Кондак святителю Николаю Чудотворцу

Источник

Содержание

1. Церковнославянский текст Минеи, 6/19 декабря н.ст 2. Русский перевод диак. Сергия Цветкова 3. Русский перевод иером. Амвросия (Тимрота) (только текст Минеи) 4. Иные русские переводы (только кондак-проимий)

 

1. Церковнославянский текст Минеи, 6/19 декабря н.ст

Кондак, глас 3. Подобен: Дева днесь: В Мирех, святе, священнодействитель показался еси, / Христово бо, преподобне, Евангелие исполнив, / положил еси душу твою о людех твоих / и спасл еси неповинныя от смерти. / Сего ради освятился еси, / яко великий таинник Божия благодати.

Икос: Воспоим ныне святителя песньми, / мирским людем пастыря и учителя, / да молитвами его просветимся: / се бо явися чист весь, нетленен духом, / Христу принося жертву непорочну, чисту, Богу благоприятну, / яко святитель, очищен и душею и телом, / темже сый истинно Церкве предстатель и поборник сея, / яко великий таинник Божия благодати.

2. Русский перевод диак. Сергия Цветкова

Кондак, глас 3-й1.

В Мирах Ты, Святый, явился священнодействующим; ибо ныне, исполнив Евангелие Христово, ты положил душу свою за народ свой; ты спас невинных от смерти: посему освятился ты, великий учениѻТак, переведено в кондакарии XI в. Моск. Син. Библ. Греческое слово: μύστης – Cardin. Pitra перевел: minister. Божия благодати.

Икосы.

1) (Ἀνυμνήσωμεν) Прославим ныне песнями святителя, пастыря и учителя в Мирском народе, чтобы нам просветиться его молитвами: ибо, вот, он показался чистым, неповрежденным по духу; он приносит Христу жертву непорочную, чистую, Богу благоугодную, как святитель, притом, быв очищен и душею и телом; посему воистину он есть предстатель церкви и поборник ея, великий ученик Божия благодати.

2) (Ἰδού) Вот ныне, в сей день, праздник святителя, – просветимся, народы, светло празднуя, и воспоем песнь Христу Спасителю! Ибо Христос прославил его славою, и поставил великим светильником, просвещающим всех людей, как священно-действенника своих таинств. Воистину обильный делатель благочестия, чудный заступник сиротам, предстатель вдовиц и молитвенник за всех явился ты, великий ученик Божия благодати.

3) (Νῦν) Ныне время высказать о Божественных величиях твоих: но никто не может (достойно) восхвалить тебя; ибо ты явился сосуд благоуханный Христов, распространяющий благоухание на всех прибегающих к тебе, миру благодатному Всесвятаго Духа, преподобне, – миро мысленное, и миро просвещающее намащающихся им с верою и помазавшихся воистинну Божественным миром Христовым: почему и явился ты заступником в Мирах, святитель, великий ученик Божия благодати.

4) (Ὁ) Пастырь добрый, он, собрав овец, и дав им жизнь (духовную), созвал внутрь ограды (церкви Христовой); исхитив же их от власти чуждаго (диавола), изранил сего, врага всех, пущенным камнем из пращи (своей духовной); сам же опять, одержав победу, подобно как Давид над Голиафом, убив камнем (из пращи), низложил всю хитрую ересь страшнаго Савелия, Нестория, Ария и прочих ересеначальников, сей великий ученик Божия благодати.

5) (Στολισμῶ) Явно облекшись одеждою добродетели, ты, как другий Моисей, великий по благодати, отче Николае, входил как бы на облаке, проходил как бы по воздуху места неприступныя, всеславне, озаряемый Божественною славою, и вместе с Аароном, Левием и Самуилом служа Христу, Избавителю всех, славный священно-учениик (ἱερομύστα2; почему вместе с ангелами жительствует он, великий ученик Божия благодати.

6) (Καιρὸς νῦν ἐξειπεῖν... ) Ныне время высказать... (и проч., как в 3-м икосе).

7) (Ἄλλος) Ты, священнейший муж, показался как другий Моисей, взошедши в облако добродетелей, Богодухновенный: ибо он принял Божественный закон, ты же, отче, принял целаго Господа закона, разделил его непорочными руками верным, преподая Божественное брашно, праведный избавитель, предстоящий пред Христом и Богом, как Аарон и Самуил; посему ты сияешь и просвещаешь сущих в вере, великий ученик Божия благодати.

8) (Ιερῶς) Ибо он, ревностный священно-учитель, ясно обучает познанию чудес своих и благодати незримой (духовной) премудрости; он богатство свое разделял со всеми, – расточал, раздавал и совершенно удовлетворял нуждающихся, как восклицает Богоотец Давид: «рог его будет во славе и вознесется во свете3, да просветится Божественным озарением, да молится (о нас) Господу сей великий ученик Божия благодати.

9) (Ὁ) Благий Боже, – Ты, основавший землю на водах утверди ум мой в страхе Твоем, Господи, чтобы мне и говорить и делать полезное для меня, и возвещать добродетельную жизнь (мужа), обитавшаго в Мирах и источавшаго из души своей миро Божественное, как реку, исполняя благоуханием все души, заболевшия в злосмрадии тяжкими грехами, и делая приятными и слова и дела вопиющих (к нему): «великий ты ученик Божия благодати!»

10) (Ψήϕῳ) По предсказанию рожденный, ты, священнейший Николае, тотчас стал на ноги прямо, сим показывая, что попирать будешь вознесенную гордыню дракона (диавола) и укротишь его безмерное зло, чтобы он не приходил ныне к прибегающим к тебе с верою и воспевающим священный твой и светоносный праздник, которым почтил Христос, признав тебя, отче, святителя и пастыря, великий ученик Божия благодати.

11) (Ἀμβακούμ) Древле Аввакум (пророк) был послан к пророку, относя пищу в ров, как написано: ты же, Богоносный, совершив одинаковый с ним подвиг, поспешил на спасение во град, в котором неправедно осужденные, как бы в яме, содержались ныне в темнице в ужасном положении, и исхитив их от смерти, даровал им жизнь вместо обильных яств; почему спасшись, с упованием воспеваем тебя, великий ученик Божия благодати.

12) (Λυτρωθέντες) Избавившиеся от несправедливейшаго убийства, всеславне, призвав себе (в помощь) твое страшное предстательство, научили всех, среди опасностей, призывать имя твое и (чрез то) освобождаться от несчастий и скорбей, от которых скоро освободи рабов твоих, во храме твоем вопиющих: «He забудь нас; ибо мы с верою возложили на тебя всю заботу нашу душевную и телесную, отче, и воспеваем тебя непрестанно: великий ты ученик Божия благодати».

13) (Μιμητὴς) Во всем быв подражателем Бога, душу свою, мудре, ты положил за стадо свое, всегда с опасностию для себя охраняя оное, отче; почему и все пасомые жезлом слова твоего, слыша сладкий глас твой, познавали (его) и следовали за тобою, удаляясь от чуждаго (гласа) и с верою в твои обители вкупе поселяясь; вместе с ними укрепи нас твоими молитвами, великий ученик Божия благодати.

14) () Некогда (Илия) Фесвитянин несся на колеснице: ты же, отче, взошед на свои добродетели, как на колесницу, достиг недостижимаго, оставив другую милоть, твое непорочное тело, разсекая море прегрешений и усугубляя, милость рабам своим, подобно как на Елиссея сугубая нашла сила Всесвятаго Духа, котораго быв сосудом, ты явился чудоносец, великий ученик Божия благодати.

15) (Σταυροτύπως) Крестообразно Моисей победил Амалика: и ты крестом сокрушиле диавола; поэтому ты, молитвами Твоими, Николае, возставил живым отрока, бывшаго при смерти, и возвратил его в свою страну, котораго народ узнав, с верою и любовию притекал к тебе, сильно желая получить от тебя благословение; но ты как оным, так и нам даруй благодать, великий ученик Божия благодати.

16) (Τὸν) Подражая мудрому Иосифу, всеславне, ты, как и оный, питал и насыщал народы; но ныне сделано более, чем тогда: ибо тот (Иосиф) изобильно раздавал хлеб нуждающимся, ты же, Богомысленне, отче Николае, мудро возвещал слово Христово, и сообщал в сердца нуждающихся восклицая: «не о хлебе едином жив будет человек4; за что с верою они прославляли тебя, великий ученик Божия благодати.

17) (Ὀπαδὸς) Неложно быв последователем апостолов, ты возревновал их жительству, отче Николае, мудрый святителю! Почему, всем быв всһ1Кор. 9:22, всех ты и пользовал: богатых побуждая не делать зла своею жестокостию, бедных же, напротив, научая переносить с радостию искушения и ожидать награды, какую подает Единый милостивый, (Бог) прославивший тебя, великий ученик Божия благодати.

18) (Ὑπὸ) Высоким смирением, святе, укротив душу, ты совсем не являлся гневающимся когда либо на ближняго (своего); ибо прибавляющаго к вере (православной) чуждое учение отвращаяс и отдаляясь, после с кроткою любовию говорил ему: «поди сюда, друг мой, помиримся, чтобы солнце не зашло во гневе нашем5. Посему и явился ты другом Господним, – великий ученик Божия благодати.

19) (Ρύπον) Избегая житейской нечистоты, ты оделся в чистоту, и, как поет великий Давид духом, ты невинный, умывал руки, Богомысленный, когда желал обойти всечестный жертвенниѻПс. 25:6, на котором, отче, непорочно принося в жертву Агнца Божия, ты явился всей земле другим Аароном, не одежду измывая, но уничтожая бедстия своего вернейшаго народа. Посему поспеши и предвари, спаси нас твоими молитвами, великий ученик Божия благодати.

20) (Ὠς) Быв бодрственнейшим стражем правых учений, ты изгонял из Двора Господня покушавшихся мыслить иначе, святителю, и умерщвлял таковых пращею молений своих; почему свыше получил славу, еще живя на земле являться земным царям, равно как и по смерти ты, как живый, предваряешь от искушений с верою призывающих в опасностях имя твое, Николае; ибо ты великий ученик Божия благодати.

21) (Μὴ) He умедли даровать предстательство свое с теплою верою умоляющим (тебя) об оном, всечестне; ибо все мы обычно всегда имеем тебя предстателем и избавителем в напастях и обстояниях, – мы, узнавшие по опыту твою скорую помощь и сострадательную любовь, святе, подобно тому, как сверх чаяния во сне ты освободил обреченных на смерть, приведших на память только твое имя, великий ученик Божия благодати.

22) (Ἀθυμία) Великая печаль объяла нас от безмерных зол, и нет отрады: но ты, отче Николае, поспешивши на помощь предавшимся злым деяниям и к аду приблизившимся, подая силу благодати твоей, подая, Богоблаженнейший, как врачество, сладкую чашу покаяния, и успешно укрепляя твердым упованием надежды, да воспеваем тебя ныне мы спасаемые: великий ты ученик Божия благодати.

23) (Νενευκότες) Преклонившись к земли душею и телом, призываем скорое твое заступление; ибо нас обдержит меч смерти, и обладают нами враги безтелесные, святый Николае, которых ты предупредив, покажи безсильным их лукавый и превозносящийся над смиренным совет, вознося рог всех с любовию сердечною верно прославляющих святый твой праздник и призывающих имя твое, великий ученик Божия благодати.

24) (Ὀυδεὶς) Нет ни одного, кто бы тебя призывал когда либо в напастях, и не получал тотчас (от тебя) избавления, святе; ибо находящихся в море и на земле не оставляешь, всегда спасая, как имеющий власть от Единаго (Бога) все Сотворившаго и ныне дарующаго силу рабам своим, как велегласно вопиет пророк: волю боящихся Бога сотворит Он (Бог6, один из которых ты – тот самый ученик Божия благодати.

25) (Ὑλικῶ) Вещественной помощи ты не требовал, получив венец от десницы Божией, всеславне, – честь победы, отче Николае; но как всегда благосердый, приими ныне песнь, которую сложил я неискусными устами (своими при помощи благодатнаго) мира твоих молитв, облагоухая все злосмрадие моего сердца, и окропляя ум мой дождем Божественнаго Духа, чтобы прославлять тебя всегда, во веки веков, – великий ученик Божия благодати!

Источник : Кондаки и икосы св. Романа Сладкопевца на некоторые дни святым, некоторые дни недели, некоторыя недели, на двунадесятые праздники и на каждый день страстной седмицы, и стихиры его же на предпразднственные и попразднственные дни пред Рождеством Христовым и по Рождестве Христове. / Перевод Диакона Сергия Цветкова. – М.: Типография Л. Ф. Снегирева, 1881. – С. 17–23.

3. Русский перевод иером. Амвросия (Тимрота) (только текст Минеи)

Кондак, глас 3

В Мирах ты, святой, явился совершителем священнодействий, / ибо Христово Евангелие исполнив, преподобный, / положил ты душу свою за людей твоих / и неповинных спас от смерти; / потому был ты освящен, / как великий служитель таинств Божией благодати.

Икос: Воспоем ныне иерарха песнями, / людям в Мvрах пастыря и учителя, / чтобы его ходатайствами просветиться: / ибо вот, он явился весь чист, невозмутим духом, / Христу принося жертву непорочную, подлинную, Богу благоприятную, / как священнослужитель, очищенный и душой и телом, / потому он – воистину Церкви покровитель и поборник ее, / как великий служитель таинств Божией благодати.

4. Иные русские переводы (только кондак-проимий)

В Мирах ты, святой, явился совершителем священнодействий: евангельское учение Христа исполнив, положил ты, преподобный, душу свою за людей твоих и неповинных избавил от смерти. Потому и освятился, как великий служитель таинств Божией благодати.

В (городе) Мирах (Ликийских) ты, святой, явился совершителем священнодействий: Евангелие Христово исполнив, положил ты, преподобный, душу свою за людей твоих и неповинных избавил от смерти. Потому и освятился, как великий служитель таинств Божией благодати.

* * *

1

Кондак и первые три икоса на сей день переведены в первый раз из Афонскаго греческаго кондакария Моск. Син. Библ., как неизданные; остальные икосы до конца – из Analecta sacra cardin. Pitri. в первый раз переведенные на Русский язык. Творение св. Романа Сладкопевца. На Греческом языке из начальных букв каждаго икоса – акростих: Ανος καὶ ὁ ψαλμὸς ωμανοῦ – Похвала и песнь Романа.

2

Так переведено сие слово в кондакарии XI в., в икосе св. Павлу Исповеднику.

3

Пс. 111и Пс. 88


Источник: Кондаки и икосы св. Романа Сладкопевца на некоторые дни святым, некоторые дни недели, некоторые недели, на двунадесятые праздники и на каждый день страстной седмицы и стихиры его же на препразднственные и попразднственные дни пред рождеством Христовым и по рождестве Христове / Пер. диакона Сергия Цветкова. - Москва : тип. Л.Ф. Снегирева, 1881. 201 с. / Кондак святителю Николаю Чудотворцу. 17-23 с.

Комментарии для сайта Cackle