Библиотеке требуются волонтёры

Источник

Рождество Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа

25 декабря / 7 января

Слава в вышних Богу, и на земли мир, во человецех благоволение.

Лк.2:14

Ночь... Тихая, безмятежная, благодатная, неповторяемая ночь. Иерусалим, Вифлеем и их окрестности – все объято крепким сном. Только пастухи не спят, привычно охраняя свои стада в поле.

Ни одним звуком не нарушается торжественная ночная тишина. Даже стада бессловесных животных – и те, казалось, застыли в своей неподвижности и насторожились. Вся природа как бы замерла в ожидании чего–то необычного, величественного, чудесного.

И вот до слуха пастухов из глубины небес доносится чудное пение: Слава в вышних Богу, и на земли мир, во человецех благоволение.

Это святые Ангелы Божии слетели с небесных высот на землю и прославляют родившегося от Пречистые Девы Марии Спасителя мира.

Пораженные чудесным пением, пастухи получают от Ангела весть о рождении Божественного Младенца в знакомом для них вертепе, приходят туда, находят Его лежащим в яслях и поклоняются Ему.

На поклонение Ему пришли из далекой Персии мудрые волхвы и принесли в дар новорожденному Младенцу золото, ладан и смирну. Чудесная звезда привела их: «И се, звезда, юже видеша на востоце, идяше пред ними, дóндеже пришедши ста верху, идеже бе Отроча» (Мф.2:9).

О Вифлеемская звезда! Не для одних только волхвов стала ты звездой путеводною, но и для всех нас, верующих во Христа, – для всех, кто подобно волхвам пришел сюда, чтобы поклониться родившемуся Младенцу Иисусу.

Богатые дары принесли Ему волхвы, а что мы можем принести Ему в дар и можем ли? Да, можем. И не только можем принести Ему духовные дары – молитву и славословие, но и дары вещественные, дары милосердия.

Его, Божественного Младенца, нет с нами телесно, но с нами Его братья, о которых Он Сам говорит: «Понеже сотвористе единому сих братий Моих меньших, Мне сотвористе» (Мф.25:40).

Кто же эти братья Христовы? Все нуждающиеся, обездоленные, все голодные, больные, отверженные, бесприютные и из них, прежде всего, малые дети.

Рождественские праздники – это праздники детские по преимуществу, поэтому всякая помощь, оказанная нуждающимся детям, будет дар лежащему в яслях Младенцу Иисусу.

Мать! Ты любишь своих детей, ты знаешь, с каким нетерпением ожидают они праздника Рождества Христова. Сколько неподдельной детской радости доставит им устроенная тобой блестящая елка.

А там, по соседству с твоей квартирой, живет бедная вдова с детьми. Она не может порадовать их елкой. Не забудь же об этих детях и, когда будешь устраивать елку для своих детей, пригласи и детей соседки на детский вечер. Это будет твой дар лежащему в яслях Младенцу Иисусу.

Чадолюбивая мать! Твои дети не испытали голода. Господь благословил твой труд, и ты обеспечила своих детей обильным питанием. Вспомни о голодных сиротах, накорми их. Это будет твой дар лежащему в яслях Младенцу Иисусу.

Уже взошла Вифлеемская звезда. Она зовет нас к делам милосердия. Позаботьтесь же о бедных, нуждающихся детях, о круглых сиротах, лишенных материнской ласки, приютите, обогрейте, приласкайте их во имя лежащего в яслях Младенца Иисуса и верьте: Он примет ваши дары, как золото волхвов, как их ладан и смирну.

«Нас бо ради родися Отроча Младо, Превечный Бог». (Кондак праздника).

Исполнилось обетование Божие, данное Аврааму, Исааку и Иакову о рождении от семени их Спасителя мира.

Сын Божий сошел с неба на землю, воплотился от Пресвятой Девы Марии, Своим учением и чудесами открыл нам тайны бытия Божия и Царства Небесного, взял на Себя грехи всего мира, пострадал на Кресте за нас, Своею смертью «искупил нас от клятвы законныя» (Гал.3:13), примирил падшего человека с Богом, и водворился «мир на земле и в человецех благоволение» (Лк.2:14).

Господь Бог по Своему великому милосердию и неизреченному человеколюбию не пощадил Сына Своего Единородного, «да всяк веруяй в Онь не погибнет, но имать живот вечный» (Ин.3:15).

Вечная блаженная жизнь со Христом, – вот к чему должен стремиться христианин. А что мы видим в действительности? В погоне за временными благами люди забыли завет Христа: «Ищите же прежде Царствия Божия и правды Его, и сия вся приложатся вам» (Мф.6:33).

Забыли этот завет, – и отлетел мир от земли, и в человецех уже не благоволение, а взаимная вражда и затаенная ненависть; не любовь царит между народами, а злостное стремление к взаимному массовому истреблению.

Что мы пережили за годы Второй мировой войны? Ужасы страшного невиданного кровопролития и разрушений. Еще и теперь не изжиты глубокие раны, нанесенные войной нашей Родине.

Водворился мир, мы со спокойным сердцем славим Христа: Слава в вышних Богу, и на земли мир, но благоволения в человецех все еще нет.

Мир, завоеванный силой оружия, обеспечивает нам только спокойное, безопасное земное существование, но не дает нам духовного удовлетворения во Христе, не приносит нам того благоволения, о котором пели Ангелы Божии в святую рождественскую ночь.

Это благоволение впервые принес людям родившийся в Вифлееме Иудейском Божественный Младенец Иисус.

В единении с Ним всякий верующий внутренне переживает такое блаженное состояние, о котором рассказать невозможно, ибо в языке человеческом нет слов для его описания. По выражению святого апостола Павла, «не леть есть человеку глаголати» (2Кор.12:4).

К сожалению, между нами, еще много таких людей, которые и в Бога не веруют, и от Христа отреклись, и в Церковь Божию не ходят. Для них нет ни светлого праздника Рождества Христова, ни мира духовного, ни благоволения Божия.

За каждым Богослужением Святая Церковь Православная молится о мире всего мира, о благосостоянии Святых Божиих Церквей и соединении всех. И мы веруем, что настанет день, когда неверующие наши братья и дети обратятся ко Христу и с искренним чувством из глубины любящего сердца воскликнут вместе с нами: «Нас бо ради родися Отроча Младо, Превечный Бог».

Не думайте, что Я пришел принести мир на землю; не мир пришел Я принести, но меч.

Мф.10:34

В вертепе у подошвы Вифлеемской горы во дни Ирода царя совершилось величайшее мировое событие: Сын Божий родился от Пресвятой Девы Марии.

Так исполнилось обетование Божие, данное Аврааму, Исааку и Иакову, о рождении от их семени Мессии – Христа.

В акте Воплощения Сына Божия от Пресвятой Девы Марии проявилась безграничная любовь Божия к падшему человеку, ко всем нам – грешным людям. «Любовь познали мы в том, что Он положил за нас душу Свою: и мы должны полагать души свои за братьев» (1Ин.3:16), – говорит Иоанн Богослов.

И прославили святые Ангелы Божии Господа Вышних Сил в рождественскую ночь, возвещая пастухам радостную весть о том, что с рождением Христа водворился мир на земле и в людях благоволение.

Как же грешный мир принял эту радостную весть о рождении Христа?

Языческий мир в лице жестокого Ирода встретил эту весть страшным кровопролитием. Узнав от волхвов о рождении в Вифлееме Царя Иудейского, Ирод решил погубить Его и приказал в Вифлееме и его окрестностях перебить всех детей мужского пола в возрасте от двух лет и ниже.

Спасая жизнь Младенца Иисуса от преследований Ирода, Пресвятая Дева Мария и праведный Иосиф вынуждены были бежать в Египет.

Из евангельской истории нам известно, что еврейский народ, руководимый книжниками и фарисеями, не принял Христа, не уверовал в Него. Мало того, первосвященники иудейские, книжники и фарисеи с затаенной ненавистью искали случая, чтобы погубить Христа, и они достигли своей цели – распяли Его на Кресте.

Жестоким преследованиям и гонениям подверглись и ученики Христа со стороны неверующих евреев и язычников. Посылая Своих учеников на проповедь, Христос прямо им говорит: «Не думайте, что Я пришел принести мир на землю; не мир пришел Я принести, но меч, ибо Я пришел разделить человека с отцом его, и дочь с матерью ее, и невестку со свекровью ее. И враги человеку – домашние его» (Мф.10:34–36).

Насколько велика была непримиримая вражда между людьми за имя Христово об этом Сам Он так говорит Своим ученикам:«Предаст же брат брата на смерть, и отец – сына; и восстанут дети на родителей, и умертвят их; и будете ненавидимы всеми за имя Мое» (Мф.10:21–22).

И это предсказание Христа, как свидетельствует история христианства первых веков, полностью исполнилось. За проповедь Евангелия все апостолы подверглись преследованиям и гонениям от неверующих евреев и язычников, и все они кончили свою жизнь мученической смертью.

Три столетия продолжались страшные гонения на христиан со стороны языческих императоров, триста лет лилась невинная кровь христианских мучеников. И врагами были человеку домашние его. Диоскор, например, сам обезглавил свою единственную, горячо любимую дочь, великомученицу Варвару, за ее веру во Христа. Жестокий гонитель христиан Диоклетиан свою жену, тайную христианку царицу Александру, приговорил к смертной казни.

Где же причина такой страшной сатанинской ненависти, такой непримиримой вражды ко Христу и Его последователям со стороны неверующих евреев и язычников? Христос объясняет Своим ученикам: «Если бы вы были от мира, то мир любил бы свое; а как вы не от мира, но Я избрал вас от мира, потому ненавидит вас мир» (Ин.15:19). Таким образом, указав ученикам причину, Христос вместе с тем дает им понять всю неизбежность для них лишений и страданий за имя Его.

В прощальной беседе с учениками Христос так сказал о Своем благодатном мире: «Мир оставляю вам, мир Мой даю вам; не так, как мир дает, Я даю вам. Да не смущается сердце ваше и да не устрашается» (Ин.14:27).

Под действием благодатного мира Христова истинно верующие во Христа без всякого смущения и страха переносили, и будут переносить всевозможные лишения, преследования и даже смерть за имя Христово.

Да не смущается и ваше сердце и да не устрашается, но да возрадуется о рождении Христа, ибо для всех нас родился Спаситель мира.

Род же Его кто исповесть?

Ис.53:8

В наш век неверия и скептицизма счастлив тот, кто может вполне сознательно и с полным убеждением сказать: Велик Бог христианский, велика и «победившая мир вера наша» (1Ин.5:4)».

Как гранитная скала, несокрушимо стоит Церковь Божия, построенная на твердом камне исповедания Христа Сыном Божиим, «и врата ада не одолеют ее» (Мф.16:18).

Проходят века, в общем потоке истории одно поколение сменяется другим, перекраивается карта земного шара, старая культура уступает место новой, до неузнаваемости меняется лицо цивилизованного мира, научные достижения в области физики, химии, техники, авиации опережают друг друга – все проходит, все изменяется, а жизненные принципы Христова учения остаются все те же: идеал Богочеловека еще никем не достигнут, никем не превзойден.

Ни позитивная философия, ни точная наука, ни предвзятый тенденциозный критицизм – ничто не может поколебать ни одной христианской истины.

Огромное значение и животворно созидательное влияние христианской религии на индивидуальную, семейную, общественную и политическую жизнь народов на протяжении столетий остается могучим неопровержимым историческим доказательством истинности Христовой веры: «Аз есмь путь и истина и живот» (Ин.14:6).

Пророческим взором предвидел ветхозаветный евангелист пророк Исаия грядущего в мир Спасителя и, преклоняясь и благоговея перед Его Божеским достоинством, восклицал: «Род же Его кто исповесть Кто может постигнуть предвечное рождение Сына Божия от Бога Отца? Никто. «Никтоже знает Сына, токмо Отец: ни Отца кто знает, токмо Сын, и емуже аще волит Сын открыти» (Мф.11:27).

Но вот настало время, и непостижимый Единородный Сын Божий сошел с неба на землю, не возгнушался девического чрева, родился от Пресвятой Девы Марии и, как человек, вошел в плотское родство с потомством Давида, с потомством Авраама.

Повествуя об этом величайшем историческом событии, евангелист Матфей начинает свое Благовествование с родословия Иисуса Христа: «Родословие Иисуса Христа, Сына Давидова, Сына Авраамова» (Мф.1:1).

Вот оно – первое достоверное свидетельство об исторической личности Христа. Не прошло и восьми лет от Вознесения Господня на небо, как евангелист Матфей написал свое Евангелие для евреев на еврейском языке. Читатели Евангелия, современники Спасителя, сами были очевидцами Его бесчисленных чудес, сами слушали Его учение о Царстве Божием, были свидетелями Его славного Воскресения из мертвых. И теперь на страницах Евангелия Матфея перед их духовным взором вновь проходила вся земная жизнь Спасителя мира от Его рождения до Вознесения на небо.

Верующие из иудеев знали, что Аврааму и Давиду дано было обетование Божие о рождении от их семени Христа Спасителя. Знали они и о том, что, по предсказанию пророка Михея, Христос должен родиться в Вифлееме Иудейском. Читая подобное родословие Иисуса Христа, они убеждались в том, что Он есть истинный Мессия, Который пришел в мир спасти грешных.

Так утверждалась вера в Сына Божия, сделавшегося Сыном человеческим ради спасения рода человеческого.

Итак, для верующих во Христа евреев Его родословная, доведенная евангелистом Матфеем до Авраама через Давида, служила неопровержимым доказательством того, что Он есть истинный, пророками предсказанный Мессия.

Но для людей неверующих та же самая родословная была камнем преткновения и соблазнов как при жизни Христа, так и в последующие века после Его Вознесения. «Не Иисус ли это, сын Иосифов, Которого отца и Матъ мы знаем? Как же говорит Он: Я сшел с небес?» (Ин.6:42) Так рассуждали неверующие иудеи еще при жизни Христа.

Его плотское происхождение для неверующих было предметом пререканий. И это не случайно. Так и должно было быть во исполнение пророчества праведного Симеона Богоприимца о Христе. «Се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий» (Лк.2:34), – вдохновенно сказал праведный старец, держа в руках Божественного Младенца. Так и случилось.

История христианской Церкви на всем ее протяжении есть история непрерывной борьбы веры с неверием.

Еще при жизни Иисуса Христа Его Крестные страдания для евреев были соблазном, для эллинов безумием. И только для избранных они были источником спасительной силы и Божией премудростью.

В 1–м Послании к Коринфянам святой апостол Павел так говорит: «Мы проповедуем Христа распятого, для Иудеев соблазн, а для Еллинов безумие, для самих же призванных, Иудеев и Еллинов, Христа, Божию силу и Божию премудрость» (1Кор.1:23–24).

Из Книги Деяний Апостольских мы узнаем, что апостола Павла за проповедь Евангелия язычники считали язвою общества, возбудителем мятежа между Иудеями, живущими по вселенной, и представителем Назорейской ереси (Деян.24:5). И это потому, что, по словам того же апостола Павла, «душевный человек не принимает того, что от Духа Божия, потому что он почитает это безумием; и не может разуметь, потому что о сем надобно судить духовно» (1Кор.2:14).

Эта истина остается во всей своей силе и до настоящих дней и в переживаемое нами время для всех очевидна и несомненна: не могут и не хотят о духовном судить духовно, потому и не разумеют и не верят.

Вера во Христа может утрачиваться по разным причинам, за которые нельзя ни порицать, ни осуждать неверующих людей, – их можно только пожалеть ввиду их слабой греховной природы и духовной немощи.

Об одном всем нам необходимо помнить, что привычка во всем сомневаться легко может перейти в неверие. Поэтому мы должны заботиться о том, чтобы нечестие не ослепляло наших духовных очей и не скрывало от наших взоров Божественный образ Спасителя мира.

Глас в Раме слышен, плач и рыдание и вопль великий; Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться, ибо их нет.

Мф.2:18

Страшный стон стоит над Вифлеемом и его окрестностями: отовсюду несутся душу раздирающие крики, непрерывный вопль матерей оглашает воздух. Обезумевшие от страха и кровавого ужаса лица, окровавленные руки, растрепанные волосы, изорванные в неравной борьбе за жизнь детей одежды, – весь Вифлеем в смятении, все улицы его и окрестные селения залиты кровью. Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться, ибо их нет.

Что же случилось? Жестокий тиран Ирод издал приказ перебить в Вифлееме и его окрестностях всех детей мужского пола в возрасте от двух лет и ниже.

Сотни вооруженных палачей окружили Вифлеем и его предместья. Четырнадцать тысяч детей умерли первыми мучениками за родившегося Христа. Своею невинною кровью напоили они землю, своими маленькими телами устлали все площади, улицы и переулки.

Можно ли представить, что пережили несчастные матери убитых детей? В общем смятении одна сцена ужасней другой проходила перед глазами зрителя.

Вот палач, поспешно вытирая кинжал, обагренный только что пролитой, еще теплой детской кровью, набрасывается на мать с ребенком на руках. Защищая сына, мать подставляет свое тело под удар кинжала и, пронзенная, падает на землю вместе с ребенком: умерла, вместе с ним умерла, но не выпустила его из своих объятий.

А там, неподалеку, идет ожесточенная борьба озверевшего воина с матерью за жизнь совсем еще маленького грудного младенца. Убийца уже замахнулся на него кинжалом. Обезумевшая мать одной рукой хватается за острое лезвие кинжала, а другой – поднимает сына вверх, насколько было возможно... Один момент – и кинжал с силой вырывается из ее рук, а бездыханное тело младенца уже лежит у ее ног...

Повисла окровавленная рука матери, потемнело в ее глазах, и без чувств падает она на теплый труп своего единственного сына.

А вот и еще страшная трогательная картина: молодая мать с двумя детьми каким–то чудом вырвалась из окружения палачей и быстро побежала, унося с собой детей. Один из палачей заметил ее и погнался за ней. Он уже настигает ее. В ужасе мать бросается на землю, подбирает детей под себя, закрывает их своим телом и с замиранием сердца ждет рокового конца и себе, и детям... Ждать недолго пришлось: один сильный удар – и сразу три трупа...

Такие и им подобные тяжелые сцены можно было наблюдать и в Вифлееме, и в ближайших к нему селениях, в том числе и в Раме, где была могила любимой жены Иакова Рахили.

Пророк Иеремия видел, как скорбели матери о детях, которых вавилоняне уводили в плен из селения Рамы. Их скорбь он изобразил под видом плача Рахили о детях. Это событие в свою очередь было прообразом избиения Вифлеемских младенцев. Поэтому евангелист Матфей и ссылается на пророчество Иеремии, когда говорит: «Глас в Раме слышен, плач и рыдание и вопль великий; Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться, ибо их нет» (Мф.2:18, Иер.31:15).

Но не напрасна была эта великая жертва малолетних детей. Спасительна она была и для отцов и матерей. Дети умерли за новорожденного Христа. За Него же пережили тяжелую скорбь и родители их.

А где же родившийся младенец Иисус? Его уже нет в яслях Вифлеемского вертепа. Нет Его и в Вифлееме. Спасая Его жизнь от преследований Ирода, праведный Иосиф взял Его и Его Пречистую Мать, ночью вышел из Вифлеема и направился в Египет.

Сохранилось предание о том, как по дороге в Египет, в глухой пустыне, на Святых путников напали разбойники и хотели отнять у них осла. Но один из разбойников так был поражен неземной красотой Младенца Иисуса, что не позволил своим товарищам обижать Святое Семейство.

Тогда Матерь Божия, обращаясь к благоразумному разбойнику, сказала: «Верь, что этот Младенец не забудет твоего благодеяния и воздаст тебе за то, что ты сохранил Его жизнь».

И действительно, Христос не забыл этого разбойника. Он вспомнил о нем на Кресте, на Голгофе они вновь встретились. «Помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое!» – сказал разбойник Христу и получил от Него ответ: «Ныне же будешь со Мною в раю» (Лк.23:42–43).

Вместе с благоразумным разбойником воззовем и мы к родившемуся Сыну Божию: «Помяни и нас, Господи, во Царствии Твоем».


Источник: Серафим (Шарапов), епископ. Войдите в радость Господа: Праздники церковного года – М.: Издательство Московской Патриархии Русской Православной Церкви, 2013. – 128 с. – (Православие в жизни).

Комментарии для сайта Cackle