Азбука веры Православная библиотека преподобный Никодим Святогорец (Калливурцзис) Толкование канона на Воздвижение Честнаго и Животворящего Креста Господня
Распечатать

преподобный Никодим Святогорец (Калливурцзис)

Толкование канона на Воздвижение Честнаго и Животворящего Креста Господня

Содержание

Песнь 1 Тропарь 1 Тропарь 2 Тропарь 3 Песнь 3 Тропарь 1 Тропарь 2 Песнь 4 Тропарь 1 Тропарь 2 Тропарь 3 Тропарь 4 Песнь 5 Тропарь 1 Тропарь 2 Тропарь 3 Песнь 6 Тропарь 1 Тропарь 2 Песнь 7 Тропарь 1 Тропарь 2 Тропарь 3 Песнь 8 Тропарь 1 Тропарь 2 Тропарь 3 Песнь 9 Тропарь 1 Тропарь 2 Тропарь 1 Тропарь 2 Тропарь 3  

 
Кресту, надеявся, пение отрыгаю

Толкование

Я, говорит песнопевец Косма, надеясь и совершенно доверяясь силе Креста, изливаю из моего сердца пение, то есть канон сей, поемый в Воздвижение Честного Креста.

Священный Косма сказал, что надеется на Крест; потому что он – человек праведный; «праведный же, – по словам составителя Притчей, – яко лев уповая» (Притч. 28,1). Также сказал он и то, что «отрыгает»; ибо и изрыгание или рыкание свойственно льву, как говорит пророк Амос: «Лев возревет, и кто не убоится?» (Ам.3, 8). Итак, словом «отрыгаю» песнопевец хочет выразить, что он намерен излагать в этом каноне мысли страшные, великие и, так сказать, львиные.

Поелику же отрыжка льва зловонна, страшна и достойна отвращения, тогда как пение, отрыгаемое священным Космою, благовонно, приятно и для души превожделенно, то лучше, согласно мнению Феодора Птохопродрома, приличествует сему Давида: «Отрыгну сердце мое слово благо» (Псал. 44, 2). Он как бы отрыгнул и произнес устами своими те духовные и облагодатствованные мысли, которые имел в сердце своем.

Ибо «как при изрыгании, по толкованию Василия Великого и Никиты, изрыгаемое есть следствие пищи, так и в духовном учении такие мысли изрыгаются, какими питается изрыгающий... Поэтому, так как пища его была разумная и благая, то не пищу и питье изрыгает он, но сродное духовной трапезе слово благое о Единородном».

Смотри же, возлюбленный, какой наилучший порядок употребляет божественный песнопевец. Между христианами является господствующим святой обычай, по которому они, когда намереваются начинать какое бы то ни было дело и предприятие, творят рукой крестное знамение. Так увещевает их и божественный Кирилл Иерусалимский в 4-м огласительном поучении, говоря: «не устыдимся Креста Христова; но если кто другой и скрывает его, ты явно на челе запечатлевай, чтобы бесы, увидев Царское знамение, далеко бежали трепеща. Делай это знамение, когда ешь и пьешь, сидишь, встаешь, говоришь, ходишь, одним словом при всяком деле. И Иоанн Златоуст склоняет верующих к этому, говоря: «Когда намереваешься переступить порог дома своего, произнеси наперед следующее слово: отрекаюсь от тебя, сатана, и от пути твоего и от служения твоего, и соединяюсь, Христе, с Тобою; и никогда без этого слова не выходи. И вместе с этим словом изобрази Крест на челе; ибо таким образом не только человек встречающийся, но и сам дьявол не сможет повредить тебе, видя тебя везде являющимся с такими орудиями» (Слово по случаю низвержения статуй). Следуя этому святому обычаю и священный Косма, намереваясь начать этот канон, вместо того чтобы сделать образ Креста рукою своею, делает началом его имя Креста, сказав: «Кресту надеявся».

Почему же это называется краегранесием (Акростихом)? Потому, что буквы, которые содержатся в нем, служат краями (acra) или началами стихов (sticwn) т. е. тропарей канона. Например, из букв первого слова «Кресту» (по-гречески: Staurv) первая буква S составляет начальную букву первого ирмоса: Stauron... (по-славянски: Крест начертав), вторая t, – начало тропаря: Ton tupon palai... (по-славянски: Образ древле...), третья a, – начало следующего тропаря: ! Aneuhce Mwushz ... (по-славянски: Возложи Моисей) и т. д. Вот две причины, по которым бывает краегранесие в канонах: во-первых, чрез это песнопевцы показывают усердие и искусство свое, ибо канон, имеющий краегранесие, достославнее не имеющего, и затем представляет песнопевцу более трудности при составлении его, нежели канон не имеющий краегранесия; во-вторых, как скоро изобрели краегранесие опытные в сем деле люди, то имеющий его канон и легче удерживается в памяти: достаточно помнить только краегранесие; а с ним тотчас можно отыскать и начала каждого тропаря канона.

Комментарии для сайта Cackle