Кондак святому первомученику и архидиакону Стефану

Источник

Кондак* .

Первомученик, видя пришествие (людей) беззаконных в ристалище, став пред всеми, говорил: «Христе Боже! Не постави вины (сей) неправедным сим убийцам, но отпусти, и даруй прощение им, да проповедаю я Тебя, Бога воплощеннаго, и подающаго венец (βραβεῖον) победный.»

Икосы.

1) (Τοῦ πρωτομάρτυρος) Ясно выскажу пред вами, верные, о (мужестве) первомученика и дерзости беззаконных. Ибо они прежде преследовали пророков и апостолов, как лютейшие волки, предатели Христа. Они, хитро действуя, в своем помрачении, схватили его, как агнца на заклание, побивая (его) камнями за то, что он свидетельствовал пред всеми, что он созерцает неизреченную славу. Посему они и убивают вне Иерусалима проповедующаго воскресение Христово, получив наго венец (βραβεῖον) победный.

2) (Ὁ ἐκ παρθένου) Бог, воплотившийся от Девы, и Святое Слово (рожденное) от Отца, Он Самый поистине возвещен пророками; Святый Дух Его приняли достойные рабы, – мученики и пророки, а в особенности апостолы. Поприще малое, но великая награда избранным Христовым: ибо слово проповеди (их), подобно трубе, услышано было всеми, которые с верою воспевают Бога воплощеннаго подающаго венец победный.

3) (Ὕψιστε) Превышний, Пречистый Слове Божий! Тебе подобает слава со Огцем Твоим и со Святым Духом Твоим; даруй мне, Спаситель, достойно воспеть Тебя. Ибо кто может вполне изречь Божественную Твою славу? – Свет Сый (ὀικῶν) и Неприступный, Ты свыше явился венцем Стефану: ибо, воистинну исполненный Духа Святаго, он увидел с неба славу,– Тебя, Христе, одесную Твоего неизреченнаго Отца; почему и получил он .... свыше венец победный.

4) (Τοῦτον) Сего Иисус прославил, как и Павла, прежде дерзновеннаго, ныне же сосуда истины; ибо он (Павел), некогда связывавший (других), ныне (сам) связывается узами, и ослепляется (небесным) блеском, между тем как душею прозревает; познав Осиявшаго его, падши на землю, он простирает длани, ища руководителей, вопиет и говорит; «Кто Ты, Господи, скажи мне, Владыко!» – И тотчас пришел к нему глас: «Савле, Савле, над чем ты трудишься? что гонишь? Возлюби Вышняго, и не гони подающаго венец победный».

5) (Ὃτε) Когда же (сей) избранник (Божий), прежде волк, ныне же пастырь, услышал вопиющаго; «Я Иисус, пригвожденный ко кресту, и копием прободенный; Я принял все это (на Себя) ради человеков; желая спасти падшаго, как милосердый Бог, Я распялся плотию, подая прощение мытарям и разбойникам, и отпущение грехов блудницам. Научись и ты, Савл, сострадать, и не будь страшно жестоким, звероподобным, но сделайся для Меня сосудом, чтобы ты получил венец победный».

6) (Ρήματα) Услышав Божественныя слова, Савл, во время ведения его за руку другими, пришел в Дамаск. Ища Ананию, чтобы получить (от него) прозрение и крещение, получил новое рождение (λουτρὸν) и исцеление от слепоты тотчас, чрез прикосновение руки Анании. Ибо в продолжении тридцати дней он не видел, между тем получал пищу небесную. Пищею же Писание называет ныне Тело Христово и святую Кровь Его, Котораго он явился проповедником, – подающаго венец победный.

7) (Ὥς Κορνηλίῳ) Как некогда Петр преподал благодать Корнилию, как избранному Богом за его посты и благотворения; ибо, исполнившись благих плодов он посылает за Симоном или Петром, который, крестив его, научил его и Слову (Божию). Ибо чрез веру веруют в Бога уже имеющие дух смирения, и богатство некрадомое имеющие на небеси, где седит Христос одесную Бога (Отца): – это есть сокровище благих дел, дающее венец победный.

8) (Μέγα) Таинство великое и страшное! Бог пришел на землю, обращался с грешниками, подая мытарям спасительное покаяние, дабы никто из человеков, чрез лесть, не подвергнулся неправедной погибели. Лютая смерть и совершенный суд угрожают не сотворившему милости: ибо светильник тела есть мысленное око наше, которое Спаситель и Бог путеводит и просвещает чрез познание самого себя, для получения победнаго венца.

9) (Ἃγιος) Свят, Свят Ты, Иисусе, Боже вечный и истинный! Ты, носивший нашу плоть, и никогда не скрывавший от меня Своих заповедей, избави меня от лукаваго, и освободи меня от бурных искушений сатаны. Этот страшный (враг) не перестает воевать на душу мою, день и ночь вовлекая тело мое в прельщения и (другия) дела неправедныя. Не попусти, чтобы обольстил меня (этот) хитрец, разставляющий свою сеть, и сделал меня посмешищем, как не могущаго получить небеснаго победнаго венца.

10) (Ν.... Ὅτε) Когда Стефан веден был на смерть, – влачимый беззаконным народом, он воззрел на небо, от сердца вопия и усердно моляся так: «Господи Иисусе мой, буди милостив к сим, и не воспомяни (их зла), не постави им греха сего; но Сам, Любоблагоутробный, приими во Святыя руки Свои дух раба Своего; упокой меня с Авраамом и прочими пророками». И быв услышан, он предал дух свой Господу, подающему венец победный.

11) (Ὕπνον) Тотчас успокоился блаженным сном Христов Божий; написан же сей праведник в вышних в книге живота вечнаго; а как непорочный, он непрестанно молится о спасении людей Создателю душ, чтобы, желая получить спасение свыше, мы удостоились жить жизнию ангельскою и украшенною всякою добродетелию (ἑνάρετον). Итак, о имени Твоем, Христе, всех нас сподоби, вместе с избранными Твоими, стать одесную Тебя, подающаго венец победный.

Источник : Кондаки и икосы св. Романа Сладкопевца на некоторые дни святым, некоторые дни недели, некоторыя недели, на двунадесятые праздники и на каждый день страстной седмицы, и стихиры его же на предпразднственные и попразднственные дни пред Рождеством Христовым и по Рождестве Христове. / Перевод Диакона Сергия Цветкова. – М.: Типография Л. Ф. Снегирева, 1881. – С. 39–42.

* * *

*

Переведено с греч. языка из Analecta sacra С. Pitr. Из начальных букв каждаго икоса акростих: Τοῦτο Ρωμανοῦ – сие Романово. Для полноты акростиха, как далее видно, не достает целаго икоса, который бы начинался с буквы Ν. Творение св. Романа Сладкоцевца; – в первый раз на русском языке, в Афонском кондакарии не помещенное.


Источник: Кондаки и икосы св. Романа Сладкопевца на некоторые дни святым, некоторые дни недели, некоторые недели, на двунадесятые праздники и на каждый день страстной седмицы и стихиры его же на препразднственные и попразднственные дни пред рождеством Христовым и по рождестве Христове / Пер. диакона Сергия Цветкова. - Москва : тип. Л.Ф. Снегирева, 1881. 201 с. / Кондак святому первомученику и архидиакону Стефану. 39-42 с.

Комментарии для сайта Cackle