Кондак на Воздвижение Креста Господня

Источник

Содержание

1. Церковнославянский текст Минеи, 14/27 сентября н.ст. 2. Русский перевод диак. Сергия Цветкова 3. Русский перевод иером. Амвросия (только текст Минеи)

 

1. Церковно-славянский текст Минеи, 14/27 сентября н.ст.

Кондак, глас 4. Самоподобен: Вознесыйся на Крест волею, / тезоименитому Твоему новому жительству / щедроты Твоя даруй, Христе Боже, / возвесели нас силою Твоею, / победы дая нам на сопостаты, / пособие имущим Твое oружие мира, / непобедимую победу.

Икос: Иже до третияго Небесе восхищен бысть в рай / и глаголы слышав неизреченныя и Божественныя, / ихже не леть языки (человеческими) глаголати, / что Галатом пишет, яко рачителие Писаний прочтосте и познасте: / мне, глаголет, хвалитися да не будет, токмо во едином Кресте Господни, / на немже, страдав, уби страсти. / Того убо и мы известно держим, Крест Господень, хвалу вси: / есть бо нам спасительное сие Древо / oружие мира, непобедимая победа.

2. Русский перевод диак. Сергия Цветкова

Кондак, глас 4-й, самогласен. 1

Ты, Христе Боже, вознесшийся на крест добровольно, тезоименитому Твоему новому жительству (в церкви христианской) даруй Твоя милости; возвесели силою Твоею верных царей наших, победы дая им на враги, да имеют они помощию своею (Тебя), оружие мира, непобедимую победу.

Икосы.

1) (Ὁ) Вознесшийся в раю до третияго небесе и слышавший неизреченные и Божественные глаголы, которые не удобно высказать на языке (человеческом), чтó пишет к Галатам, вы, как любители (Священнаго) Писания, читали и, знали. «Мне», говорит он, «не желательно хвалиться, разве только единым крестом Господа», на котором Он, пострадавши, убил (греховныя) страсти. Посему и мы все крепко да держимся его, сего креста Господня, похвалы (всех нас); ибо для нас спасительно сие древо, оружие мира, непобедимая победа.

2) (Ὑψοῦτε) «Возносите Господа», сказал певец между пророками. Богоотец Давид, «и со страхом покланяйтеся подножию Его». Сему (подножию) мы покланяемся, превознося Его, Единаго Святаго по естеству. И исполнилось слово пророка, которое предзревший будущее провозглашает чрез Святаго Духа. Уже невозбранно приемля от древа жизни. Адам живет во веки. Предстоит ныне единственное во всей твари древо, оружие мира, непобедимая победа.

3) (Μεγάλα) Велики, дивны и изумительны плоды дарованы людям в страдании Христовом чрез крест, какие мы ясно узнали: тогда земля была потрясена, а получала начало утверждения Божественная вера, солнце отдаляло свет (свой), и Божественный огнь, снисшедши на землю, сильно возсиял; холмы, горы и камни разселись, и кости, жилы и плоти всех во множестве возставших из гробов соединились (между собою): (это) оружие мира, непобедимая победа.

4) (Νύκτα) Ночь увидел разбойник в час полуденный и познал Рекшаго: «из тьмы свет да возсияет»2. Посему исповедует Долготерпеливца на кресте, что Он есть Бог славы и Господь, вопия к Нему и говоря: «помяни мя, Господи, во царствии Твоея небесныя славы». И тотчас услышал: «По истинне, днесь со Мною будеши в раи». Он даровал ему, имеющему живую веру, вместо огненнаго меча, непобедимую победу.

5) (Ὁ) Вознесшийся на кресте Бог наш и Избавитель ниспроверг с высоты все власти и начала диавола, привлек же всех к Себе от земли, отверзши небесныя (обители) и дав нам безпрепятственный вход ко Отцу, быв Посредником, разрушив вражду плотию Своею; крест раззорил древнее средостение ограды, а разъединенное соединил в одно; ангелы вместе с нами глаголют и воспевают непобедимую победу.

6) (Σταυρὸς) Крест очистил землю от злосмрадия жертв (языческих), и освятивши всю тварь, привел ее к познанию Бога. Прежде воскурялись идольские жертвенники, – ныне они как дым исчезли; прежде демоны чествуемы были во вселенйой, ныне они уходят в бездну и не могут взирать на крест; прежде оскверняли землю безчиния, ныне же нечестивая жизнь осуждается; тогда обладали людьми удовольствия, ныне – труды и воздержание, – оружие мира, непобедимая победа.

7) (Ἐπὶ) Ha древе крестнем3 побеждена смерть, поносная на кресте, и мученики попирают главу ея. Крест убедил людей жить духом и не раболепствовать страстям, для мира распинаться и мир иметь распятым, по словам Павла4, и горняго всегда искать и преследовать. Столько (благ) крест доставил жизни, введши на земле ангельский чин; ибо всех насе, посредством чистоты, очищает от нечистоты греховной (сия) непобедимая победа.

8) (Ἳνα) Ho чтобы отвлечь нас от чествования (креста Господня), как намеревались покланявшиеся камням, почитая публично благочестивых за нечестивцев (и как бы за врагов)5, они забросали землей место погребения Господня и крест. Однакоже тщетно они трудились, думая солнце закрыть дланию: благодать, напротив, еще более проявилась, и благочестие, которое они думали истребить, положило конец их гнусным замыслам; ибо явившийся на небеси крест есть непобедимая против заблуждения победа.

9) (Σύμβολον) Взирая на сие явное знамение Вышняго Бога, великий Константин услышал Иисуса говорищаго: «Сим знамением ты будешь побеждать, верный самодержец, царь христианский, даже до втораго Моего пришествия. Для тебя Я сохраню величие сего града, и он будет стоять даже до скончания (мира)... будет первенствовать пред всеми градами; стеною же ему будет крест Мой, крепкое ограждение, непобедимая победа».

10) (Ταῦτα) Слово, (Сын Божий), глаголавшее к нему сие не словами, но делом и силою, обрело благочостивое сердце раба, говорившаго самому себе: «готова душа моя, Боже, всегда последовать за Тобою». Почему обнаруживаются и самыя деяния, – различныя таинства, вера и ревность (к вере), и чествования всех иереев; повсюду воздвигнул он честныя церкви, и разрушил храмы нечестия, постыдныя пещеры богов измышленных, и не имеющих непобедимой победы.

11) (Ἡ)6 Великая же царица и матерь великаго онаго царя, всечестная Елена, увенчанная Христом, имея ту же ревность вместе с царем, отправилась в Иерусалим обозреть (все) чудесное. Бывши там и оказав поклонение Богу, как могла, она горела сильным желанием найти крест, как сокровище. Но во всей вселенной неизвестно было место, где находилась сия непобедимая победа.

12) (Νενικημὲνης) Когда же совершенно овладело ею сильное желание, чтобы явившееся свыше (на небе) возсияло и внизу (на земле), и долее не скрывалось в земле, -сновидения и чудныя знаменования обнаружили то место. Способ же удобный (к открытию креста) некто из евреев, представ пред Божественной царицей, с поспешностию заявил (ей). Верная, как скоро узнала сие, пошла немедленно на оное место. «Открой», говорит она, «дай мне благодать, чтобы я обрела, взяла и навсегда при себе имела сию непобедимую победу».

13) (Ὑπὲρ) Пред общим собранием христиан, блаженная (царица) приказывает трудиться, расчистить то место, и исполнить сие тщательно. И когда расчищали, та самая земля, как думаю, как бы способствовала к открытию (креста), ибо сама собой как бы хотела открыть ту искомую драгоценность, в сравнении с которою нет ничего драгоценнее в мире. Когда вынимали остальную землю из средины (расчищаемой); – был открыт самый памятник жизни (Крест), и по внушению свыше вблизи обнаружено было место, имеющее сокровенною непобедимую победу.

14) (Ψιλὸν) Между тем трудно было отличить, из трех сущих одинаковых (крестов), и узнать, какой из них – крест Безсмертнаго. И так как же (отличили)? А прежде сего таинственныя видения указали на одну благоразумную жену. «Древо жизни», говорит она, «есть то», которое воздвигнет неизлечимаго больнаго и «(воскресит) умершаго». Пламенеет тотчас дух ея, а чудо между тем делает отличие: предлагаются три, а зрим бывает и показывается (только один) – непобедимая победа.

15) (Ὡς) Как скоро возлагали их тотчас на больнаго и на другаго умершаго, и крест Жизнодавца воздвигнул их обоих; тогда (объятая) великою радостию царица поклонилась ему, а Бога возблагодарила и воскликнула: «выше тысящ сребра и злата приобрела я это сокровище»! Много – и премного мудрая, поистинне, и справедливо она хвалится сим; ибо она держит этот вечный памятник, покланяющаяся непобедимой победе.

16) (Συνευϕραινὲσθωσαν) Да сорадуются с нами в этот праздник Богоносные пророки и сколько есть праведников, видевших крест прежде (открытия) креста. Первый, держа в руке жезл, Моисей говорил: «дивныя чудеса показал я в Египте: разделил Чермное море на разделения, и скалы обращал в источники; воды горкия Мерры усладил древом, и предсказал, что самая жизнь будет висеть на древе. Но и сам я спасся брошенный в воду в корзине, которую считаю непобедимою победою».

17) (Ιερεμίας) Иеремия, всегда свободный в скорой речи, приятный в утешении и обильный в пророчестве, предвозвещает о Христе, представляя лице распинавших Его, и говоря: «приидите, будем действовать, вложим древо в хлеб7». Все пророки и с ними праведный Ной, спасшийся на древе (в ковчеге) воспевают с нами крест Твой страшный, чрез который ниспослана нам правда. Даруй, Спасителю, молимся Тебе, чрез сей (крест) царям непобедимую победу.

18) (Νέοι) Новые Азотяне окружили нас, и взяли Божественный ковчег Твой и град Святый. Но Ты не презрел нас, Боже! Узнали и они, что Ты с нами; ибо опыт – учитель; узнали, и со слезами воскликнули: «Ниспровержен Дагон, и сокрушен»! Ты вознес рог избранных Твоих! Когда Моисей простирал к Тебе руки, был побеждаем Амалик жезлом Моисея. Ты даровал нам победы верных царей, обилие мира, непобедимую победу.

Источник: Кондаки и икосы св. Романа Сладкопевца на некоторые дни святым, некоторые дни недели, некоторыя недели, на двунадесятые праздники и на каждый день страстной седмицы, и стихиры его же на предпразднственные и попразднственные дни пред Рождеством Христовым и по Рождестве Христове. / Перевод Диакона Сергия Цветкова. – М.: Типография Л. Ф. Снегирева, 1881. – С. 9–14.

3. Русский перевод иером. Амвросия (только текст Минеи)

Кондак самоподобный, глас 4: Вознесенный на Крест добровольно, / соименному Тебе новому народу / милости Твои даруй, Христе Боже; / возвесели силою Твоею верных людей Твоих8, / подавая им победы над врагами, / – да имеют они помощь от Тебя, / оружие мира, непобедимый знак победы.

Икос: До третьего неба вознесенный в рай / и услышавший неизреченные и божественные слова, / которые невозможно пересказывать языками человеческими, – / что он Галатам пишет, / как прочли и узнали вы, любители Писаний? / «Чтобы я, говорит он, хвалился, – да не будет, / разве только одним Крестом Господним, / на котором пострадав, Он убил страсти». / Так и мы все будем твердо держать его, / Крест Господень, как похвалу; / ибо для нас это спасительное Древо – / оружие мира, непобедимый знак победы.

Примечания (только кондак-проимий)

Волею – добровольно. Тезоименитому Твоему – носящему Твое имя. Жительству – обществу. Пособие имуще Твое, оружие мира, непобедимую победу – да имеем мы Твою помощь, как ограждение мира и знамя непобедимости.

* * *

1

Творение св. Романа Сладкопевца. Из начальных букв каждаго икоса – акростих: μνος εἰς τὴν ψωσιν – Песнь на Воздвижение. В собрании церковных песнопений, под названием: Analecta sacra, из котораго заимствуется сей перевод, автор этой книги, кардинал Питра, совершенно соглашается с мнением некоего премного уважаемаго, Филиппа Виталия, который относит это творение к 14-му дню сентября и приписывает его именно св. Роману Сладкопевцу. В Римской Антологии, на 14-й день сентября, он изъясняется следующими словами: οἱ οκοι ϕέροντες ἀκροστιχίδα. Ἡ ᾡδὴ ωμανοῦ: икосы имеющие акростих: песнь Романа.

3

Analecta. Sacra Cardin. Pitrï ἐπὶ τῶ ρει τῶ σταυρῶ.

5

В Афонском кондакарии написано: τοῦς δυσσεβῆς ς δυσμενης. Ст. 14 оборот.

6

Одинадцать икосов в первый раз переведены из Афонскаго Кондакария, а с 12-го до конца – из Analecta sacra Cardin. Pitri, в первый раз им изданные.

8

греч.: царей наших


Источник: Кондаки и икосы св. Романа Сладкопевца на некоторые дни святым, некоторые дни недели, некоторые недели, на двунадесятые праздники и на каждый день страстной седмицы и стихиры его же на препразднственные и попразднственные дни пред рождеством Христовым и по рождестве Христове / Пер. диакона Сергия Цветкова. - Москва : тип. Л.Ф. Снегирева, 1881. 201 с. / Кондак на Воздвижение Креста Господня. 9-14 с.

Комментарии для сайта Cackle