преподобный Роман Сладкопевец

Кондак на Рождество Пресвятой Богородицы

Содержание

1. Церковно-славянский текст Минеи, 8/21 сентября н.ст. 2. Русский перевод диак. Сергия Цветкова 3. Вступительная статья и русский перевод диак. Владимира Василика. 4. Русский перевод иером. Амвросия (Тимрота) (только текст Минеи) 5. Русский перевод сайта Pravoslavie.ru (только кондак-проимий)

 

1. Церковно-славянский текст Минеи, 8/21 сентября н.ст.

Кондак, глас 4: Иоаким и Анна поношения безчадства / и Адам и Eва от тли смертныя свободистася, Пречистая, / во святем рождестве Твоем. / То празднуют и людие Твои, / вины прегрешений избавльшеся, / внегда звати Ти: / неплоды раждает Богородицу и Питательницу Жизни нашея.

Икос: Молитва купно и воздыхание неплодства и безчадства Иоакима же и Анны благоприятное / и во уши Господни вниде, и прозябе плод живоносен миру. / Ов бо молитву на горе творяше, ова же в саде поношение ношаше, / но с радостию неплоды раждает Богородицу и Питательницу Жизни нашея.

2. Русский перевод диак. Сергия Цветкова

Кондак глас 4-й, самогласен1.

Иоаким и Анна от поношения безчадства, а Адам и Евва от тли смертныя освободились, Пречистая, святым рождеством Твоим: оное празднует и народ Твой, избавившись от уз греховных, во время взывания к Тебе: «Неплодная раждает Богородицу и Питательницу жизни нашея».

Икосы.

1) (Ἡ2) Молитва вместе со стенанием о неплодстве и безчадстве Иоакима и Анны благоприятныя и до слуха Господня дошли, и произрастили плод живоносный миру. Один молитву на горе совершал, другая же в саду претерпевает – поношение: но с радостию Неплодная раждает Богородицу и Питательницу жизни нашея.

2) (Ω) О благое рождение Анны, как я воспою Тебя, или как прославлю Тебя, как Ты родилась быть храмом святым? Иоаким на горе умолял получить плод от чрева Анны, и молитва сего праведнаго мужа бывает приятна, и блаженная, после чревоношения, приносит миру радость: Неплодная раждает Богородицу и Питателышцу жизни нашея.

3) (Δωρα) Приносил он (Иоаким) некогда дары во храме, и они не были приняты; ибо священники не хотели принять, как от безчаднаго и не имеющаго семени, и у сынов Израилевых Иоаким находился в презрении: но пришел он во время (благоприятное), и приносит Деву с дарами благодарения вместе с Анною, и ныне радуются: Неплодная раждает Богородицу и Питательницу жизни нашея.

4) (Ἥκουσαν) Как скоро услышали колена Израилевы, что родила Анна Пречистую, и все в веселии сорадовались: тогда Иоаким устроил пиршество и веселился светло о чудесном (рождении), призвавши на молитву священников и левитов, а Блаженную поставив на средину пред всеми, чтобы Ее возвеличить: Неплодная раждает Богородицу и Питательницу жизни нашея.

5) (Ρεῖθρον) «Ты источила нам поток жизни, будучи отдана на воспитание в святый храм, наслаждавшись там пищею ангельскою, и находясь во святая святых была и храмом и обиталищем Господним. Неплодная раждает Богородицу и Питательницу жизни нашея».

6) (Ω) «О таинства, совершившияся на земле! Об этом воскликнула Анна, по рождении, к Предведцу и Богу нашему. Воистинну, Господи, Ты услышал мою молитву, как молитву Анны поносимой Илíем в упоении (вином). Она родившагося от нея Самуила посвящает на служение Господу: Ты же, как древле (Самуилу), даровал и мне. Неплодная раждает Богородицу и Питательницу жизни нашея».

7) (Μέγα) «Велико для меня событие ныне, Блаже, в том, что родила я Дщерь, имеющую родить Тебя, прежде век Господа и Бога, сохраняющаго Матерь Свою целою, как она есть, – Девою. Ее в храме к Тебе приношу я, Милостиве; Она будет и вратами Твоими с высоты (падшаго человечества); ибо с радостию Неплодная раждает Богородицу и Питательницу жизни нашея».

8) (Ἆρ) Некогда и Сарра верная не пожелала ли, будучи неплодна, родить, прежде рождения сына своего Исаака? Но она приняла Господа как бы во образе человеческом с двумя архангелами, и слово было к ней: в это время у Сарры будет дитя; ныне же я взываю к миру, радуяся: Неплодная раждает Богородицу и Питательницу жизни нашея.

9) (Νῦν) Ныне Мариам сияет (добродетелями) с летами, а храма святаго не оставляет. Захария, видя Ее уже достигшею возраста, обручает Ее Иосифу, предобрученному Ей от Бога; ибо Она была отдана ему по жребию от Духа Святаго, посему и Анна с радостию восклицает: Неплодная раждает Богородицу и Питательницу жизни нашея.

10) (Ὅλος) Все святое рождение Твое, честная (ибо Ты родила похвалу мира) и есть умилостивление за людей; ибо Она есть стена и крепкое утверждение всех надеющихся на Нее; Ее всякий христианин имеет предстательством и надеждою спасения, которая – от чрева Твоего. Неплодная раждает Богородицу и Питательницу жизни нашея.

11) (Ὓψιστε) Вышний Боже, всех Содетелю, словом сотворивый всяческая и премудростию устроивый человека, Сам Едине Человеколюбче, мир Твой, яко Милостив, людем Твоим ниспосли, сохрани царей верных, и вместе с пастырем и стадо безмятежно сохраняя и защищая, дабы верующий взывал: Неплодная раждает Богородицу и Питательницу жизни нашея.

Источник : Кондаки и икосы св. Романа Сладкопевца на некоторые дни святым, некоторые дни недели, некоторыя недели, на двунадесятые праздники и на каждый день страстной седмицы, и стихиры его же на предпразднственные и попразднственные дни пред Рождеством Христовым и по Рождестве Христове. / Перевод Диакона Сергия Цветкова. – М.: Типография Л. Ф. Снегирева, 1881. – С. 7–9.

3. Вступительная статья и русский перевод диак. Владимира Василика.

Благосклонному вниманию читателей предлагается полный текст кондака на Рождество Богородицы, написанный преподобным Романом Сладкопевцем. К сожалению, о великом песнописце, «Данте новогреков» по выражению исследователя Гельцера, известно немного и удается лишь с большой приблизительностью реконструировать его жизненный путь. Он происходил из Сирии, из града Эмессы, из еврейской, но христианской среды, судя по указанию кондака в его честь. Весьма вероятно, что он получил в Эмессе медицинское образование. Возможно, юридическое образование он получил в Бейруте, где, судя по свидетельству Патмосского синаксаря стал дьяконом в Бейрутской церкви Воскресения. Ему пришлось переехать в Константинополь во времена царя Анастасия (не исключено, что из-за монофизитских гонений), и он остался служить в храме Пресвятой Богородицы в Кирах.

В этом храме он приобрел благодать составления кондаков, когда в вечер Рождества Христова ему во сне явилась Пресвятая Богородица, дала и повелела съесть пергаменный свиток. После его поглощения Роман немедленно проснулся и, взойдя на амвон, начал возглашать и весьма благозвучно петь: «Дева днесь Пресущественного раждает». С того времени он составил кондаки на Господские праздники и дни памяти различных святых. Многие из них, написанные его рукой, хранятся в Кирах. По сведениям из анонимного кондака, написанного в его честь, Роман неоднократно призывался ко двору и вполне мог быть советником святого императора Юстиниана и даже пережить вместе с ним страшное восстание 532 года под названием «Ника». Скончался же он в преклонном возрасте около 560 г. и был погребен всё в той же церкви Богородицы в Кирах. Еще в начале XIII в. его могилу видел Антоний Новгородский.

От преподобного Романа до нашего времени дошло 88 кондаков, из которых не все можно с полной уверенностью ему приписать. Однако кондак на Рождество Богородицы несомненно принадлежит именно ему. На сентябрьские праздники следует упомянуть его кондаки преподобному Симеону Столпнику, Архангелу Гавриилу, Воздвижению Креста и Апостолу и Евангелисту Иоанну Богослову. Однако кондак Рождества Богородицы занимает среди них особое место – и по краткости, и по глубине.

Источник этого кондака – т.н. «Протоевангелие Иакова», текст, созданный не позднее ΙΙ века в среде иерусалимских христиан. Из него позаимствованы истории об отвержении даров праведного Иоакима, его молитве на горе, скорби праведной Анны в саду, пире, устроенном Иоакимом в честь рождения Пресвятой Богородицы и, наконец – рассказ о Введении Пресвятой Богородицы во храм. Первоначальный праздник Рождества Богородицы, введенный в Константинополе в первой половине VI в. при св. императоре Юстиниане, подразумевал также и воспоминание Введения во храм. Кондак на Рождество Богородицы мог быть написан преподобным Романом между 527 и 548 годом, поскольку в нем говорится о как минимум двух благоверных царях, т.е. о святых Юстиниане и Феодоре. Поскольку святая царица Феодора скончалась в 548 году, именно этот год является верхней датирующей границей написания кондака.

Богословие кондака говорит о Рождестве Богородицы как о всемирной радости, освобождении человечества от бесплодия, тления, смерти и погибели. Рождество Богородицы – торжество жизни и святости, ибо рождается Всесвященный Храм Бога и Творца и Питательница Жизни нашей, то есть Иисуса Христа.

Переводчик постарался по возможности точно передать стихотворный размер оригинала, который написан достаточно сложным стихом, подразумевающим как определенное количество слогов не только в каждом стихе, но и его отрезке, так и соответственный порядок ударений.

Песнь Романа

Самогласен:

Иоаким и Анна поношения безчадства

и Адам и Ева от истления смерти

освободились, Пречиста, в святом Твоем Рождестве.

Его совершает и сей народ Твой,

от вины прегрешений он избавлен, взывая:

«Неплодная рождает Богородицу и Питательницу Жизни нашея».

Моление, а с ним и стенание от бесплодия и бесчадия

Иоакима же и Анны воспринято.

И вошло во уши Господа, и произрастило Плод животворный для мира.

Ведь на горе совершал он молитву,

она же поношенье в саду переносила,

но со радостию

неплодная рождает Богородицу и Питательницу Жизни нашея.

О благая, рожденная Анною, как прославлю или воспою Тебя,

ибо Ты – рожденный Храм всесвященнейший?

Иоаким на горе умолял плод восприять от утробы Анны.

И принятой была от святого молитва,

после же чревоношенья радость в сем мире

преблаженная бысть.

Неплодная рождает Богородицу и Питательницу Жизни нашея.

Дар иногда принес он во храм, и не воспринят остался он,

ведь не хотели воспринять его священники

от неплодного и семя неимущему, и средь Израиля сынов Иоаким был отвержен,

но пришел он потом, и привел с собою Деву

с дарами благодаренья вместе со Анной,

ибо, радуясь днесь,

неплодная рождает Богородицу и Питательницу Жизни нашея.

Ныне услышали колена Израиля, что родила днесь Анна непорочную,

и все же возрадовались днесь во веселии.

Сделал Иоаким им пиршество, и возрадовались светло они о дивном чуде.

К молитве призвал иереев, левитов,

принес он и Марию, всех посреди их,

чтобы возвеличить:

«Неплодная рождает Богородицу и Питательницу Жизни нашея».

Жизни поток Ты источила нам, во Святое отданная воспитатися

и насладившаяся пищей ангельской,

во Святых Святая Пребывшая, как речется, Ты и Храм, и Сосуд сей Господень.

Ибо девы Саму Деву с свечами приводят,

прообразуя Солнце – То, что имела

принести для верных.

Неплодная рождает Богородицу и Питательницу Жизни нашея.

«О таинство, свершенно на земле», – по рождении Анна воскликнула

ко Создателю, Провидцу и Богу нашему.

– Владыко, Ты услышал мя, как ту Анну, что упрекал Илий священник за пьянство.

Ведь Самуила она рожденного решила

Владыке посвятити, Ты же, как прежде,

даровал ведь и мне:

Неплодная рождает Богородицу и Питательницу жизни нашея.

«Велие днесь, Благий, мне предстоит, ибо я родила Деву, Рождающу

прежде веков Всевладыку и Господа,

по Рождестве же Хранящего Матерь Свою, как и есть Она – Девой.

Сию же приношу Тебе во храме, Щедре.

Сия и Дверь Твоя будет Владыки вышних.

С радостию Ее

неплодная рождает Богородицу и Питательницу Жизни нашея.

Некогда и Сарра верная возжелала родити неплодная,

прежде рожденья Исаака – сына ее,

Ведь Бога она принимала, с двумя архангелами, в человеческом зраке.

И слово было к ней во время оно:

«У Сарры сын родится» – ныне же миру

радуясь, вопиет:

«Неплодная рождает Богородицу и Питательницу Жизни нашея».

Ныне Мариам сияет временам, и ведь храм не скудеет святынями,

и Захария, Ее видя Взрослеющей,

избирает по жребию Ей жениха и от Бога Иосифа, обрученного Деве.

Ему была дана Она чрез жезла откровенье

от Духа Всесвятаго, сего же ради Анна

радуясь, вопиет:

«Неплодная рождает Богородицу и Питательницу Жизни нашея».

Чтимо Дитя твое, святая мать. Похвалу родила ты вселенныя

и за людей умоление теплое,

Стена Она и Утверждение и Пристанище, на Нее возложивших надежду.

И всяк христианин защиту получает,

покров Ее спасенья и надежду.

Ее же от чрева твоего

неплодная рождает Богородицу и Питательницу Жизни нашея.

Вышний Боже, Создателю всего, Сотворивший же Словом всяческая,

Создавший человека Твоею мудростью,

Человеколюбче Единственный, Твоему народу мир как Всещедрый нам даруй,

царей сохрани со пастырем сих верных

и безмятежно стадо, храня и защищая,

да всяк вопиет:

неплодная рождает Богородицу и Питательницу Жизни нашея.

Источник : http://www.pravoslavie.ru/64280.html

4. Русский перевод иером. Амвросия (Тимрота) (только текст Минеи)

Кондак, глас 4: Иоаким и Анна от поношения за бездетность / и Адам и Ева от тления смертного освободились / святым Твоим рождеством, Пречистая. / Его празднуют и люди Твои, / от осуждения за грехи избавленные, восклицая Тебе: / «Неплодная рождает Богородицу и Питательницу Жизни нашей!»

Икос: Молитва вместе со стенанием / от бесплодия и бездетности / Иоакима, как и Анны, оказалась благоприятной, / и до ушей Господа дошла, / и произрастила плод живоносный миру. / Ибо один на горе молитву совершал, / а другая несла поношение в саду. / Но вот, с радостью неплодная рождает Богородицу / и Питательницу Жизни нашей.

5. Русский перевод сайта Pravoslavie.ru (только кондак-проимий)

Иоаким и Анна освободились от поношения за бездетность, а Адам и Ева – от смерной гибели святым Твоим Рождением, Пречистая. Его празднуют и люди Твои, избавившиеся от тяготы греховной, громко Тебе восклицая: неплодная рождает Богородицу и питательницу Жизни нашей.

Источник: Объяснения церковных и домашних молитв http://www.pravoslavie.ru/put/biblio/molitva/112.htm

* * *

1

Кондак и первые 4 икоса на Рождество Богородицы переведены в первый раз из Афонскаго кондакария, и остальные икосы из Analecta sacra кард. Питры, в первый раз им изданные. – Творение св. Романа Сладкопевца.

2

На греческом языке из начальных букв каждаго икоса акростих: Ἡ ᾡδὴ ωμανοῦ – песнь Романа.

Комментарии для сайта Cackle