Азбука верыПравославная библиотекасвятитель Герман КонстантинопольскийСлово на Положение и поклонение Всечтимому и Честному Поясу Пресвятой Богородицы и Приснодевы Марии


святитель Герман Константинопольский

Слово на Положение и поклонение Всечтимому и Честному Поясу Пресвятой Богородицы и Приснодевы Марии

«Преславная глаголашася о Тебе, Граде Божий», – так возвещал нам движимый Духом Святым пророк и царь Давид. Воистину так явлен был подлинный Град Великого Царя, о Котором сложено было столь много прекрасных слов и гимнов. Кто же есть сей Град? Мне представляется, что Божественный Давид говорит здесь явственно и несомненно о Той воистину избранной и возвышающейся не только над самыми высокими домами, но и над высочайшими горами и вершинами земли. Ибо всех их превышает своими великими Божественными добродетелями и превосходит чистотой Пречистая и Пренепорочная Богородица. В Ней поселился Царь царствующих и Господь господствующих, и, как еще лучше можно сказать словами святого Апостола, в Ней поселилась «вся полнота Божества телесно». Дева Богородица есть воистину преславный Град Божий. Она есть мысленный Сион. Именно о Ней, я думаю, пророчески говорил Давид. И не будет далеко от действительности назвать Ее также и Храмом преславного Града. Ибо если сохраняются в памяти многих и надолго те имена, которые высечены на могильных плитах, и если и по сей день высятся колонны и памятники в честь людей, даже имена которых мы не имеем права произнести, хоть слава их пребывает среди непорочнейших, что сказать нам о прославленной Богом и Всепетой Дщери, Всечистой и Всенепорочной Богородице? Ибо если Она стала Одушевленным Градом Царя Христа, то по праву и пресвятой храм, который мы освящаем сегодня в праздник Положения Честного Пояса Ее, есть и называется прославленным Богом градом. Градом, что не записывает имена подданных своих, находящихся в повелении не у смертного и земного царя, но у Царя Небесного, приводящего их к вечной жизни и дарящего всем, следующим за Ним, Царствие Свое.

Честные и благочестивые слушатели мои, когда вы слышите о сегодняшнем празднике Освящения, да приходят вам на ум новые постройки и здания, которые недавно закончили возводить, но да приходит и духовное освящение, при котором наш внутренний человек скидывает старые и рваные одежды греха, облачается в новые ризы благочестия и живет новой жизнью Христовой. Именно этому радуется и Всенепорочная Богородица. Стяжав необходимые добродетели и начав жить новую в Боге жизнь, насладимся же и мы в чистоте чистым праздником Чистой и Непорочной. И, как бы к Ней Самой, да придем мы к всечестному храму Ее, приведя в порядок все помыслы и поступки наши и обратив их все к лучшему. Да не совершим мы чего-либо недостойного дней освящения, как гласит Писание, ни в поступи нашей, ни в смехе нашем, и даже украшение одежд наших пусть не будут неподобающим. И о чем я говорю? Не только это, но и сами мысли наши да приведем мы в порядок. И всему этому да предшествует милосердие, ибо именно им ублажается и успокаивается Бог, дабы отпраздновать нам сегодня обновленными и телом и душой день освящения Храма Пренепорочной и по плоти Матери Бога нашего.

Итак, сегодня празднуем мы Положение и поклонение Честному Поясу Девы нашей Богородицы. Того пояса, который опоясывал Всесвятое Тело и покрывал Сокрывшегося в Чреве Ее Бога. Того пояса, который прекрасно и смиренно украшал Ковчег Божий, сиречь Марию. Того пояса, который не единожды орошался чистыми каплями млека Пренепорочной Богородицы. И да не сочтет никто из укоряющих нас неподобающим говорить и воздавать хвалы бездушным вещам, таким как Честной Пояс, подобающим живым людям.

Известно, что когда вливают в сосуд благоухающее миро, то от соприкосновения с ним даже после того, как сосуд снова опустошается, он сохраняет надолго благоухание. Что же сказать о Поясе, который опоясывал Пречистое и Всенепорочное Тело Богородицы, которое есть воистину Неисчерпаемое Божественное Миро? Как не сохранить ему навеки благоухания исцелений и не наполнять им всех, подходящих к нему с верой и рвением? Не благоухание млека, но благоухание Божественное и всечтимое, благоухание, быстро врачующее страдания душевные и телесные. И если уж, как мы сказали, бездушный сосуд, соприкоснувшись с бездушным миром, приобретает его качества, что же сказать о Поясе, прикасавшемся к одушевленному жилищу Божественного Слова, сиречь к Богородице? Разве не следует нам поспешать? Разве не следует поклониться? Разве не следует просить у него полного очищение души и тела? Разве не следует говорить с ним, как с живым, и приносить ему славящие его песнопения? Совершим же сейчас это.

О Пояс, опоясывающий Источник жизни и дающий жизнь вечную всем чтущим тебя.

О Пояс, всегда дарующий к тебе прибегающим умерщвление страстей, мужество и силы на стяжание добродетелей.

О Пояс, не дающий пасть и придающий силы немощи природы нашей и поражающий видимых и невидимых врагов наших. И разве не достойно сие восхищения? Ибо когда мы славим Мать, радуется и любящий Ее Сын. И потому, подчиняясь закону природы, хоть и говоря о сверхприродных предметах, мы посвятим Матери сие торжественное слово, да не отвергнет его и Преблагой Господь. Ибо как воистину пожелал Он родиться как человек от Нее и согласился называться Сыном Ее, так же примет и Всемилосердный с дерзновением приносимое Ему торжественное слово.

О Пояс Чтимый, подай освящение, исцеление, прощение, здоровье нам, пришедшим с верою и желанием поклониться всечестному храму твоему.

О Пояс Чтимый, окружающий и охраняющий град твой и народ твой, и спасающий его от всякого варварского набега.

О Пояс Честной, опоясывающий Божественное Слово, находящееся в чреве Девы, и исполнившийся от этого благословения исцеления, ныне источаемого на нас.

О Пояс Радостный, приблизившийся с почтением к Пресмиренному Телу нетленной Матери Божией, и от Него облекшийся в нетление и пребывающий нетленным, что явствует из истинной причины того, что он дошел до нас.

Почему же беремся мы за то, чего не можем сделать, и спешим достичь недостижимого, иными словами, тщимся почтить Ее достойными словами, хоть это и Ангелам недоступно. Но ты, Честной Пояс Пречестной Матери Божией нашей, опоясай нас истиной, справедливостью и кротостью. Сделай нас наследниками вечной и блаженной жизни и сохрани нашу временную жизнь вдали от набегов видимых и невидимых врагов. Соблюди твердой и мирной веру, о Ты, Всенепорочный Пояс Всенепорочной, удел свой, сию Гору Святую и Всечтимую, святыни твои и сей величественный монастырь, и весь народ свой соблюди в правой вере целых в государстве Божием, невредимых от любого искушения. И да будешь ты для нас силой и помощью, стеной и твердыней, пристанищем и спасительным прибежищем. Ты же, Всечистая и Всеблагая и Всемилосердная Дева, отрада христиан, теплое утешение печалящихся, готовое прибежище грешникам, не покидай нас, сирых, без Твоей Божественной помощи. Ибо если и Ты покинешь нас, к кому же тогда нам прибегнуть? И что же тогда будет с нами, о Пресвятая Богородица, Ты бо есть дыхание и жизнь христиан? Ибо как у тела нашего есть дыхание как признак жизни, так же и пресвятое имя Твое, произносимое непрестанно рабами Твоими во всякий час, во всяком месте и всяким способом, это не просто признак, но и то, что само дает нам жизнь, и радость, и помощь. Покрой нас крылами Своей доброты. Защити нас Своим заступничеством. Подай нам вечную жизнь, ибо Ты есть постоянная и непоколебимая надежда христиан. Ибо мы, бедные на дела и поступки Божьи, видя богатство доброты, которое Он нам дал, скажем: «Милости Господней полна земля», сиречь: вся земля наполнена милостью Господней. Мы, по множеству грехов своих отошедшие далеко от Бога, испросили Его и нашли Его с Твоей помощью. И найдя Его, спаслись. Ибо сильна в деле спасения помощь Твоя, Богородица, и потому и не нужен нам никакой другой посредник перед Богом. Это мы не только просто знаем, но и убедились в сем на своем опыте. На все то, что не единожды просили мы у Тебя как у быстрой помощи, получали в ответ богатые дары Твои. И ныне прибегаем к Тебе мы, народ Твой, удел Твой, стадо Твое, сиречь христиане, которые удостоились носить имя Сына Твоего. Воистину нет конца у величия Твоего. Нет насыщения Твоей помощью. Неисчислима Твоя благая сила. Никто не спасается без Твоей помощи, Пресвятая. Никто не избегает страданий без Тебя, Всенепорочная. И никому не даруется прощение без Тебя, Всесмиренная. Кто не ублажит Тебя за все это? Кто не восславит Тебя? Недостойно Тебя, но с великим рвением. Тебя, прославленную, исполненную блаженства, получившую величие от Сына Твоего и Бога великим и достойным восхищения способом, и потому воспеваемую и ублажаемую всеми родами людскими.

Кто еще после Сына Твоего заботится о человеческом роде так, как Ты? Кто еще столь сильно сострадает нам в нашем горе? Кто с такой быстротой избавляет нас от посещающих нас искушений? Кто еще столь неусыпно внимает мольбам и защищает грешников? Кто еще столь сильно печется о неисправимых? Имея материнское дерзновение просить у Сына Твоего, Твоими молитвами и посредничеством Твоим, Ты спасаешь и избавляешь от вечных адских мук нас, осужденных за грехи наши, не дерзающих даже поднять взоры свои на небеса. И потому в печали к Тебе прибегаем, от несправедливостей ищем у Тебя защиты, удрученные несчастьями просим у Тебя помощи. Тебя же Саму не вмещает в себя человеческий разум.

Все сверхприродно, все превышает человеческий разум и силы, потому и заступничество Твое непостижимо. Ибо отосланных, изгнанных, преследуемых помирила Ты с Сыном Своим и сделала их Его сынами и наследниками. Ты погибающим ежедневно в пучине грехов протягиваешь руку помощи и спасаешь их из бурного моря. Ты отводишь стрелы лукавого от рабов Твоих и спасаешь их одним лишь призванием имени Твоего. Ты, Всенепорочная, избавляешь призывающих Тебя от любой напасти и искушения. И потому спешим мы со рвением в храм Твой и, стоя в нем, ощущаем себя, как на небе. Славословя Тебя во храме, думаем, что воспеваем Тебя вместе с Ангелами.

Какой другой род человеческий, кроме христиан, насладился столь великой славой, получил такую великую помощь и такое великое заступничество? Кто, глядя с верой на Твой Честной Пояс, Богородица, не исполнится сейчас же радостью и благодарностью? Кто, ревностно поклонившись ему, ушел, не получив ответа на свои затруднения? Кто, посмотрев на образ Твой, не забыл немедленно все печали свои? Тем же, кто не пришел во всечтимый храм Твой, в котором пожелала Ты находиться Честному Твоему Поясу, положение которого мы празднуем сегодня, не можем мы описать великую радость, веселье и наслаждение, которого могли бы они удостоиться.

Но Ты, Богородица, Ты есть ручка, из которой испили прохладную манну мы все, измученные бедами! Богородица, Ты есть трапеза, на которой насытились Хлебом Жизни все голодные. О Богородица, Ты есть светильник, наполнивший великим светом всех сидящих во тьме! Ты, Богородица, получила от Бога достойную Тебя и подобающую Тебе похвалу. Не отвергни же и нашу недостойную похвалу, которую со рвением приносим Тебе. Не отвернись от молитвенного слова, исходящего из недостойных губ. Но, Богославная, воззрев на рвение наше, даруй нам прощение грехов, наслаждение вечной жизни и избавление от любой порчи.

Воззри, Богородица, со святого жилища Своего на народ Свой, почитающий Тебя Госпожой и Заступницей и Девой, собравшийся воспеть тебя всей душой и, ниспослав на него Божественный Свой взгляд, избавь его от всяких бед и печалей, любой болезни и порчи, и сохрани его от всякого искушения. Исполни его всякой радостью, заботой и благодатью. И милостью Сына Своего, Человеколюбца Бога нашего, в час, когда предстоит нам предстать перед судом Его, великой силою Своею и дерзновением Своим материнским, избавь нас от вечных адских мук и удостой нас получить вечные блага по Благодати и человеколюбию Господа нашего Иисуса Христа, рожденного от Тебя, Которому подобает слава и сила и ныне, и в нескончаемых веках. Аминь.



Источник: Перевод на новогреческий: Александрос Христодулу, богослов.

Помощь в распознавании текстов