Источник

Часть 5. Динамика и тенденции развития религий в мире.

1. Динамика развития мировых религий и сект.

Исследования динамики религиозной ситуации в мире фиксируют устойчивую тенденцию к увеличению численности последователей новых религий. Согласно прогнозу, составленному в 1987 г. под руководством французского ученого М. Клевно, темпы роста НРД к 2000 г. по сравнению с 1988 г. должны были составить 127,7%, в то время как аналогичные показатели в христианстве 125%, у мусульман 143%.

Таблица 3

Численность последователей (млн чел.) мировых религий (по данным М.Клевно)


Религия Годы
1900 1970 1988 2000
Христианство 487 млн 1.169 млн 1.508 млн 1890 млн
Ислам 200 млн 551 млн 837 млн 1.200 млн
Индуизм 203 млн 465 млн 661 млн 859 млн
Буддизм 127 млн 232 млн 300 млн 359 млн
Иудаизм 12 млн 15 млн 18 млн 20 млн
Сикхизм 3 млн Данных нет 15 млн 25 млн
Новые религиозные движения 3 млн Данных нет 108 млн 138 млн

По данным исследований американского ученого Давида Баррета,1052 НРД являются одной из самых быстрорастущих групп из всех религий мира, за период с 1993 г. по 2006 г. их рост составит 67%, опережая христианство в 2,5 раза, ислам в 2 раза.

Таблица 4

Численность последователей (млн чел.) мировых религий (по данным Давида Баррета)


Религия Годы Фактическое Предполагаемое изменение изменение
1980 1993 2006 1980–1993 гг. в % 1993–2006 гг. в %
Христианство 1430 1870 2380 +31 +27
Ислам 720 1000 1300 +39 +33
Индуизм 580 750 800 +29 +7
Буддизм 270 330 310 +22 –6
Новые религии 90 120 200 +33 +67
Сикхизм 10 20 30 + 100 +50
Иудаизм 20 20 20 0 0
Прочие религии 260 240 220 –12 –4
Атеизм 190 240 280
Нерелигиозные группы 710 900 1130 +27 +26
Мировое население 4370 5580 6670 +28 +20

Однако по общей численности последователей НРД значительно отстают от всех мировых религий. В долгосрочной перспективе до 2025 г. рост новых религий, по Баррету, по количеству последователей должен увеличиться вдвое и составит 217 млн чел..1053

Прогнозы западных ученых о количестве последователей НРД разделяются и отечественными религиоведами. По данным П. И. Пучкова и О. Е. Казьминой, общая численность НРД (без бахаизма) в 1996 г. составила 106 млн чел., или 2% от населения Земли. Но если к НРД причислить последователей бахаи, то эта число вырастет до 112,4 млн чел.

Схожие оценки развития религий в мире в предстоящие тридцать лет предоставило Статическое управление ООН, прогнозирующее значительное увеличение численности НРД – с 2% до 3%, а также христианства и мусульман, но темпы количественного роста НРД будут их опережать.1054

2. Динамика и тенденции развития христианских деноминаций и сект (на примере США).

Почему темпы роста НРД выше, чем у традиционных христианских деноминаций в США? Ответ на этот вопрос попытался дать Дин Келли (Kelly) в своей книге «Почему консервативные церкви растут», ставшей классикой американской социологии религии. Опираясь на статистические данные о количестве последователей традиционных конфессий, он выявил тенденцию к их уменьшению (см.: табл.1055 5)1056 и сокращению количества миссионеров за границей (см.: табл. 6).1057

Таблица 5

Количество последователей американских традиционных конфессий (млн. чел.)


Конфессии Годы
1965 г. 1985 г 1988 г.
Епископальная церковь 3,5 2,8 2,455422
Объединенная пресвитерианская церковь1 3,3 2,35 (1982 г., до слияния) 2,929 (после слияния)
Пресвитерианская церковь США 3, 6 (1972 г.) 3,1 (к моменту слияния)
Методистская церковь2 11
Объединенная Методистская церковь 9,2 (после объединения) 9,055
Лютеранская церковь в Америке 3,1 (1968 г.) 2,92 (1984 г.)
Американская лютеранская церковь 2,55 2,35
Американская лютеранская церковь Синод Миссури 2,8 2, 65

В то время как в традиционных деноминациях сокращалось число последователей, организации сектантского типа росли, не испытывая никаких трудностей (табл. 7).1058

Проанализировав причины роста групп сектантского типа по таким измерениям, как «цели», «контроль» и «коммуникации», Д. Келли составил социологическую модель группы, обладающей «социальной силой», которая выглядит следующим образом.1059

Таблица 6

Количество миссионеров традиционных американских протестантских деноминаций за границей (млн чел.)


Конфессии Годы
1958 г. 1971 г.
Американская баптистская конвенция 407 290
Объединенная пресвитерианская церковь в США 1293 810
Пресвитерианская церковь в США 504 391
Объединенная методистская церковь 1453 1175
Епископальная Церковь 359 138
Объединенная церковь Христа3 496 359
Всего 4548 3160

Таблица 7

Количество последователей (млн чел.) американских организаций сектантского типа


Секты и культы Годы
1972 г. 1984 г.
Адвентисты седьмого дня 0,3 (1958 г.) 0,660
Южная баптистская конвенция 9,3 14,3
Ассамблеи Бога (пятидесятники традиционные) 1,6 2
Мормоны 1,6 (1961 г.) 3,6 (1985 г.)
Свидетели Иеговы 0,24 (1959 г.) 0,697

Таким образом, рост консервативных групп идет за счет таких их качеств, как: жертвенность (преданность), дисциплина и миссионерская направленность, и это несмотря на их странные для американцев обряды и нормы, а именно: запрет на употребление свинины, воздержание от употребления продуктов, содержащих алко- и нарковещества (чай, кофе, напитки и т. п.) – у адвентистов седьмого дня, и отказ от переливания крови – у иеговистов.

Согласно исследованию Д. Келли, получается, что чем в большей степени консервативна теология, тем сильнее убеждения и дисциплина ее членов, тем больше она предъявляет требований своим членам, и в результате тем успешней она развивается.

Д. Келли также установил, что в рамках одного и того же протестантского течения: пресвитерианства, методизма, реформаторства и баптизма (сектантский тип организации) более успешно развивается его консервативная часть.1060 Более того, оказалось, сто сектанты- консерваторы в Америке в большей степени являются убежденными верующими, чем либералы. К таким выводам пришли американс кие социологи Чарльз Глок и Родни Старк, исследовав организации церковного (либерального) и сектантского (консервативного) типа, (конгрегационалистов и консервативных баптистов американской Южной баптистской конвенции).1061

Таблица 8

Идеальная модель религиозной организации, обладающей «социальной силой»


Социальные измерения Цели Контроль Коммуникации
Черты, определяющие очевидность «социальной силы» 1. Преданность: – желание пожертвовать статусом,профессией, безопастностью, самой жезнью во имя веры – полная готовность к выполнению любого требования группы – групповая солидарность – тотальная индентификация индивидуальных целей 2. Дисциплина – желание беспрекос- ловно подчиняться командам харизма- тического руковод- ства; – желание скорее страдать от санкций за наруше- ние правил секты, нежели уйти из нее. 3. Миссионерская направленность: – стремление расска- зать «добрые новос- ти» о чьем либо опыте спасения дру- гим;– никакие репре- ссии и преследова- ния не могут заста- вить из молчать (Деян 5:26–42); – внутреннее общение стилизовано и крайне символично: загадочный язык;– привлекательность.
Черты строгости в «сильных группах» 4. Абсолютизм: – вера, что «мы обладаем истиной, а все осталь- ные ошибаются»; – закрытая система цен- ностей,которые объяс- няют все; – некритичная и невдумчивая привя- заность к единственно- му набору цен ностей. 5. Подтверждение – нетерпимость по отношению к от – клонениям и разно- гласиям; – избежа- ние отверг- нутых;– разделение клейма принадлеж- ности (напр., особый тип поведе- ния, особое одеяние и т.д.); – практика группо- вого покая ния или исповеди; – сепара – тизм. 6. Фанатизм (исте- чение информации больше ее притока). Работает либо одна либо другая модель: 1. «Наводнение» – «все говорят – не слушай»; 2. Изоляция – «дер- жите себя незапят- нанными миром», – уединенность, жизнь в коммуне или в монастыре.

Таблица 9

Социальная модель религиозной организации, не обладающей «социальной силой»


Социальные измерения Цели Контроль Коммуникации
Черты, определяющие очевидность «социальной силы» 7. Релятивизм: – мнение о том, что никто не обладает монополией на истину, что всякое знание относительно; – привязанность к различным системам ценностей, способность получать духовное удовлетворение различными способами, не только религиозными; – критическое мировоззрение 8. Плюрализм: – уважение индивидуальных особенностей (каждому следует делать свое дело); – никаких, еретических процессов, никаких отлучений, никаких унизительных групповых исповедей и покаяний; – руководство институционализированное, а не харизматическое. 9. Диалог: – обмен различными мне- ниями и исследова- ние расходящихся точек зрения; – скорее уважение, нежели осуждение, пребывающих вне общины; – приток информации больше истечения.
Черты строгости в «сильных группах» 10. Теплота в отношениях между людьми: – «если ты обладаешь некоторой истиной, и я обладаю некоторой истиной, то почему кто-то из нас должен умереть во имя своей «порции"»; – нежелание жертвовать во имя какой- либо одной системы ценностей; – нерешительность даже тогда, когда важные ценности поставлены на карту. 11. Индивидуализм: – нежелание беспрекословно подчиняться кому-либо; – индивидуальность ценится выше доказательств своей преданности; – предпочтение уйти из группы, нежели подвергать себя неудобствам из-за ее требований. 12. Сдержанность: – нежелание раскрывать личные верования или навязывать их другим; – вытекающий отсюда упадок миссионерского представительства; – никакого эффективного разделения убеждений или духовных понятий членами группы.

Таблица 10

Результаты опроса представителей церковного и сектантского типа религиозных организаций об отношении к основополагающим принципам христианства


Основополагающие принципы христианства Конгрегацио- налисты Южные баптисты
У меня нет никаких сомнений в том, что Бог действительно существует. 41 99
Я не сомневаюсь, что Иисус Христос действительно Сын Бога (т. е. имеет Божественную природу). 40 99
Иисус был рожден Девой. (Приведено количество опрошенных, ответивших «совершенно верно».) 21 99
Чудеса, описанные в Библии, происходили на самом деле. 28 92
Существует жизнь после смерти. (Приведено количество опрошенных, ответивших «совершенно верно».) 36 97
Сатана действительно существует. 6 92

Комментируя полученные результаты, Р. Старк уподобляет «членов либеральных протестантских деноминаций зрителям в театре, чужими по отношению друг к другу. Они не знают общей цели и поступают так, как будто у них нет веры, ради которой стоит жить и за которую стоит умереть. Сектантские религиозные организации более дружелюбны в отношениях между собой, теснее связаны социально, объединены широкими узами личной дружбы, разделяют сильную общую веру, за которую они могут бороться».1062

На основании исследований, проведенных в 1970-е гг., Д. Келли пришел к выводу, что консерваторы растут в основном за счет перехода к ним либералов, а не за счет обращения неверующих.1063 Его мнение пытались опровергнуть на протяжении многих лет, но исследования, проведенные в конце 1990-х гг., подтвердили его правоту. Изменилась лишь частично религиозная география присоединяющихся к консервативным группам: если в 1970-е гг. к ним приходили из протестантских общин, то в 1990-е гг. к ним присоединялись еще из либеральных католических общин.1064 Таким образом, консервативные организации более привлекательны и оттого социально более сильны, чем либеральные общины с модернисткой теологией и их образом жизни.

3. Динамика и тенденции развития сект в России.

Источниками информации о деятельности сект в России являются официальные данные о регистрации Минюстом религиозных организаций, исследования светских ученых и данные православных миссионеров. В отличие от западных стран, где процесс появления и развития новых сект изучался и документировался, в России ситуация выглядела по-иному. На состоянии российской науки в целом и социологии в том числе сказался экономический кризис, который привел к сокращению ее финансирования и научных исследований...

Однако к данным Минюста надо подходить с учетом того, что, согласно закону о «Свободе совести» 1990 г., регистрировались уставы организаций без какой-либо серьезной экспертизы. Подать заявку на регистрацию можно было, собрав не менее десяти подписей под соответствующими документами. При таком способе регистрации сложно отделить количество организаций от количества общин, ее представляющих. Кроме того, нельзя исключить случаи, когда были уставы, но не было общин, и, наконец, часть сект регистрировалась как общественные организации. Но даже этого реестра религиозных организаций Минюст не публиковал до 1997 г., до появления нового закона «О свободе вероисповеданий».

Закон «О свободе вероисповеданий» 1997 г. проводит различие между централизованными организациями и общинами, входящими в состав этих организаций, что открывает возможность для более точного подсчета и организаций, и общин.

Исследования динамики сект светских ученых являются неполными, поскольку их внимание с начала 1990-х привлекали главным образом исследования религиозности в целом по стране, а деятельность сект была на периферии их интересов. После семидесятилетия господства безбожной власти в 1988 г. произошел перелом в церковно-государственных отношениях: М. С. Горбачев встретился с патриархом Пименом и членами Синода, говорил о том, что у нас одно Отечество, одна история. Затем было проведено празднование тысячелетия крещения Руси. Как бы ни оценивали эти события, но для многих они были знаковыми и положили начало перемены взглядов районного и областного административно-партийного руководства на религию.

Вначале исподволь, но с каждым месяцем все более открыто проявлялся интерес к религии, стремительно увеличивалось число крестившихся в Православной Церкви, стали открываться храмы, воскресные школы, проводиться факультативные занятия в школах, священнослужители все чаще стали выступать по телевидению и т.д. Начался процесс вхождения религии в общественную жизнь со всеми вытекающими последствиями...

В условиях перехода от безбожия к вере, с одной стороны, и падения жизненного уровня людей, с другой, социологи в первую очередь обратили внимание на процесс роста религиозности, стали делать ее замеры, пытаясь выяснить, насколько глубоко обращение бывших неверующих людей и какой социальной силой они обладают, тем более что они представляли собою значительную часть электората, в очень непростой и нестабильной политической ситуации 1990-х гг. На фоне резкого экономического спада и обнищания народа в 1991–1994 гг. заявления молодых реформаторов, неподкрепленные делами, лишили их поддержки народа, подверглась критике идеология, которую они олицетворяли. В обществе стало расти недовольство и понимание того, что необходимо искать или альтернативу этой идеологии, или ее реформировать, а Православная Церковь призывала к обращению людей к вере своих предков, к необходимости обустройства общества и даже государства на новых морально этических нормах.

В такой политической перспективе малочисленные секты имели немного шансов стать предметом изучения в сравнении с Русской Православной Церковью, выражавшей интересы миллионов людей.

В 1990-х гг. многие исследователи уровня религиозности приходили к выводам о том, что ее уровень не высок, а религиозные искания весьма разнообразны: от христианства до откровенного оккультизма.1065

На этом основании некоторые светские ученые называли сверх- оптимистичными оценки руководства РПЦ, в действиях которого увидели желание занять пустующую идеологическую нишу. Однако это мнение разделялось не всеми учеными, и они указывали своим коллегам на их методологические ошибки при проведении исследований, за которыми прослеживается «неодолимое желание любыми способами преуменьшить число православных в стране, выставить их в наиболее неприглядном свете... За всем этим хорошо вырисовываются идеологические и политические тенденции».1066

Лишь недавно, в 2006 г., было заявлено, что в России проведены обстоятельные социологические исследования, показавшие высокий уровень религиозности населения. Социологи признали, что пора

сказать правду и перестать замалчивать ту роль, которую играет религия в жизни общества. Главный итог своей работы социологи увидели в том, что им удалось разрушить «некоторые мифы», в частности, миф о том, что российское общество в целом «равнодушно к вопросам веры, а устойчивый образ верующего – старуха в платочке».1067

Замеры динамики религиозности по конфессиям показали, что она приводит к количественному росту главным образом только традиционных религий, в первую очередь православной. Ниже приводится динамика роста религиозности по религиозным направлениям.1068

Таблица 11

Динамика религиозности и неверия с 1993 по 2000 гг.


Религии, религиозные направления и атеизм Годы
1993 N=1064 1995 N=1430 1996 N=1612 1997 N=1601 1998 N=1621 2000 N=1312
Неверующие 34 32 33 30 24 27
Православные 46 46 48 51 55 49
Мусульмане 7 7 7 7 7 9
Принадлежат к другим конфессиям 2 2 1 1 1 2
Верят в существование сверхъестественных сил, но ни к одной из конфессий не принадлежат 11 13 11 11 13 13

Если разделить верующих по конфессиям, то в 1997 г. из каждых 100 граждан России 30 были неверующими, 51 – православными, 7 – последователями ислама, 11 – верили «по-своему» и не считали себя последователями какой-либо конфессии и только 1 – являлся последователем «других конфессий», тогда как в 1993 г. на пике

сектантской деятельности к этой категории относило себя 2% опрошенных. Однако надо учесть, что в эти 2% в 1993 г. и 1% в 1997 г. вошли католики, традиционные протестантские конфессии, буддисты и иудеи. Если учесть, что в 1997 г. католики утверждали, что в России у них около 300 тыс. чел., то количество «принадлежащих другим конфессиям» в том числе буддистов и иудеев, составит около 1 млн чел., что меньше 1% населения страны.

Вопрос о количестве сектантов в России всегда вызывал широкую дискуссию, в ходе которой участники к единому мнению не пришли. В одних публикациях со ссылкой на статистику Комитета по спасению молодежи отмечалось, что в секты, по состоянию на 1996 г., вовлечено в возрасте до 18 лет – 500 тыс. чел., а от 18 до 15–1 млн чел. Справочник Миссионерского отдела РПЦ в 1997 г. доводит эту численность до 3–5 млн чел, включая взрослых, но при этом отмечается, что количество последователей деструктивных сект от 500 до 900 тыс. чел. Большой разброс количества сектантов, почти в два раза, не способствовал доверию к этой статистике.

Таблица 12

Религиозные организации в России (1997–2002 гг.)


Религиозные организации Кол-во верующих Общины Учеб ные заведе ния Газеты, журна лы Радио стан ции
Российский Союз евангельских христиан баптистов5 85 тыс.чел. 1400 6 10
Совет Церквей евангельских христиан баптистов6 54 тыс.чел., по иным источникам 10 тыс.чел. 1714, по иным источникам 400 2
Объединение баптистских церквей7 700–1000 чел.
Ассоциация церквей евангельских христиан8 7600 чел.* 76
Российская ассоциация независимых церквей евангельских христиан баптистов9 4000 чел.* 40
Союз церквей евангельских христиан (прохановцы)10 6000 чел.* 40–60
Евангельский христианский миссионерский союз11 50 1
Евангелическая русская (российская ветвь) церковь12 400 чел. 1, Теос
Дарбисты13 8
Пятидесятники и харизматы
Союз христиан веры евангельской пятидесятников (СХВЕП)14 100 тыс. чел. 1300 7 3
Российский Союз христиан веры евангельской пятидесятников РОСХВЕП (входит как структуру СХВЕП15) 200 тыс. чел.** 1200
Союз евангельских христиан в духе апостолов (СЕХДА)16 10 тыс. чел. 70, из них 40 зарегистрировано 3 1 Программы на ТВ

Данные светских ученых о количестве сектантов также не отличались единообразием. Так, в справочнике о НРД и культах,1069 изданном Российской академией госслужбы в 1997 г., указывается, что в России зарегистрировано более 350 организаций. По данным других исследователей, их количество не превышало сотни,1070 и на протяжении всех 1990-х гг. у «новых» НРД было ежегодно не более 40 тыс. активных членов-последователей (тех, кто регулярно участвовал в религиозной жизни и жертвовал деньги), а если добавить к ним членов «старых» НРД и харизматов, то общее количество последователей, возможно, достигнет 300 тыс. чел.; это не превышает 0,2% населения России и опровергает, по их мнению, предположение о превращении России в заповедник нетрадиционных религиозных организаций.1071

В подтверждение этих выводов приводится статистика по конкретным НРД. Так, Международное общество сознания Кришны никогда не имело больше 1,5 тыс. «преданных», живущих в ашрамах, кроме того, у него было около 1,5–2 тыс. членов «общины». «Церковь объединения» имела около 1 тыс. последователей в 1996 г.; «Богородичный центр» – около 3,5 тыс. в 1997 г.; у Виссариона было около 2 тыс. последователей в сибирской общине; секта «Дети бога» («Семья») насчитывала около 100 членов в 1997 г.1072 Отсюда делался вывод о том, что «большинство российских НРД имеет от нескольких десятков до нескольких сотен членов; только нескольким удалось привлечь более тысячи».1073

Попытку составить обзор НРД предприняла группа российских и английских ученых под руководством Кестонского института (Англия) на основании исследований в 1997–2002 гг. Их статистика выглядит следующим образом.

Таблица 12 (продолжение)


Религиозные организации Кол-во верующих Общины Учеб ные заведе ния Газеты, журна лы Радио стан ции
Межконфессиональное движение «В послании»17 Неск-ко десятков общин по 50 чел.
Ассоциация церквей «Виноградник» 1 тыс.чел.
Объединенная церковь христиан веры евангельской-пятидесятни- ков (ОЦХВЕ) (федотовцы)18 4 000* чел. 400 6 2
Ассоциация христианских церквей «Союз христиан» (АХЦ)19 3 000* чел. 300 3 1 ТВ канал
Новое поколение20 15 тыс.чел. 2
Церковь «Прославления»21 1,5 тыс.чел. 20 1 1
Ассоциация церквей веры евангельской «Харизма»22 6 000* чел. 62 3
Миссия христиан веры евангельской «Благодать»23 2 000* чел. 200 3 3
Ассоциация ХВЕ «Церкви веры», ядро – «Слово жизни»24 15 тыс.чел. 175 1 1
Российская ассамблея Бога («Церковь «Эммануил"»)25 2,5 тыс.чел. 24 1
Ассоциация ХВЕ «Калвари»26 5 тыс.чел. 100
Ассоциация ХВЕ «Царство Божие»27 1 тыс.чел. 10


Другие организации
Адвентисты седьмого дня (по состоянию на 2001 г.)28 55911 чел. 646 4 Радио, ТВ
«Новоапостольская церковь»29 50 тыс.чел., по иным 1
Квакеры 20 чел.
«Христианская наука»30 Несколько сот чел. 1
«Свидетели Иеговы»31 3
Мормоны32 4000 чел. 33 1 2
«Церковь Христа» («Бостонское движение»)33 12600 чел. в 1996 г. Более 30 1
«Этика поведения»34 Несколько десятков в клубе 100 клубов
Секта Муна35 5000 в 1998 г 2000 в 2003 г. 50 в 1998 г.; 17 в 2003 г. 1 2
«Церковь сайентологии»36 Несколько десятков тысяч 120 4 1
Движение Порфирия Иванова37 Несколько сот активных и ок. 10 тыс.чел. последователей 2
«Церковь последнего завета» (виссарионовцы)38 5–7 тыс.чел. 16 2
«Великое белое братство»39 В 2001–2004–2 тыс. чел.; в 1993 г.– 5000 1
«Радастея» («Международная общественная организация Радастея»)40 2–3 тыс.чел.
«Анастасия» (движение «Звенящие кедры России»)41 Несколько сот тыс. чел.; сами анаста- сийцы – 7 млн.чел. 1
«Семья» («Дети бога»)42 200 чел. 1
Новый Акрополь43 2,5 тыс.чел. 7 1 Альта- ир-ТВ
«Фалуньгун» (Школа физического и духовного самосовершенствования)44 Несколько тысяч 10 центров 1
«Тропа Троянова»45 До 1 тыс.
Всемирное «Белое братство» О. М. Айванхова46 чел. Нет данных 7 1
«Общество сознания Кришны»47 70–100 тыс.чел. по данным ОСК, по В 2001 г. – 106, реально – более 150 3 4 радио
иным источникам 12 тыс.чел.
«Ананда Марга» («Путь блаженства»)48 10 групп
«Брахма Кумарис» Всемирный духовный университет49 Нес-ко тыс. 13 центров
Культ Сатья Саи Баба50 Не более 5 тыс.чел.
Центр Шри Чинмоя51 Ок. 1 тыс.чел. Не менее 14 центров
«Трансцендентальная медитация»52 Неск-ко тыс. чел., инициированых 1,5 тыс. чел. Более 10 центров
«Сахаджа -йога»53 1 тыс. активн. последов. Неск-ко десятков тыс. чел. Не менее 14 центров
Движение последователей Ошо Раджниша54 Ок. 2 тыс.чел.; прошедших через курсы ок. 10 тыс. чел. Изда тель- ство
Бахаи55 3,5 тыс. чел. 400 3
Славянское язычество56 Ок. 100 общин, центров, клубов

Примечания

Цифры, помеченные *, получены путем умножения количества общин на среднестатистическое число членов общин, оно колеблется от 50 до 200 чел.; при расчетах было взято 100 чел.

Цифра, помеченная **, дана по статистике, приведенной РОСХВЕП, хотя Союз пятидесятников, в который она входит, приводит цифру в два раза меньше – 100 тыс. чел.

Итак, согласно данной статистике, около 45 сект, представляющих ок. 5800 общин, за исключением «Анастасии» и «Фалуньгунь», охватывают до 700 тыс. чел. Они имеют 47 учебных заведений, издают 45 газет и журналов, не считая бюллетеней, имеют не менее 2 радиоцентров и 6 телестудий. Если учесть последователей «Анастасии» – от десятков до нескольких сот тысяч, и «Фалуньгунь» – несколько тысяч, то количество сект составит 49, а количество сектантов превзойдет 1 млн чел.

Для сравнения: РПЦ, по состоянию на 2006 г., имела 12 513 общин, 50 учебных заведений и 540 периодических изданий (по состоянию на 2004 г.1074

По данным социологического опроса, проведенного в конце 2006 г., назвали себя православными 62%, мусульманами около 8%, атеистами 15%; верили в Бога, но не относили себя к какому-либо исповеданию – 14%, и только 1,2% в соцопросе проходят по графе «другое». К ним относятся все остальные христианские конфессии, иудаизм, буддизм и прочее,1075 в количественном выражении они составляют около 1,7 млн чел. Если вычесть из них католиков ок. 300 тыс. чел., то на остальных придется около 1,2 млн чел.

Наиболее полной информацией, по которой можно судить о динамике роста религиозных организаций владеет, пожалуй, Минюст РФ. Ниже приводится выборка из статистики Минюста о зарегистрированных религиозных организациях.

Таблица 13

Выборка из реестра зарегистрированных организаций в Минюсте РФ.


Религиозные организации Годы
1992 1993 1994 1995 199657 199758 199859 200160 200461 200562
Всего, в том числе: 4846 7788 9824 11532 13073 14688 16017 20215 21664 22513
1. Русская Православная Церковь 2880 4566 5559 6414 8002 8002 8653 10912 11525 12214
2. Российская православная автономная церковь 65 41 43
4. Истинно – православная церковь 6 11 18 24 26 54 92 65 24 42
5. Российская православная свободная Церковь 32 57 69 75 98 118 131 29 16 10
Российская православная кафолическая церковь 2 4
14 Евангельские христиане- баптисты 264 432 550 622 677 717 750 975 979 965
Совет церквей ЕХБ 6 11 16 19 32 35 39
15 Евангельские христиане 26 37 190 248 355 397 612 698 740
16 Евангельские христиане в духе апостолов 4 12 21 22 22 24 54 26 28
Христиане веры евангельской – пятидесятники 30 114 192 256 351 445 524 1323 1467 1486
18 Церковь полного Евангелия 15 43 67 62 38 40
Харизматические церкви 144 146
Евангелические церкви 1 11 15 23 23 25
19 Евангельские христиане-трезвенники 1 1 1 1 1 1 1 6 5
Евангельские христиане-трезвенники (чуриковцы) 1 2 4 4 4 4 4 3
20 Адвентисты седьмого дня 72 114 156 182 222 271 323 563 646 652
22 Новоапостольская церковь 6 24 41 61 64 67 86 81 80
27 Свидетели Иеговы 1 44 72 105 129 144 206 330 386 408
28 Меннониты 1 1 1 1 2 9 9 10
29 Армия спасения 1 1 2 4 4 4 1 7 32 10
30 Церковь Иисуса Христа святых последних дней (мормоны) 1 1 4 7 9 11 4 33 50 53
31 Церковь объединения (Муна) 1 1 5 7 10 10 17 9 9
32 Церковь Божьей матери «Державная» 3 3 4 4 9 28 27 27
33 Молокане 3 3 12 15 15 16 16 19 28 27
34 Духоборцы 2 2 1 1
35 «Церковь последнего завета» 8 15 11 7


36 Церковь Христа 19 26 19
Квакеры 1
37 Христиане иудейству- ющие 2 5 2
38 Неденоминированные христианские церкви 37 86 132 143 213 232 259 156 24 12
39 Сайентологическая церковь 1 1 2 1
41 Сознание Кришны (вайшнавы) 23 58 87 103 112 113 120 106 80 78
Христианская наука 1 2 2 2 2 2
42 Вера Бахай 5 8 13 18 20 21 21 19 20 19
50 Духовное единство (толстовцы) 1 1 1 1 1 2 2 2 1 1
51 Живая этика (рери- ховцы) 1 1 1 1 2 1 1
52 Языческие верования 10 10 41 11 8
53 Иные вероисповедания 2 3 4 5 5 6 6 7 216 155

Согласно этой статистике, за период с 1992 г. по 2006 г. рост наиболее распространенных в России сект составил: у баптистов в 3,6 раза, иеговистов в 9,3 раза, пятидесятников (с 1993 г.) в 10 раз, адвентистов седьмого дня в 8,8 раз. У некоторых сект, например кришнаитов, с 1999 г. наметилась тенденция к спаду их деятельности в 1,44 раза.

Основываясь на показателях религиозности населения в начале 1990-х гг., некоторые светские социологи пытались представить деятельность иностранных миссионеров как проповедь христианства неверующему населению России (в 1993 г. 57% неверующих), а не как прозелитизм. Но с таким мнением согласиться весьма трудно потому, что, во-первых, у социологов нет единого мнения о том, кого считать верующим. Некоторые социологи, изучающие степень религиозности в России, совершают методологическую ошибку, принимая за признак религиозности то, что православные считают церковностью: посещения храма, причащение и т. п. Но это не одно и то же: верить в Бога, даже верить в Святую Троицу и во Христа, держать дома иконы и быть воцерковленным человеком.

Во-вторых, принимая данные исследований религиозности в России на начало перестройки за 5–10%, надо помнить, что тогда учитывался общий по стране уровень, а по отдельным регионам он был более высоким.

В-третьих, религиозность может быть неатрибутируемой, когда человек глубоко укоренен в культуру, созданную религиозной православной традицией: в литературу, искусство, музыку, живопись и т. п. Проповедовать религиозному по культуре человеку – не совсем то же, что общаться с атеистом или язычником.

В-четвертых, если учесть, что в Россию приехали миссионеры, представлявшие главным образом растущие на Западе консервативные конфессии, то, как показывают западные исследования, они изначально ориентированы на прозелитизм, обеспечивающий им основной приток новых членов.

Когда с начала 1990-х гг. в Россию массово хлынули западные проповедники, миллионы людей уже были крещены, но не воцерков- лены, так как интерес к Церкви и массовые крещения начались после 1988 г., хотя и до этого социологические исследования фиксировали рост крещений, включая детские, в России. Так, с 1966 г. по 1981 г. ежегодная численность школьников, принявших крещение в христианских конфессиях, увеличилась примерно в 4 раза, а взрослых в 2 раза, это притом, что статистика Совета по делам религий отражала лишь часть реально совершаемых обрядов.1076

Таблица 14

Статистика совершаемых обрядов в христианских конфессиях РСФСР (тыс.чел.)


Обряды Годы
1966 1971 1976 1981
Крещение
Всего: 1017,2 9651,9 8084,8 8306,1
в том числе:
детей, школьников 10,3 29,3 25,7 40,3
совершеннолетних 21,7 26,8 45,1
Венчание 60,5 79,4 75,1 106,3
Отпевание 848,8 990,6 1096,2 1125,1

В последующие «перестроечные» годы эта статистика могла только возрастать. Из всего сказанного следует, что зарубежные миссионеры, проповедующие христианство, приехали в Россию, страну с многовековыми христианскими традициями, а не в пустыню, где никто не слышал о Христе.

Примечания к таблицам.

1 В 1983 г. она объединилась с Пресвитерианской церковью США.

2 В 1968 г. объединилась с другими методистскими общинами в Объединенную методистскую церковь.

3 Образовалась в США путем объединения части американских конгрегационалистов с евангелическо-реформаторской церковью, ок. 2 млн чел.

4 Пуха Н. В. Типология религиозных групп и организаций в современной американской социологии религии. М., 1999. С. 65

5 Современная религиозная жизнь России. Опыт систематического описания. / Отв. ред. М. Бурдо, С. Б. Филатов. М., 2003. Т. 2. С. 178–179.

6 Там же. С. 193.

7 Там же. С. 198.

8 Там же. С. 204.

9 Там же. С. 211.

10 Там же. С. 216.

11 Там же. С. 222.

12 Там же. С. 230.

13 Там же. С. 239.

14 Там же. С. 278–282.

15 Там же. С. 292.

16 Там же. С. 341.

17 Там же. С. 347.

18 Там же. С. 303–304.

19 Там же. С. 311–312.

20 Там же. С. 324.

21 Там же. С. 354–355.

22 Там же. С. 365–366.

23 Там же. С. 372.

24 Там же. С. 376.

25 Там же. С. 379.

26 Там же. С. 381.

27 Там же. С. 387.

28 Там же. С. 397–399.

29 Там же. С. 413.

30 Там же. С. 438.

31 Там же. С. 448.

32 Там же. С. 459.

33 Там же. С. 472.

34 Там же. С. С. 475.

35 Современная религиозная жизнь России. Опыт систематического описания / Отв. ред. М. Бурдо, С. Б. Филатов. М., 2006. Т. 4. С. 228.

36 Там же. С. 240–243.

37 Там же. С. 257.

38 Там же. С. 265.

39 Там же. С. 282–283.

40 Там же. С. 289.

41 Там же. С. 303.

42 Там же. С. 314.

43 Там же. С. 332.

44 Там же. С. 344.

45 Там же. С. 351.

46 Там же. С. 356.

47 Современная религиозная жизнь России. Опыт систематического описания / Отв. ред. М. Бурдо, С. Б. Филатов. М., 2005. Т. 3. С. 370–372.

48 Там же. С. 379.

49 Там же. С. 398–400.

50 Там же. С. 409.

51 Там же. С. 418–420.

52 Там же. С. 430–431.

53 Там же. С. 438–441.

54 Там же. С. 452–454.

55 Там же. С. 225–226.

56 Современная религиозная жизнь России. Опыт систематического описания / Отв. ред. М. Бурдо, С. Б. Филатов. М., 2006. Т. 4. С. 155–204.

57 Сведения за 1992–1996 гг. приводятся по: Сведения о государственной регистрации уставов религиозных объединений в Российской Федерации (по данным Министерства юстиции Российской Федерации) // Религия и право. М., 1998. №1–2. С.

58 Сведения о государственной регистрации уставов религиозных объединений в Российской Федерации // Религия и право. М., 1997. №1. С. 8–9.

59 Сведения о государственной регистрации уставов религиозных объединений в Российской Федерации (по данным Министерства юстиции Российской Федерации) // Религия и право. М., 1998. №1–2. С. 32–33.

60 Сведения о религиозных организациях, зарегистрированных в Российской Федерации (по данным Государственного реестра) // Религия и право. М., 2001. №2. С. 6–7.

61 Сведения о религиозных организациях, зарегистрированных в Российской

Федерации в 2004 г., приводятся по: http://www.religare.ru/article9038.htm

62 Сведения о религиозных организациях, зарегистрированных в Российской Федерации в 2005 г., приводятся по: http://www.religare.ru/

* * *

1052

Религии мира. М., 1994. С. 386, 388.

1053

Григорьева Л.И. Религии «Нового века» и современное государство (социально-философский очерк). Красноярск, 2002. С. 23.

1054

Пучков П.И, Казьмина О.Е. Религии современного мира. М., 1998. С. 180–181.

1055

Все примечания к таблицам вынесены в конец книги.

1056

Пуха Н. В. Типология религиозных групп и организаций в современной американской социологии религии. М., 1999. С. 59–60.

1057

Там же. С. 60–61.

1058

Там же. С. 62.

1059

Там же. С. 64.

1060

Пуха Н. В. Типология религиозных групп и организаций в современной американской социологии религии. М., 1999. С. 66.

1061

Пуха Н. В. Типология религиозных групп и организаций в современной американской социологии религии. М., 1999. С. 68.

1062

Там же. С. 69.

1063

Там же. С. 73.

1064

Там же. С. 79, 81.

1065

Доктур Т. Новые религиозные движения в посткоммунистической Европе // Диа-Логос. Религия и общество. М., 1997. С. 340.

1066

Чеснокова В. Ф. Тесным путем: процесс воцерковления населения России в конце XX века. М., 2005. С. 11.

1067

Новые масштабные исследования о роли религии в современном российском обществе представлены московскими социологами на интернет-портале «Религия и СМИ» 09 ноября 2006 г. http://www.religare.ru/article34614.htm.

1068

Эту статистику приводит аналитический Центр социологии межнациональных и региональных отношений (ИСПИ) РАН. См.: Локосов В. Динамика уровня религиозности населения. http:// www.rptb.ru/test2/JURNAL/jurnal108.html.

1069

Новые религиозные культы, движения и организации в России // Словарь-справочник. М., 1997. С. 45.

1070

ШтеринМ. Новые религиозные движения в России в 1990-х годах // Старые церкви, новые верующие. СПб., 2000. С. 174, сноска 18, 20.

1071

Штерин М Новые религиозные движения в России в 1990-х годах // Старые церкви, новые верующие. СПб., 2000. С. 160; Филатов С.Б. Религия в постсоветской России // Религия и общество. М., 2002. С. 476.

1072

ШтеринМ. Новые религиозные движения в России в 1990-х годах // Старые церкви, новые верующие. СПб., 2000. С. 161.

1073

Там же стр 161

1074

Из доклада Святейшего Патриарха на Архиерейском Соборе РПЦ в 2004 г.

1075

Новые масштабные исследования о роли религии в современном российском обществе представлены московскими социологами на интернет-портале «Религия и СМИ» 09 ноября 2006 г. http://www.religare.ru/article34614.htm.

1076

Локосов В. Динамика уровня религиозности населения. http://www.rptb.ru/test2/JURNAL/ jurnal108.html.


Источник: Введение в сектоведение / Роман Михайлович Конь. - Нижний Новгород : Нижегородская духовная семинария, 2008. - 495 с.

Комментарии для сайта Cackle