24 мая 1380 года на берегу реки Великой был обретен чудотворный образ св. Николая. Он получил именование «Великорецкий». Весть об исходящей от образа благодати облетела всю Русскую землю, и в 1555 году по повелению царя Иоанна Васильевича Грозного свершилось принесение Великорецкого образа в Москву. Крестному ходу всей России с образом Святителя можно уподобить это грандиозное шествие. По рекам – Вятке, Каме, Волге, Оке, Москве творя на пути многия чудеса, прибыл чудотворный образ к месту своего назначения. Вослед этому событию была написана «Повесть о принесении Великорецкого образа в Москву...»; составлены тропарь и кондак московскому празднику Принесения образа...; создана «московская» копия чудотворной иконы; устроен придел «Николы Великорецкого» в новоотстроенном храме Покрова Пресвятые Богородицы и... установлен праздник Рождества св. Николая.

«Повесть о принесении Великорецкого образа» разсказывает, что по прибытии образа в Москву царь Иоанн Васильевич встретил «высокого гостя» 29 июля у Симонова монастыря. Это был день Рождества св. Николая... Об установлении праздника говорится в приписке к Уставу Успенского собора Московского Кремля, сделанной во 2-й половине XVI века: «Уставися праздновати Рождеству св. Николая и бывает ход со кресты к Николе на рву» 9. Что касается собственно службы, то Устав Успенского собора Московского Кремля не содержит указаний на особые песнопения Рождеству св. Николая. Вероятно, в Москве установленное празднование действительно ограничилось крестным ходом к иконе Николы Великорецкого «что на рву» (как записано в Уставе) и не предполагало самостоятельного богослужебного последования. Но на Вятке сложилось иначе. Там была составлена отдельная служба Рождеству святителя 10. Она-то и дошла до нас в рукописи Вятского кафедрального собора (БАН Вятского собрание № 66). Это рукопись начала XVIII века, возможно, список с более раннего источника. Гимнографические тексты доносят до нас информацию о написании службы «по святительскому благословению». Возможно, оно было дано самим митрополитом всероссийским Макарием – глубоким почитателем св. Николая.

С цветением духовного поля земли Русской в XVI веке связано распространение русских памятей, церковных торжеств, связанных с отечественной духовной традицией. Рождество св. Николая несомненно принадлежит к числу полюбившихся и, может быть, прижившихся только на Руси церковных памятей. Этот праздник обнимает всю Россию. Посудите сами. Днем 29 июля оказываются отмечены все важные вехи заступнического шествия св. Николая по Руси: Пренесение Зарайкого образа из Корсуни в земли Рязанские, Пренесение образа «Николы Великорецкого» в Москву и Пренесение на Русь Можайского образа святителя 11. Таким образом, не входивший в число постоянно отмечавшихся церковных памятей праздник Рождества св. Николая стал в своем роде «всепразднственным» и отмечался всем русским православным миром.

Светлана Черкасова.

* * *

1

См. нашу статью «Слава на Руси св. Николая» // «Музыкальная академия». 2001. №1. С. 1–12.

2

В целом современный месяцеслов Православной Церкви содержит шесть праздников св. Николаю. Каждому из них соответствует своя гимнография. Условно их можно разделить на две группы. Первую составляют памяти, скажем так, житийного цикла. Сюда относятся: праздник Преставления св. Николая или, как он именуется в богослужебных рукописях, «Память св. Николая...» (6 / 19 декабря); Пренесение мощей св. Николая из Мир Ликийских в Бар градъ… (9 / 22 мая) и Рождество св. Николая (29 июля / 11 августа). Вторую группу составляют праздники в честь чудотворных икон святителя. Таких праздников на Руси сложилось довольно много, но в Месяцеслове Православной Церкви указано только три – те, слава о которых прошла по всей России. Это памяти: Пренесения Зарайского образа св. Николая из града Корсуни в земли Рязанские... (9 / 22 мая); Явление Великорецкого образа св. Николая... (24 мая / 7 июня); Пренесение образа «Николы Великорецкого» в Москву (29 июля / 11 августа). Точно известно о греческом происхождении только одной из названных памятей – Преставления св. Николая. В Византии была составлена и служба на этот праздник. Остальные пять праздников (вероятно все) принадлежат Русской Церкви и гимнографию к ним составляли русские песнотворцы. Подробнее об этом см. в нашей статьте «Русская гимнография св. Николаю: проблемы ея изучения» // «Правило веры и образ кротости… Образ св. Николая, архиепископа Мирликийского, в византийской и славянской агиографии, гимнографии и иконографии». М., изд-во ПСТБИ, 2004. С. 356–369.

3

Днем празднования Рождества св. Николая указывается преимущественно 29 июля, но в разных источниках м. б. и 20 мая, 23 и 24 августа. Подробнее об этом см. Сергий (Спасский), архиеп. «Полный Месяцеслов Востока». Т. II. М., 1877. С. 377.

4

Там же.

5

Лосева О. В. Русские месяцесловы XI-XIV веков. М., 2001. С. 413.

6

Василий (Изюмский), прот. Зарайская святыня: 750 лет городу Зарайску. М.: «Центр», 1996. С. 81.

7

Голубцов А. П. Чиновник новгородского Софийского собора. М., 1899. С. 132.

8

Вознесенский А., Гусев Ф. Житие и чудеса св. Николая чудотворца, архиепископа Мирликийского и слава его в России. СПб., 1899; То же. Репринт. изд. 1899 г. СПб., 1994. С. 670.

9

Серебрякова Е. И. Книжные миниатюры «Принесение Великорецкого образа св. Николая в Москву» // Доклад на Международной научной конференции «Святитель Николай Мирликийский в византийской, славянской и русской литературе и иконографии». М., 2003.

10

Вероятно, это случилось после возвращения образа из столицы.

11

В русских Прологах с 1662 года в день 29 июля полагалось чтение Повести о принесении на Русь Можайского образа св. Николая.


Источник: С. Черкасова. Русские службы Рождеству святителя Николая (Начало). // Журнал «Альфа и Омега». — М., 2008. — № 1 (51). — С. 285-290.

Комментарии для сайта Cackle