Кондак «Торжество Креста»

Содержание

1. Церковно-славянский текст Триоди. 2. Русский перевод диак. Сергия Цветкова 3. Русский перевод П.И. Цветкова. 4. Русский перевод иером. Амвросия (Тимрота) (только текст Триоди) 5. Иной русский перевод (только кондак-проимий)

 

1. Церковно-славянский текст Триоди.

В Неделю 3-ю Великого Поста, Крестопоклонную.

Кондак, глас 7. Самогласен:

Не ктому пламенное оружие / хранит врат Едемских: / на тыя бо найде преславный соуз Древо крестное, / смертное жало, и адова победа прогнася. / Предстал бо еси Спасе мой, / вопия сущим во аде: / внидите паки в рай.

Икос:

Три кресты водрузи на Голгофе Пилат, / два разбойников, и един Жизнодавца. / Егоже виде ад, и рече сущим доле: / о слуги мои, и силы моя! / Кто водрузив гвоздие в сердце мое, / древяным мя копием внезапу прободе? / И растерзаюся, внутренними моими болю, утробою уязвляюся, / чувства моя смущают дух мой, / и понуждаются изрыгати Адама, и сущия от Адама, древом данныя ми: / Древо бо сия вводит паки в рай.

2. Русский перевод диак. Сергия Цветкова

В неделю 3-ю св. Велик. поста. (крестопоклонную)1 .

Кондак, глас 7-й самогласен.

Уже не огненный мечь охраняет теперь Едемския врата; ибо их осеняет, – удивительный (духовно-спасительный) союз,-древо крестное. Жало смерти и победа адова исчезли (1Кор. 15:55); пришел же Ты, Спаситель мой, вопия сущим во аде: «Входите опять в рай».

Икосы:

1) (Τρεῖς) Три креста водрузил Пилат на Голгофе,– два разбойникам, а один Жизнодавцу. Ад, увидев Его, сказал сущим в преисподней: О слуги мои и силы мои! Кто вонзил гвоздь в сердце мое, внезапно пронзил меня древяным копием, так что я разрушаюсь, мучусь моими внутренностями, болю чревом моим (Иер. 4:19); чувства мои возмущают дух мой, и я вынуждаюсь извергнуть Адама и сущих от Адама. Данных мне древом, сих древо (крестное) опять вводит в рай.

2) (Ὃτε) Когда услышал сие многоглавый дракон (диавол), быстро извиваясь приблизился, восклицая к аду: «Что у тебя? Зачем напрасно ты так возмутился? Что за слова ты приготовил для рожденнаго от Марии; я показал Его иудеям. Ибо к нашей пользе – крест, на котором они пригвоздили Христа. Ибо (этим) древом я хочу умертвить втораго Адама. Итак не смущайся; ибо не похитит оно у тебя тех, которых ты содержишь в своей власти; ибо из тех, над которыми, мы владычествуем, ни один не уйдет опять в рай.

3) (Ὕπαγε) – «Подойди, образумься, Велиар, вопиет ад,– беги, устремив очи свои к низу, и посмотри на корень древа внутри души моей. Оно опустилось, как железо, очень низко, во глубины мои, чтобы исторгнуть (отсюда) Адама. Образ его предживописал некогда Елиссей. вынувший из реки секиру (4Цар. 6:5–7). Пророк легким вынул тяжелое, предозначая тебе, научая и меня тому, что древом (креста) Адам, (избавившись) от скорби,, приведен будет опять в рай».

4) (Τίς) «Кто внушил тебе такую мысль, о ад? зачем ты сильно убоялся страха там, где нет страха (Пс. 13:5), из-за древа безчестнаго, сухаго и безплоднаго, присужденнаго для казни злодеев и радующихся (пролитию) крови? Ибо Пилат приискал оное, убедившись моими советами. И ты трепещешь, и казнь (крестную) считаешь могущественною, (думаешь), что она вдруг может быть спасительною? Кто обманул тебя, и кто над тобою посмеялся (внушив), яко бы падший древом, древом и возстанет, и призовется к обитанию опять в рай»?

5) (Ἂφρων) «Ты, прежде хитрый змей, – вдруг сделался безумным. Вся мудрость твоя исчезла чрез крест, и сам ты уловлен в свою собственную сеть. Возведи взор свой, и разсмотри, как ты (сам) упал в яму, которую ты вырыл. Ибо, вот, то древо, которое ты называешь сухим и безплодным, приносит плод, вкусивши котораго разбойник соделался наследиком благ Едемских. Сим крестом сделано несравненно более, нежели жезлом изведшим народ (израильский) из Египта; ибо он вводит Адама опять в рай».

6) (Παῦσαι) – «Перестань, жалкий ад, удержись от страшных слов своих; ибо эти твои слова обличают твои помыслы. Ты устрашился креста и Распятаго; но меня никто из них не поколебал, ибо это – дела (особеннаго) моего совета. Закончу же я, и открою гроб, погребу Христа, дабы ты почувствовал сугубый страх, как от гроба Его, так (и) от креста Его; а я посмотрю на тебя: ибо, во время погребения Христова, посмеюсь над тобою,– приду сказать тебе: Кто (ж) Адама вводит опять в рай?»

7) (Ἔκραξε) Тогда ад тотчас возопил к диаволу, – убогий к невидящему, слепой к слепому, говоря. «Обрати внимание, – ты ходишь во тьме, осязай, чтобы не упасть. Узнай, пойми, что говорю я (тебе), жестокосердный! так как то, что ты делаешь, затмило солнце. Ибо сие древо, которым ты хвалишься, поколебало весь мир: (оно) потрясло землю, помрачило небо, расторгло скалы и завесу, и воскресило мертвых, сущих во гробах, которые восклицают мне: «Удержи, ад! ибо Адам поспешает опять в рай"».

8) (Ἴσχυσε) – (Итак) сильно могло устрашить тебя древо Назорея, сказал диавол несчатному аду. Ты, всех умертвивший, сам умерщвлен крестом. Если на самом деле тебя устрашило древо: то должно было тебя устрашить и повешение Амана (Есф. 7:10) и оный (древяный – от кущи) гвоздь, которым Иаиль умертвила Сисару, (Суд. 4:21, 22), и те пять крестов, на которых пригвоздил некогда Иисус Навин (столько же) врагов своих2. Всего же более устрашило тебя то Едемское насаждение, которое, раз изгнав Адама, не вводит (его) опять в рай.

9) (Νῦν καιρὸς ἀνοῖξαι σοι)3 Ныне время отверсть тебе слухи твои, Велиар; ныне час показать тебе могущество креста и великую силу Распятаго. Крест тебе юродство, но всей твари он кажется престолом, на котором Иисус пригвождаемый, возседая как бы (на троне), слышит разбойника вопиющаго к Нему: «помяни мя, Господи, во царствии Твоем», – и отвечает ему, как бы с престола, что «ты сегодня, бедный, будешь царствовать вместе со Мною, ибо со Мною вместе взойдешь опять в рай».

10) (Ὅτε) Как скоро услышал сие многокозненный дракон (диавол), – мучимый (невыносимою злобою), устремился и, как он слышал, увидел (на самом деле) разбойника исповедующагося вместе со Христом уверяющим (его). Почему, ужаснувшись о сем, он ударяет себя в перси, так разсуждая (с собою): «С разбойником Он говорит, а к обвинителям Своим не отвечает; не удостоивавший некогда Пилата ни одним словом, ныне с убийцею беседует, говоря ему: «приди, наслаждайся». Что это такое? Кто когда либо видел у разбойника на кресте такия дела или слова, за которыя Он принимает его опять в рай»?

11) (Ὕψωσε) В другой раз демон возвысил свой голос, вопия: «ад, прими меня, – у тебя мое убежище. Подлинно, о твоих словах я разсуждал, но не поверив им, увидел древо, котораго ты устрашился, – древо, обагренное кровию и водою. Устрашился и я, но, уверяю, не по причине крови, но по причине воды. Ибо хотя первое предозначает смерть Иисуса, но второе жизнь. Ибо из ребра Его излилась жизнь. Ибо не первый, но второй Адам возрастил Еву, мать живущих, опять в рай».

12) (Ῥήμασι) Высказав эти слова, всезлобный болезненно признался, что он пал вместе с адом. Ибо справедливо они вместе так оплакивают свое падение: «Что такое», говорят они, «что мы защищали? Насаждение его вкоренено в земле на погибель нашу; приняв в себя (с трудом) чрез него жалкий корень, мы не сделали его сладким (γλυκασμὸν). Увы мне, мой собеседник! Увы мне, мой сотоварищь! Как вместе мы пали, так (вместе) будем и скорбеть. Ибо (вот) Адам опять входит в рай».

13) (Ὤ πῶς) «О, как же мы не вспомнили о преобразованиях сего древа! Ибо (сии прообразования) были многократно и многобразно в древности, между спасаемыми и погибающими. Древом спасен был Ной, когда совершенно погиб весь мир непокорный. Чрез него прославился Моисей, взяв жезл как какой либо скипетр. Египет же, пораженный язвами, чрез него погибает среди них как в глубоких водах. Ибо то, что им ныне сделано, было показано прежде в образе, то есть, распятие Христово4. Итак зачем мы не плачем? Ибо Адам опять входит в рай».

14) (Μεῖνον) Остановись, несчастный ад»!– стеня сказал демон, – «замолчи, воздержись, положи на уста руку. Ибо я слышу глас возвещающий радость: достиг до меня глас благовестный, шум глаголов (крестных) – как бы шум листьев. Ибо Христос, умирая, вопиял: «Отче, остави им! Но Он сокрушил меня, сказав после того: «ибо беззаконные не знают того, что делают»! Мы же знаем, что пострадавший есть Господь славы, и что Он хощет ввести Адама Опять в рай».

15) (Ἆρα) «Не указал ли когда либо Господь Моисею на (оное) древо, которое усладило некогда воду в Мерре, – чем оно было? (Исх. 15:23) Не Он ли научил, чей этот корень. Тогда Он (ничего) не сказал, ибо не восхотел. Но ныне Он всем это объявил. Ибо, вот, все исполнено радости, а нам сделалось горчае. От корня нашего происшедший процвел крест, который поставлен был на земле, – и сделалась она сладкою, произращавшая прежде терния. Ныне, как самая лучшая виноградная лоза (ἂμπελος Σωρήκ)5,он распростер свои ветви, имеющия быть пересаженными опять в рай».

16) (Νῦν oὖν) Итак ныне ты, ад, возстени, и подобно твоему (адскому) рыданию -восплачем (с тобою), созерцая то дерево, которое мы насадили, изменившимся в святое древо, под которым поселились, и на ветвях его поместились, – разбойники, убийцы, мытари и блудницы, дабы собрать плод сладости с (древа) совершенно сухаго. Ибо они (со всех сторон) окружают крест, как древо жизни; пользуясь им, как (спасительным) кораблем, они плывут на нем, и, как в тихое пристанище, направляют путь в рай».

17) (Ὃμοσον) «Поклянись же, тиран, что впредь никого не будешь ты распинать; удержи ты, тартар, свое намерение кого либо умертвить. Довольно мы испытали; удержим свои руки; да будет нам к вразумлению на будущее время то, что мы защищали. Никто из нас впредь да не будет мучить род Адамов·, ибо он запечатлен крестом, – как сокровищница, имеющая в этом сокровенном сосуде некрадомую жемчужину, которую похитил на кресте наисчастливейипий. разбойник, украдший ее у пригвожденнаго (Царя славы) и, по разбойничестве, призванный опять в рай».

18) (’Υ᾿ ψιστε) Превышний и Преславный Боже отцев и юношей! Добровольное поругание Твое соделалось нашим чествованием; ибо крестом Твоим все мы хвалимся. К сему мы пригвоздим наши мысли, и на нем повесим органы свои,-и воспоем Тебе, Господи всех, от песней Сионских, чтобы как Тарсяне некогда отнесли злато к Соломону во время, как написано, так соделай, чтобы святое древо креста Твоего ежедневно было для нас светом и неоцененным богатством, дабы всех нас оно опять вводило в рай.

Источник : Кондаки и икосы св. Романа Сладкопевца на некоторые дни святым, некоторые дни недели, некоторыя недели, на двунадесятые праздники и на каждый день страстной седмицы, и стихиры его же на предпразднственные и попразднственные дни пред Рождеством Христовым и по Рождестве Христове. / Перевод Диакона Сергия Цветкова. – М.: Типография Л. Ф. Снегирева, 1881. – С. 74–80.

3. Русский перевод П.И. Цветкова.

ТОРЖЕСТВО КРЕСТА.

Первый пролог.

Не хранит меч огненный

Дверь Едемскую:6

Перешло хранение

К Древу Крестному...7

Смерти жало вырвано

И победа адова

Ни во что обращена...8

Подступил Ты, Спасе мой,

И воззвал

К бывшим в аде:

"Шествуйте

Снова в рай»!..

Второй пролог.

Искупленьем многих быв,9

К образу Креста10

Ты, Христе, был пригвожден,

Чтобы нас спасти,

И, Честною Кровию

Исхитив от смертных уз

Наши души,

Нас с Собой потом возвел

Снова в рай.

Третий пролог.

И небесное

И земное праведно

Соликует праотцу,

Ибо воззван он

Снова в рай...

1.

На Голгофе три креста

Водрузил Пилат:

Два – разбойникам, потом,

Живодавцу Крест...

Увидавши Крест сей, рек

Долу сущим11 Ад:12

«О, пособники мои,

Моя власть и мощь!

Кто, скажите, мне вонзил

В сердце острый гвоздь?..

Древо острое меня

Прокололо вдруг

И страдаю я... В тоске

Моя внутренность,

Вся утроба, чувства все

Мучатся мои,

Дух мятется, наконец...13

Вынуждаюсь я

И Адама выбросить

И всех чад его:

Вводит данных древом мне14

Древо Крестное

Снова в рай!»

2.

Услыхав слова сии,

Многоглавый Змий,15

Извиваясь, поспешил

К Аду и вскричал:

«Что́ с тобой? Терзаешься

Понапрасну ты,

Что́ за речи говоришь?..

Древо Крестное,

Испугавшее тебя,

Я Рожденному

От Марии преподнес

Чрез врагов Его...16

Крест, на коем был Христос

Распят, прибыль нам...17

Я Адама новаго18

Древом сим хочу

Уничтожить... Не страшись;

Не похитит он

Обдадаемых тобой,–

Тех, над коими

Мы теперь властители;

Не войдет никто

Снова в рай...

3.

«Велиар!19 Проснись, проснись!»-

Отозвался Ад –

«Беги скоро и твои

Очи устреми:

Се, внутри души моей

Корень онаго

Древа... Он, как меч, проник

В глубины мои,

Чтоб из преисподней был

Возведен Адам...

Сего образ Елиссей

Нам предначертал,

Из реки достав топор...20

Что ж свершил пророк?

Он тяжеловесное

Легким вытащил.

Покажу я и тебе,

И уча меня,

Что чрез Древо оное

Праотец Адам

От несчастья своего

Будет возвращен

Снова в рай»...

4.

«Кто внушил тебе, о Ад,

Таковую мысль?..

В страхе ты, и от того,21

В чем и страха нет...22

Устрашился Древа ты,

Древа гнуснаго,

Не дающаго плодов.

Зиждется оно

Для злодеев-кровопийц...

Крест воздвиг Пилат

По моим внушениям.

Я толкнул на то...

Ты ж дрожишь и думаешь,

Что спасительным

Сделается этот Крест,

Полным крепости

Сделается слабое...

Кто прельстил тебя

Й, смеясь, рек, будто бы

Древом сгубленный

Древом возстановится,

Призовется жить

Снова в рай»...

5.

«Вдруг безсмысленным ты стал,

Прежде мудрый Змий!

Уничтожена Крестом

Мудрость вся твоя

И в свою ж сеть пойман ты!..

Подними глаза

И смотри: ведь ты теперь

Ниспровергнут сам

В ров, ископанный тобой!..23

Се, безплодное

Древо то, как ты сказал.

Выростило плод,

И разбойник днесь, вкусив

Онаго плода,

Сделался наследником

Рая сладостей...

Древо сие сделало

Для разбойника

Больше, нежели тот жезл,

Что евреев вел

Из Египетской земли...24

Вводится Адам

Снова в рай...

6.

«Перестань, Ад! Удержись

От слов робости!

Обличают те слова

Чувства все твои...

Испугался ты Креста

И Распятаго...

Но меня то25 не страшит,

По внушению

Совершилось моему

Все сие... Теперь

Довершу я бывшее,

И отверзу гроб,

И Христа похороню,

Чтоб имел двойной

Страх ты: гроба и Креста:

Страх твой видим мне...

После ж похорон Христа

Как я над тобой

Посмеюсь, как посмеюсь!..

Я приду к тебе

И воскликну; «Кем Адам

Возвращается

Снова в рай»?..

7.

Отвечает тотчас же

Ад Диаволу:

«Ничего не видящий

Говорит слепцу:26

«Эй, смотри! Ты в тьме идешь!,

Тише, чтоб не пасть!»

Вникни в то, о, ум тупой,

Что я говорю...

От деянья твоего

Солнца свет померк...

Ликовал о Древе ты,

А оно теперь

Весь перевернуло мир.

Землю потрясло,

Помрачило небеса

И с завесою27

Разорвало камни гор,

Мертвых из гробов

Воскресило и они

Возглашают мне:

«Ад! держи, держи теперь!..

Шествует Адам Снова в рай»...

8.

«Древа Назарянина28

Сробел. сробел ты» –

К Аду угнетенному

Так Диавол рек.

«От Креста мертв сделался

Умерщвлявший всех...

Если ужаснулся ты

Древа онаго,

Ужаснуться должен был

Так же точно ты

И Аманова креста29

И того кола,

Коим был Сисара злой,

Хананеев вождь,

Иаилью умерщвлен,30

И пяти крестов.

К коим пригвоздил царей

Иисус Навин...31

Крайне испугался ты

Древа онаго...

Древом удален Адам.

Древо не введет

Снова в рай»!..

9.

«О, пора тебе отверсть

Уши, Велиар!

Пришло время показать

Мощь Креста тебе

И Распятаго на нем

Власть великую...

Крест. юродство для тебя,32

А для твари всей

Он – престол возвышенный,

За которым Сам

Пригвожденный ко Кресту

Возседя, как Царь,

Слушает разбойника,

Рекшаго к Нему:

«Помяни меня в Твоем

Царстве, Господи»

И ответствует ему

С высоты Креста,

Будто бы с судилища:

«Ныне, о бедняк,

В Моем царстве будешь ты33

И со Мной войдешь

Снова в рай»...

10.

Услыхав сии слова,

Злохудожный Змий

Ринулся отчаянно,

И вот слышит он

Исповедь разбойника

Сораспятаго

И свидетельство Христа...34

Пораженный сим.

Говорит Змий сам с собой,

В грудь бия себя:

«Речь ведет с разбойником.

Не ответствуя

Обвинителям Своим...

Словом не почтив

Гордаго правителя,35

Днесь убийце рек:

«Радуйся, днесь членом став

Царства Моего»!..

Кто когда-либо воззрел.

Вознесен на Крест,

На слова разбойника

Иль дела и ввел

Снова в рай»!..

11.

Возвышает еще раз36

Демон голос свой:

«Ад, прими меня!.. К тебе

Прибегаю я...37

Признаю днесь верными

Те слова твои,

Коим не поверил я...

Вижу дерево,

Испугавшее тебя,

Кровью и водой

Ныне обагренное...

Устрашился я,

И не крови, но воды:

Иисуса смерть

Та обозначает кровь,

А вода та – жизнь!..

Из ребра Его ключем

Устремилась жизнь,

И не первый, но вторый

Перенес Адам38

Еву – всех живущих мать,

Кару несшую,

Снова в рай...

12.

Против воли в сих словах

Злохудожный Змий

Исповедал, что сражен

Вместе с Адом он...

Оба о падении

Сокрушаются

И оплакивают так:

«Что́ нам сделалось?

И откуда Древо то,

О которое

Наша сокрушилась жизнь...

Неожиданно

Оно выросло в земле.

К нашей пагубе...

Горькие плоды привив.

Сладости его

Не переменили мы...

Горе, горе нам,

Общник, сотоварищ мой!

Вместе пали мы,

Вместе будем и скорбеть...

Шествует Адам

Снова в рай...

13.

«Как мы не припомнили

Древа образов.

Древле нам проявленных

Много, много раз39

Как в спасавшихся от бед.

Так равно и в тех,

Кои гибель обрели?..

Древом Ной спасен.

А неверующий мир

Залит был водой...40

Моисей прославился,

Жезл нося, как скиптр.

А Египет казнями

От жезла сего,

Как волной глубокою,

Ниспровергнут был...41

То́, что́ Древо сделало

Ныне, как Христос

На нем распят, в образах

Было явлено...

Ах, как нам не горевать:

Се, грядет Адам

Снова в рай»...

14.

«Ах, постой, несчастный Ад» –

Демон с стоном рек –

«Руку приложи к устам.

Удержись от слов:

Радость возвещающий

Голос слышу я;

До меня донесся звук

Благовестия...

Как бы листьев от Креста

Шелест сладостный

Различаю теперь я:

То́ – Христос гласит

Пред Своею смертию:

«Отче! прости сим»!..

Смертоносно мне сие

Прибавление:

«Что́ творят, не ведают....42

Ясно, ясно, днесь,

Что Распятый на Кресте

Славы есть Господь43

И чрез древо падшаго

Хочет возвратить Снова в рай...

15.

Древо, воды Меррския

Усладившее,

Моисею указав.44

Разве Сам Господь

Не внушил, что́ есть оно

И корень чего?..

Правда, не сказал в словах.

Ибо не хотел.

Но днесь ясно всем сие...

Сладким стало все,

Мы ж теперь огорчены...

Крест из нашего

Вырос корня горькаго...

В землю брошенный,

Сделал ее сладкою,–

Ту, которая

Возращала некогда

Лишь шипы одни...

Днесь же этот самый Крест

Ветви распростер,

Как бы виноград Сорек45

Для внедренья их46

Снова в рай...

16.

«Возстени же ныне, Ад.

Возскорбим и мы

При твоих стенаниях,

Древо увидав,

Нами насажденное

Превратившимся

В древо освящения,47

Под которым сень

Для себя воздвигнули

И свили гнездо

На ветвях котораго

Нечестивые

Мытари, разбойники

И развратницы,48

Чтоб сухого дерева

Сладкий плод снимать...

Устремляются к Кресту,

Как к спасению,

И его оплотом взяв

С оным плавают

И, как в пристань тихую,

Возвращаются

Снова в рай»...

17.

«Поклянись же ты, тиран.

Никого теперь

Более не распинать»!..49

«Укрепись также,

Тартар, ты в решении

Смерть не наносить...

Много испытали мы,

Сложим руки днесь!..

Пусть уроком будет нам

На грядущее

То́, что́ мы перенесли...

Пусть никто из нас

Не терзает более

Чад Адамовых...

На Кресте сокровище

Было спрятано,

Чистую жемчужину

Содержавшее,50

И разбойник, быв умен.

У Распятаго

Ту жемчужину унес51

И восхищен был

Снова в рай»!..

18.

Боже всех, Живый горе!

Стал нам честию

Добровольный Твой позор.

На Кресте Твоем

Все снискали славу мы...52

Пригвоздим к Нему

Умы наши и на Нем

Гусли распрострем...

Песнями Сионскими

Будем петь всегда Тебя-

Господа всего,53

Чтоб. как некогда

Корабли Фарсийские

Благовременно

Привозили золото,

Как написано,54

Соломону, Богу храм

Созидавшему,

Приносило нам Твое

Древо каждый день

Свет и все сокровища

И ввело нас всех

Снова в рай...

К песни «Торжество Креста».

Между тем как в туринской рукописи и триодях песнь «Торжество Креста» принадлежит к службе недели средопостной, когда совершается чествование Животворящаго Креста, в рукописи Корсини песнь сия относится к пятку Страстной седмицы и надписывается так. «ἔτερον κοντάκιον τῆς γίας παρασκευῆς, ἦχος βαρύς, ποίημα ωμανοῦ» (Piträ Analecta s. t. I. p. 53).

В песни «Торжество Креста» прославляется Крест Христов. точнее, изображается действие, произведенное распятием Господа на ад и Велиара. Ад, представленный олицетворенным. сразу теряет мужество; Велиар сначала храбрится и хвастается, но потом и он признает силу Креста и свое поражение.

Источник : Песни св. Романа Сладкопевца на Страстную Седмицу в русском переводе П. Цветкова. М.: 1900. – С. 183–197.

4. Русский перевод иером. Амвросия (Тимрота) (только текст Триоди)

Кондак, глас 7

Уже пламенный меч / не охраняет врат Эдема, / ибо он чудесно связан / древом Креста. / Изгнаны жало смерти и победа ада, / и Ты, Спаситель мой, предстал, / взывая во аде пребывавшим: / «Снова входите в рай!»

Икос:

Три креста водрузил на Голгофе Пилат: / два – разбойникам, и один – жизни Подателю. / Его увидел ад и обратился / к находившимся в преисподней: / «О служители мои и воинства мои! / Кто Он, вонзивший гвоздь в сердце мое? / Деревянным копьем Он пронзил меня внезапно, / и скоро буду я расторгнут! / Внутренности мои болят, чрево мое страдает, / чувства мои дух мой томят, / и понуждаем я извергнуть Адама и тех, кто от Адама, / из-за древа преданных мне. / Ведь это Древо их вводит снова в рай!»

5. Иной русский перевод (только кондак-проимий)

Уже пламенный меч не охраняет врат Едема: он чудесно угашен Древом Креста; жала смерти и адовой победы больше нет; ибо явился Ты, Спаситель мой, с кликом к находившимся в аду: «Идите опять в рай!»

* * *

1

Переведено с Греч. яз. из Analecta sacra Card. Pitri. Творение св. Романа Сладкопевца. Акростих из начальных букв каждаго икоса: τοῦ ταπεινοῦ Ρωμανοῦ – смиреннаго Романа. Тоже самое с Афон. кондакария переведено протоиереем М. С. Боголюбским. Душ. Чт. сентябрь 1869 г.^В analecta sacra на греч. языке помещены еще два следующие кондака.^а) Воистину как искупление за многих пригвоздился Ты крестообразно, Христе Боже наш, искупивший нас: ибо Ты честною кровию Своею человеколюбно исхитил души наши от смерти, опять привел нас в рай.^б) Небесное и земное по справедливости сорадуются Адаму; потому что он опять призван в рай.

2

Царей Иевусейских. Нав. 10:26.

3

Перевод сего икоса заимствован из кондакария архимандрита Амфилохия. Стран. 48.

4

В Аф. конд: σταυρᾶ.

5

В Афон. кондакарии поставлено: σωρὶχ. В пятой главе книги пророка Исаии крест Христов, как насаждение Божественное, именуется лозою избранною, и в греч. Библии (по переводу 70-ти толковников, изд. 1709 г.) называется, согласно правописанию К. Питры, – ἂμπελος Σωρὴκ Ис. 5:2.

10

Т.-е. к Древу, имевшему вид или образ креста.

11

Т.-е. обитателям ада.

12

Ад представлен здесь живым и чувствующим. как бы властителем преисподней.

14

Т.-е. древом познания добра и зла.

15

Разумеется, конечно, диавол искуситель (ср. Быт. 3:1 и сл.).

16

Т.-е. чрез иудеев.

17

Прибыль не только потому, что еще умер человек. но и потому, что умер человек, учивший добру, исцелявший от болезней.

18

В подлиннике: τὸν Ἀδὰμ, τὸν δεύτερον. Ср. 1Кор. 15:45–49.

19

Велиаром называется дух злобы и в Св. Писании, напр., во 2Кор. 6:16.

20

4Цар. 6:5–7. – Крест сам по себе не имел никакой силы, но совершил великое, подобно тому, как Елисей посредством дерева, брошеннаго в реку, вытащил тяжелый топор.

21

Т. е.: и от того в страхе.

22

Выражение взято из Пс. 13:5.

23

Диавол древом прельстил прародителей, древом же и сам был прельщен. Ср. канона на Воздвижение Креста Господня песни 5 ирмос.

25

Т.-е. Крест и Распятый на нем.

26

В подлиннике: ὁ πηρὸς μὴ βλέποντι, τυφλὸς τυφλῷ. Ср. Мф.23

27

Т.-е. завесою храма Иерусалимскаго.

28

Так называется здесь Иисус Христос от места Своего рождения. Мф. 2:23 и слич. Ин. 1:45–46.

31

Нав. 10:23–26.-Диавол указывает на эти казни в неправильной мысли, что Крест Господень по силе равен другим крестам, служившим орудием казни.

32

Выражение взято из 1Кор. 1:18.

34

Разбойник. обратившись с мольбою о прощении к Сораспятому с ним, исповедал Его Богом. Иисус Христос. воззвав разбойника за покаяние и веру в рай, подтвердил его исповедание.

35

Т. е. Пилата.

36

Как бы после некоторой остановки.

37

Что переубедило диавола относительно силы Распятаго на Кресте? Его любовь и милосердие.

38

1Кор. 15:45 и сл.

39

В подлиннике: πολυμερῶς, πολυτροπῶς. Ср. Евр. 1:1.

43

Выражение взято из Пс. 23:10.

45

Сорек – это особаго рода виноградная лоза, приносившая небольшия, но сладкия ягоды.

46

По-видимому, Крест Христов параллелизуется здесь с древом жизни, росшим в раю.

47

Ибо Господь чрез Крест исправил последствия вкушения от древа познания добра и зла, к которому подстрекнул прародителей дух злобы.

48

Одним словом, все грешное.

49

Первые три стиха сей строфы должно понимать, как обращение Ада к Диаволу, а последующие стихи, как обращение Диавола к Аду.

51

Собственно имеются в виду слова Господа: «днесь со Мною будеши в раи», бывшия ответом на покаяние разбойника.

52

С последующаго (6) стиха сей строфы св. певец обращается к слушателям.

Комментарии для сайта Cackle