преподобный Роман Сладкопевец

Кондак «Девы мудрыя и юродивыя»

На притчу о десяти девах

Содержание

Первый пролог Второй пролог К песни „Девы мудрыя и юродивыя“

 

Первый пролог

О, возлюбим, братие,

Жениха Христа!

Приготовим для Него

Свои светочи!

Будем добродетелью

С правой верою сиять,1

Чтоб. как девы мудрыя,

Мы готовыя вошли

Вместе с Ним на брак Его...

Милосердый всем

Дарует. как Бог.

Чуждый тления венец...2

Второй пролог.

Женише спасения!

Упование Тебя

Воспевающих. Христе!

Даруй нам. молящимся

Безпорочно, обрести,

Когда брак наступит Твой,

Так, как девы обрели,

Чуждый тления венец...

1.

Стала ведомою мне

Из Евангелий святых

Притча Спаса «Десять дев»...3

Ужас охватил меня:

Стал я размышлять о том.

Почему из десяти

Дев, соблюдших чистоту,

Пять трудились попусту,4

Между тем другия пять,

Человеколюбия

Светочи имевшия,

Женихом приглашены

И в великой радости

Вводятся в чертог, когда

Он отверзет небеса

И присудит праведным

Чуждый тления венец...

2.

Вникнем в благодатный смысл

Притчи сей... В чертог Христов

Указует путь она

И для всех воистинну

Служит назиданием

И полезна, как и все

Божие Писание...

Преклонясь к Спасителю,

Дерзновенно воззовем:

«Милосердый Царь царей!

Руководствуй нас в Твоих

Заповедях праведных,

Чтобы стал нам ведомым

Путь к Твоему царствию...

Мы путем сим шествовать

Все желаем, чтоб иметь

Чуждый тления венец»....

3.

Веруя в сии слова,

Возвещенныя Христом,5

Многие стараются,

Чтобы удостоиться

Царствия небеснаго,

Девство в чистоте хранить,

В строгости блюдут посты

Исправляющие жизнь

И молитве прилежат,

Веру правую храня...

Но как им недостает

Человеколюбия,

То труды напрасны их,

Ибо ни один из нас

Без любви и милости6

Не получит никогда

Чуждый тления венец...

4.

Если кто, устроив все,

Нужное для плаванья,

Не поставит паруса,

То не поплывет вперед.

И корабль для плаванья

Безполезным явится,

Не внимая кормчему,

Равно действию руля...

Так и поспешившие

К царствию небесному,

Хоть и совершенными

Будут в добродетелях.

Милости же далеки,

Не достигнут пристаней

Царствия небеснаго

И не будет воздан им

Чуждый тления венец...

5.

Милосердый Судия,

Милосердие признав

Высшей добродетелью,7

К вразумлению людей

Притчу произнес сию...

Пять дев, мудры будучи,

Принесли с собой елей,

Пять же дев юродивых

Без елея пребыли...

Слова притчи таковой

Передал Матфей... Опять

Всю ее передавать

Ведущим Писание

Неуместным кажется...

Смысл изыщем лишь ея,

Чтоб и мы приобрели

Чуждый тления венец...

6.

Поучительна сия

Притча, пролагая путь

Человеколюбию

И смиренномудрию,

Всех царей и всех владык

Состраданию уча...

Как создавший светлый дом.

Если крышею его

Не снабдит. то суетен

Труд его останется;8

Так кто милосердие

Добродетелям своим

Крышею не сделает

И не увенчает им.

Только труд погубит свой,

Ибо не приобретет

Чуждый тления венец...

7.

Уяснится для нас смысл

Изречения сего,9

Если к Богу возведем

Очи нашего ума

И представим славное

Мира воскресение,

Когда явится, как Царь,

Иисус, Спаситель наш.

Наш и ныне Властелин.

Вождь Верховный и Господь...10

Только по неведенью

Борются иные с Ним.

Страшный истребит огнь всех,

И никто противостать

Не возможет. когда Он

Будет людям присуждать

Чуждый тления венец...

8.

Ибо всем нам ведомо,11

Что нежданная труба,

Ангелом звучимая,

Всех возбудит мертвецов.

Ждущих Сына Божия,

Жениха Прекраснаго,

Бога Безначальнаго...

При внезапном звуке все

Двигнутся сретать Его,

Приготовив светочи

И елей имея в них.

И совнидут с Женихом

В царствие небесное,

Как его наследники,12

Ибо вера и дела13

Им дадут заслуженно

Чуждый тления венец...

9.

Превосходнее других

Добродетелей любовь

Милосердствующая

И у Бога выше всех

Добродетелей стоит...

Пройдя воздух шествует

Выше солнца и луны,

Входит безпрепятственно

И в дверь неба чуднаго;

Но, не оставаясь здесь,

Проникает к ангелам

И к архангелам святым

И престолу Божию

Неотступно предстоит

И испрашивает всем

От Создателя миров

Чуждый тления венец...

10.

Взглянем на пять мудрых дев...

Поднялись оне от сна,

Как предбрачной комнаты,14

Не как в гробе бывшия...15

В их сосудах был елей

И они душ светочи

Тотчас же украсили...

Вместе с ними поднялись

Так же и других пять дев:

Вид уныл у сих; лице

Было склонено к земле;16

Их погасли светочи

И елея нет у них.

Чтобы светочи зажечь;

Ищут взять елей они

У дев мудрых, коим дан

Чуждый тления венец...

11.

Девы мудрыя в ответ

Говорят юродивым.

«Что́ имеем в мире мы

Будет всем достаточно...

Но не смелы мы: восход

Наш неверен в царствие...

Ибо днесь17 сонм праведных

Не уверен в будущем.

Грозной опасается

Неизвестности суда

До тех самых пор, когда

Прояснится жребий всем

И когда освободит

Их от рабства всякаго;18

Всех Создатель и Господь

Дарует по милости

Чуждый тления венец...»

12.

«Поищите продавцов» –

Продолжают мудрыя –

«Если еще можете

Ныне приобресть елей»...

Те же, в заблуждении,

Как всегда немудрыя,

Поспешают покупать,

Когда замкнуто для всех

Время действования,

Совершившее свой путь...

Но явилось без плода

Шествие юродивых.

И в смущении они...

Ибо невозможнаго

Ищут. как немудрыя:

Как же было им найти

Чуждый тления венец...

13.

Убедившись наконец

В суетности шествия,19

Возвратились пять назад

И нашли чертог Христа

Заключенным... Стали все

Со слезами горькими

И со скорбью восклицать:

«Царь Безсмертный! Твоего

Человеколюбия

Дверь отверзи также нам.

В девстве пребывающим!..»

И в ответ тогда им Царь:

«Не отверзется Мое

Царство: Я не знаю вас...

Уходите от Меня:

Не для вас воистинну

Чуждый тления венец»...

14.

Только лишь услышали

Пять слова Христа Царя.

Проглаголавшаго им.

«Кто вы? Я не знаю вас.»

То с великим трепетом

И с слезами говорят.

«Справедливый Судия!

Мы хранили девственность,

Чтили воздержание

И с великим тщанием

Истощали плоть постом,

Пребывали в нищете.

Победили пагубный

Пламень сладострастия,

Жили в непорочности,

Чтобы получить за то

Чуждый тления венец...»

15.

«Но когда мы возрасли

В жизни добродетельной,

Сохранили девственность,

Подавили огнь страстей,

Склонность к удовольствиям.

После многих подвигов.

В коих небожителей

Жизни подражали мы,

Жить спеша с безплотными,20

Труд наш ни во что вменен...

В многих добродетелях

Мы трудились, но вотще

Наше упование...21

Что́ же девство для Тебя,

Всем Предоставляющий

Изволением Своим

Чуждый тления венец...»

16.

«Преклонись к нашим мольбам,

Судия Всеправедный!

Дверь Твою отверзи нам

И в чертог небесный Твой

Прими девственниц Твоих...

Ах. не отврати Лице

Твое, Господи, от нас...22

Пусть не будем мы чужды

Твоего безсмертия,

Пусть не станем мы стыдом

И позором ангелам...23

О, не допусти стоять

Вне чертога Твоего..·

Ибо нас не более24

В девстве подвизались те,

Коим подал Ты, Благий,

Чуждый тления венец...»

17.

Девам рек в ответ Христос.

«Ныне совершится суд

Праведный и истинный...

Время милости прошло,

Состраданья больше нет...

Дверь благоутробия

Для людей заключена,

Так как покаянию

Нет уж места более...

Прежде Сострадательный

Более не Сострадателен.

Милостивый некогда

Теперь Строгий Судия...

Быв немилостивыми,

Когда жили в мире сем.

Как теперь вы ищете

Чуждый тления венец?..»

18.

«Пред лицем архангелов

И святых днесь Я скажу,

Что от тех Я получил.

Кои в Мой чертог вошли...25

Я в беде был и оне

Голодавшаго Меня

Поспешили накормить,

И опять: Жаждавшаго

Поспешили напоить;

Видя Страннаго, ввели

Под свой кров, как сродника...

В узах был Я, и оне

Были Мне защитою;

Болен был, заботились...

Весь завет Мой26 соблюли,

Почему и обрели

Чуждый тления венец...»

19.

«Ничего такого вы

В мире сем не сделали...

Храня девство, блюдя пост.

Добры были на словах.

Дел же не было у вас...

Презирая странников.

Презирая немощных.

Не простерли руку вы

Помощи и алчущим...

Вами только двигало

Лицемерие одно...27

По недружелюбию

Надмевались вы: когда

Бедные стучались к вам.

Вы не помогали им...

Как же теперь ищете

Чуждый тления венец?..»

20.

«Сострадательность всегда

Далека от вас была:

Ни нагих, ни странников

Не вводили вы под кров.

К тем, кто узам преданы,

Слух не приклоняли свой;

Немощных не знали вы,

Не глядели дворами

Светлыми на бедняков...

Вы жестокосердыми

Пребывали во все дни...

Не благоутробие

У вас было, но был гнев.

Как же, таковое все

Совершивши в жизни, вы

Еще ищете теперь

Чуждый тления венец?..»

21.

«Взорами надмения

Вы окидывали всех.

Безсердечные ко всем

И немилосердые...

Греша сами, были вы

Безпощадны к грешникам.

Даже к сродникам своим...

Как бы не грешившие,

Надмевались, с гордостью

Зря на исправлявшихся:

Как бы за отверженных

Не постящихся признав,

Находя нечистыми

В браке находящихся,

Праведными лишь себя

Мнили вы, не обретя

Чуждый тления венец...»

22.

«Вы храните строгий пост.

Снедей не касаетесь.

Но поносите людей,

Вечно клевеща на них...

Пусть невинность есть у вас.

Но она не чистая:

Речей гнусностью28 ее

Вы скверните каждый день...

Ах. что́ пользы в святости,

Если не свята душа?..

Что́ важнее: есть и пить

И жить жизнь по совести,

Иль поститься и себя

Не блюсти от гнусности?..

Без любви, без милости

Разве можно получить

Чуждый тления венец?..»

23.

«Поста нет, коль он не чужд

Как от помышлений злых.

Так и от жестоких дел...

Воздержанье немощно,

Если совершается

В плоти обезсиленной...29

Пост на основание

Опирается; его

Должно укрепить, как бы

Якорь, в воду брошенный,

Или строющийся дом...

Милосердие его

Озаряет. а любовь

Дает жизнь и полноту...

Ограждаем, как стеной,

Снискивает он чрез них30

Чуждый тления венец...»

24.

«Что вам пользы принесли31

Пост и девство с гордостью?

Кротость вы оставили,

Гневу всегда преданы...

Я же, Кроткий Сам,32 люблю

Кротких и прощаю их...

Не Мои, кто пост блюдут,

Но не сострадательны...

Я предпочитаю тех,

Кто ядят и милуют...

Не угодны девы Мне,

Состраданья чуждыя,

Сострадательных же чту

Я и брачных... Ибо брак

Честен целомудренный,

Почему имеет он

Чуждый тления венец...»

25.

«Грешным Я не меч острю:

Взором кротким Я всегда

Зрю на сотворенных Мной...

Благосклонно принял Я

Плакавшую грешницу

И ей дал прощение...33

Плакавшаго мытаря,

Также Я помиловал.

Усмотревши чистое

Покаяние его...34

Милостив ко всем Я был.

Я Петру простил вину,

Хоть отвергся он Меня:35

Жалко было Мне его,

Слезы проливавшаго,

Потому что он искал

Чуждый тления венец...»

26.

«О вошедших в Мой чертог

Девах вообще скажу:

Они верно соблюли,

Пребывая на земле

Заповеданное Мной...36

Были вдов защитою

И опорою сирот.

Милостивы были к тем,

Кои впали в бедствие,

И не затворяли свою дверь

Беднякам и странникам...

Врачевали немощных,

Коих отметались вы...

Я не знаю вас, чужды

Мне немилостивыя...

Дам Я милостивым сим

Чуждый тления венец...»

27.

Лики ангелов святых

В удивленьи, услыхав.

Что́ о девах рек Господь,

Вшедших вместе с Ним в чертог...

Как велико истинно

Дерзновение святых.

Как велика слава их...37

Свой удел – нетление

Получают мудрыя,

А за ними в горести

Слышат неразумныя

Свой последний приговор...

Плачем нескончаемым

Плачут, видя праведных.

Ставших дерзновенными

И носящих на себе

Чуждый тления венец...

28.

Вот чем достигается

Царствие небесное!

Поспешим же соблюдать

Заповеди Господа!38

Се, елей на площадях

Продается, чтоб могли

Его взять мы, коль хотим...

Продающие суть те,

Кои ищут милости...

Ежедневно продают...

Что же мы бездействуем?

За две лепты39 мы возьмем

Совершенно столько же,

Сколько много давшие...

Испытует меры40 Сам

Всех Создатель, даруя

Чуждый тления венец...

29.

Не тяжка воистинну

Заповедь Христа Царя41

И отнюдь не требует

Непосильнаго: она

Ищет изволения...

Ты имеешь на земле

Лишь два овола,42 собрать

Не успевши более...

Милосердый и сие

Примет и подаст тебе

Честь, как много давшему...

Овола нет у тебя,

Дай нуждающемуся

Освежающей воды...43

С благодарностью Христос

Примет и подаст тебе

Чуждый тления венец...

30.

Вземля малое, Господь

Дарует великое,

Вместо временных дает

Вечных благ обилие...44

Хлеба дай часть малую,

И за то получишь рай...

Бедность не во вред тебе

Будет и убожество,

Если терпишь доблестно,

Ибо ты минуешь суд...

Пребывай в спокойствии!

Слабым – снисхождение,

Сильный сильно судится...45

Будь с благими мыслями,

Чтобы царство обрести

И снискать воистинну

Чуждый тления венец ..

31.

Пощади, Христе, меня,

Паче всех виновнаго,

Ибо сам я не творю,

Что́ другим советую...

Се, к Тебе припадаю,

К Тебе, Спасе мой, зову:

«Сокрушение дай мне,

Равно тем. кто слушают.

Чтоб блюли мы все Твои

Заповеди на земле

И не пребыли, стеня,

Вне чертога Твоего...

О, помилуй нас, Благий,

Всем Желающий спастись,

Воззови нас в Твой чертог.

Пусть и мы приобретем

Чуждый тления венец!..»

К песни „Девы мудрыя и юродивыя“

Что эта песнь назначена для пения иди произнесения во вторник Страстной седмицы, видно из надписаний этой песни в рукописях. Так в патмосской рукописи начало надписания читается так: „έτερον κοντάκιον τή μεγάλη τρίτη είς τάς ιπαρθένους“.

В песни указуется значение любви и милосердия. Не пост. не девство и другия более внешния добродетели оправдывают людей, но любовь деятельная. Господь ищет произволения добраго; посему призирает благосклонно даже на чашу студеной воды, поданной нуждающимся.

* * *

2

Припев сей заимствован из 1Пет. 5:4; cp. 2Тим. 4:8. Подобный припев имеет песнь „Иосиф Целомудренный“ (Piträ An. -s. t. I. р. 477 sqq.).

3

Притча о десяти девах. как говорит и св. певец (строф. 5: κράζοντος Ματθαίου), находится собственно у одного Евангелиста Матфея (Мф. 25:1–13). Но ср. Лк. 13:23–25.

4

Трудились попусту или без плода, потому что не подучали желаемаго царства небеснаго.

5

Разумеется притча о десяти девах.

6

Слич. Мф. 25:34–40; 1Кор. 13и сл.; Лк. 6и др. м.

8

Ибо нельзя жить в доме без крыши.

9

Т.-е. притча о десяти девах.

10

Св. певец переносит наш взор к Страшному Суду, которому будет предшествовать воскресение мертвых.

14

Где они готовились и приукрашались к браку.

15

Но веселыя и радостныя.

16

Ибо они привязаны были к земле.

17

Т.-е. в настоящей земной жизни.

18

Рабством (δουλεία) названа здесь, по-видимому, деятельность в земной жизни для оправдания. Как на основание для такой мысли, можно указать на строф. 13, где девы юродивыя говорят Христу, что они рабствовали Ему в девстве своем.

19

Ибо не нашли продавцев елея.

21

Т. е. упование или надежда (ή έλπίς) на саасение. В чем причина суетности или неуспешности? В том. что девы юродивыя не имели основанием своих добродетелей оживотворяющую и одушевляющую любовь. Ср. строф. 23.

23

Т.-е. не посрами нас пред лицем ангелов. имеющих придти на суд вместе с Сыном Человеческим. Мф. 25:31.

24

Т.-е. девы мудрыя.

25

В следующих ниже стихах дается парафраз Мф. 25и сл.

26

Под заветом (εντολή) надобно разуметь заповеди Господа о любви к Богу и ближним, о которых Он сказал, что в них весь закон и пророки. Мф. 22:36–40.

28

Именно клеветой.

29

Обезсиленной именно злостностию помышлений и дел.

30

Чрез милосердие и любовь.

31

Т.-е. для вашего нравственнаго усовершенствования.

33

Лк. 7и сл.

34

Лк. 18и сл.

36

Разумеется заповедь о любви (Ин. 15:12; ср. Матф. 22:36–40).

37

Ср. Пс. 58:17. Речь преимущественно о дерзновении и славе дев мудрых, кои вошли в чертог Христа.

38

Т.-е. заповеди о любви и милосердии.

40

Т.-е. меры оказанных дел милосердия. Иначе: Создатель всех Сам определяет – достаточно ли оказаннаго милосердия для получения царства небеснаго.

42

Овол – мелкая монета.

43

В подл.: δός ποτήριον ψυχρού. Ср. Мф. 10:42.


Источник: Кондак дан в переводе П. И. Цветкова. Существует также перевод Н. Д. Успенского, см. его статью "Кондаки св. Романа Сладкопевца".

Комментарии для сайта Cackle