Азбука веры Православная библиотека преподобный Никодим Святогорец Толкование канона на Воздвижение Честнаго и Животворящего Креста Господня


преподобный Никодим Святогорец

Толкование канона на Воздвижение Честнаго и Животворящего Креста Господня

Содержание

Песнь 1 Тропарь 1 Тропарь 2 Тропарь 3 Песнь 3 Тропарь 1 Тропарь 2 Песнь 4 Тропарь 1 Тропарь 2 Тропарь 3 Тропарь 4 Песнь 5 Тропарь 1 Тропарь 2 Тропарь 3 Песнь 6 Тропарь 1 Тропарь 2 Песнь 7 Тропарь 1 Тропарь 2 Тропарь 3 Песнь 8 Тропарь 1 Тропарь 2 Тропарь 3 Песнь 9 Тропарь 1 Тропарь 2 Тропарь 1 Тропарь 2 Тропарь 3  

 
Кресту, надеявся, пение отрыгаю

Толкование

Я, говорит песнопевец Косма, надеясь и совершенно доверяясь силе Креста, изливаю из моего сердца пение, то есть канон сей, поемый в Воздвижение Честного Креста.

Священный Косма сказал, что надеется на Крест; потому что он – человек праведный; «праведный же, – по словам составителя Притчей, – яко лев уповая» (Притч. 28,1). Также сказал он и то, что «отрыгает»; ибо и изрыгание или рыкание свойственно льву, как говорит пророк Амос: «Лев возревет, и кто не убоится?» (Ам.3, 8). Итак, словом «отрыгаю» песнопевец хочет выразить, что он намерен излагать в этом каноне мысли страшные, великие и, так сказать, львиные.

Поелику же отрыжка льва зловонна, страшна и достойна отвращения, тогда как пение, отрыгаемое священным Космою, благовонно, приятно и для души превожделенно, то лучше, согласно мнению Феодора Птохопродрома, приличествует сему Давида: «Отрыгну сердце мое слово благо» (Псал. 44, 2). Он как бы отрыгнул и произнес устами своими те духовные и облагодатствованные мысли, которые имел в сердце своем.

Ибо «как при изрыгании, по толкованию Василия Великого и Никиты, изрыгаемое есть следствие пищи, так и в духовном учении такие мысли изрыгаются, какими питается изрыгающий... Поэтому, так как пища его была разумная и благая, то не пищу и питье изрыгает он, но сродное духовной трапезе слово благое о Единородном».

Смотри же, возлюбленный, какой наилучший порядок употребляет божественный песнопевец. Между христианами является господствующим святой обычай, по которому они, когда намереваются начинать какое бы то ни было дело и предприятие, творят рукой крестное знамение. Так увещевает их и божественный Кирилл Иерусалимский в 4-м огласительном поучении, говоря: «не устыдимся Креста Христова; но если кто другой и скрывает его, ты явно на челе запечатлевай, чтобы бесы, увидев Царское знамение, далеко бежали трепеща. Делай это знамение, когда ешь и пьешь, сидишь, встаешь, говоришь, ходишь, одним словом при всяком деле. И Иоанн Златоуст склоняет верующих к этому, говоря: «Когда намереваешься переступить порог дома своего, произнеси наперед следующее слово: отрекаюсь от тебя, сатана, и от пути твоего и от служения твоего, и соединяюсь, Христе, с Тобою; и никогда без этого слова не выходи. И вместе с этим словом изобрази Крест на челе; ибо таким образом не только человек встречающийся, но и сам дьявол не сможет повредить тебе, видя тебя везде являющимся с такими орудиями» (Слово по случаю низвержения статуй). Следуя этому святому обычаю и священный Косма, намереваясь начать этот канон, вместо того чтобы сделать образ Креста рукою своею, делает началом его имя Креста, сказав: «Кресту надеявся».

Почему же это называется краегранесием (Акростихом)? Потому, что буквы, которые содержатся в нем, служат краями (acra) или началами стихов (sticwn) т. е. тропарей канона. Например, из букв первого слова «Кресту» (по-гречески: Staurv) первая буква S составляет начальную букву первого ирмоса: Stauron... (по-славянски: Крест начертав), вторая t, – начало тропаря: Ton tupon palai... (по-славянски: Образ древле...), третья a, – начало следующего тропаря: ! Aneuhce Mwushz ... (по-славянски: Возложи Моисей) и т. д. Вот две причины, по которым бывает краегранесие в канонах: во-первых, чрез это песнопевцы показывают усердие и искусство свое, ибо канон, имеющий краегранесие, достославнее не имеющего, и затем представляет песнопевцу более трудности при составлении его, нежели канон не имеющий краегранесия; во-вторых, как скоро изобрели краегранесие опытные в сем деле люди, то имеющий его канон и легче удерживается в памяти: достаточно помнить только краегранесие; а с ним тотчас можно отыскать и начала каждого тропаря канона.

Вам может быть интересно:

1. Толкование на канон Рождества Христова преподобный Никодим Святогорец

2. Слово на воздвижение честного Креста и на святое Воскресение святитель Софроний, патриарх Иерусалимский

3. Канонические правила Православной Церкви с толкованиями. Правила святых отцов – Правила Кирилла Александрийского святитель Кирилл Александрийский

4. Поучения и слова святитель Димитрий Ростовский

5. Канонические правила Православной Церкви с толкованиями. Правила святых отцов – Послание Тарасия Константинопольского святитель Тарасий, патриарх Константинопольский

6. Канонические правила Православной Церкви с толкованиями. Правила святых отцов – Правила святаго Петра Александрийскаго 304 г. священномученик Петр Александрийский

7. Канон святителю Николаю, архиепископу Мир Ликийских, чудотворцу преподобный Феофан Начертанный, епископ Никейский, исповедник

8. Канон молебный Господу Иисусу Христу святитель Филофей Коккин

9. Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня профессор Михаил Николаевич Скабалланович

10. К Евлогию монаху преподобный Нил Синайский

Комментарии для сайта Cackle