Слово в похвалу святого Иоанна Златоустого
Благодарение Богу, возлюбленные братия, что в Его доме, неисповедимым образом, водворился мир и нет смятений; – в Его доме где звучала священная труба, где на усладительное бряцание лиры собиралось духовное сонмище слушателей; где Евангельская ластовица воспевала, и наполнила луг цветами православия. Память Иоаннова сделалась для всего града мрежею, привлекающею всех к вере. Не так рыболовная сеть захватывает рыб, как торжество Иоанново влечет людей простодушных к вере. О благодать препобеждающая предел, место и время. Ибо время препобедила любовь; предел уничтожила незабвенная память и местом не ограничились чудеса Святителя; он лежит в Понте1, а во всем мире похваляется, и, приветствуя вас простертою рукою, взывает: дело мое вы есте о Господе (1Кор. 9, 1).
Иоанн по красноречию – перл драгоценного благовестия; непорочное хранилище Богодухновенных Писаний, Божественное сокровище разумения; в трудах неутомимый; для властолюбия острейшая коса; для еретиков разрушительный потоп; он не раболепствовал власти из малодушного ласкательства, и не страшился ея пылающего гнева, подобно как Иосиф не убоялся Египтянки.
Но боюсь, чтобы в смятении не потопить мне своими похвалами малого корабля, наполненного великими вещами. И нельзя достойно похвалить Иоанна без другого Иоанна (Крестителя). Как нельзя исчислить волн при великом их множестве: так неисчислимы виды многотрудной их деятельности. Здесь (из уст Златоустого), как волны, наперерыв стремятся благочестивые наставления; там (в Крестителе) блещут лучи дерзновения. Здесь отражается лучезарность солнца, там очищается заблуждение. С одной стороны уничтожаются идолы; с другой исправляются православные. Там язык изобличает наготу синагоги; здесь блистают здания, и слово учения исправляет нравы. Там являет всю силу земное испытание, здесь блистает небесный венец благодати. О Святитель, коего деятельность столько же принесла плодов, сколько приятнейших цветов приносит весна! О имя, не разногласящее с деяниями! О проименование, выражающее характер всей жизни! О язык, проникающий самые небеса! О учение, умеряющее громы Евангельские!
Тот был Иоанн, и сей Иоанн; тот провозвестник, сей труба; тот был не преодолим, сей не был рабом; тот чужд деления, сей единствен; тот девственник, сей защитник чистоты; тот крестил в пустыне, сей простирал мрежу во граде; тот обличал прелюбодействовавшего, сей укорял грабителей; тот усечен в главу, сей не поколебался явить подобную же твердость; тот заключен в темницу, сей послан в заточение; много подвигов, много и венцов!
Посему-то Иоанн взывает ныне с блаженнейшим Павлом: Христово благоухание есмы (2Кор. 2, 15). Он отвсюду изгнал заблуждение: в Ефесе обличил обман Мидянина; во Фригии обезчадил, так называемую, мать богов; в Кесарии обнажил безчестность публичного распутства; в Сирии упразднил синагоги, враждовавшия на Бога; в Персии посеял слово благочестия; повсюду насадил корни православной веры; своим проповеданием наполнил мир Боговедением; написал книги; распростер сети спасения; с Иоанном богословствовал о Слове Отчем; с Петром основал благочестивое исповедание; с Павлом подвизался до пота за веру; с рыбарями труждался в ловитве для православия. О Иоанн! жизнь твоя многотрудна, но смерть славна, гроб твой блажен, и воздаяние обильно, по благодати и милосердию Господа нашего Иисуса Христа, Коему, с Богом Отцем и Духом Святым, слава и держава, и величие, во веки веков. Аминь.
* * *
Примечания
Слово сие было произнесено еще до перенесения св. мощей Иоанна Златоустого из Коман в Константинополь. См. краткое сведение о св. Прокле, Хр. Чт. Ноябрь 1839 года.
