О восьмой заповеди Закона Божия
8. Не укради. Не воруй.
Восьмою заповедью Господь Бог запрещает кражу, то есть присвоение каким бы то ни было образом того, что принадлежит другим.
Виды кражи очень разнообразны:
1. Воровство, т. е. похищение чужой вещи.
2. Грабительство, т. е. отнятие чужой вещи насилием.
3. Святотатство, т. е. присвоение того, что освящено принадлежностью Церкви.
4. Мздоимство или взятничество, т. е. когда берут незаконно дары с людей, которым по своей должности обязаны сделать просимое безвозмездно (бесплатно).
5. Тунеядство, т. е. когда получают жалование за должность или плату за работу, но должности и работы не исполняют.
6. Лихоимство, т. е. когда берут за что-либо с нуждающихся большие деньги, пользуясь чужою бедою.
7. Обман, т. е. присвоение чужой вещи хитростью. Например: когда уклоняются от платежа долга; утаивают найденное, не разыскивая хозяина вещи или денег; обмеривают или обвешивают при продаже; удерживают плату рабочему и т. п.; а также, когда дети ленятся учиться, между тем как их родители и общество тратят на них средства, а учителя свой труд.
Запрещая все виды отнятия собственности у ближнего, эта заповедь повелевает нам быть бескорыстными (не жадными), честными, трудолюбивыми, милосердными и правдивыми. Чтобы не грешить против этой заповеди, нужно любить другого, как самого себя, и не делать другим, чего сам себе не желаешь.
Самая же высшая добродетель, внушаемая восьмою заповедью, это совершенное нестяжание, то есть отречение от всякой собственности. Но к этой добродетели Господь не обязывает всех, а предлагает ее только тем, которые желают достигнуть высшего нравственного совершенства: «если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах» (Мф.19:21).
Такому Евангельскому совету следовали многие подвижники, например св. Антоний Великий, преподобный Павел Фивейский, святитель Николай чудотворец и многие другие.