Библиотеке требуются волонтёры

митрополит Сильвестр (Косов)

(1607–13.04.1657)
митрополит Сильвестр (Косов)
митрополит Сильвестр (Косов)

Биография

Стефан Косов родился в семье западнорусских дворян (шляхтичей), относящихся к фамильному гербу Корчак, в родовом имении Жаробичи Витебского воеводства. Территориальные владения рода Косовых были очень обширны: земли и деревни Язвина, Светцы, Волков, Юдзин, Жаробичи, а также дома непосредственно в самом Витебске.

Начальное образование получил в Виленской братской школе, где среди его учителей были преподобный Леонтий (Карпович), а также Мелетий (Смотрицкий). Продолжил обучение в Замойской академии на факультете философии, а также в немецком Ингольштадте. По возвращении в западнорусские земли молодой шляхтич Стефан, игнорируя светскую службу, принимает решение посвятить себя служению Православной Церкви в монашеском чине.

Монашеский постриг с наречением имени Сильвестр состоялся в Виленском монастыре. Будучи молодым монахом, преподавал в Виленской братской школе, а с 1631 г. – во Львовской братской школе. В этот период Сильвестр (Косов) вместе с Исаией (Трофимовичем-Козловским) участвует в развитии и реформировании православного духовного образования.

Деятельность монашествующих заметил архимандрит Петр (Могила), который 15 июня 1631 г. пригласил талантливого молодого учителя Сильвестра (Косова) на должность профессора – преподавателя риторики и философии в Киевской школе. В 1633 г. после объединения Лаврской школы с Братской мон. Сильвестр становится префектом нового коллегиума, параллельно продолжая преподавать философию и риторику.

Сильвестр (Косов) подчеркивал необходимость активного развития научной богословской деятельности: «Чтобы нашу бедную Русь не называли глупой Русью». Находясь на должности префекта, мон. Сильвестр формирует первую русскую образовательную программу по изучению философии: «первая в нашем Отечестве философская система, читанная Сильвестром Косовым».

В этот период ведет активную антиуниатскую деятельность. Защищая святость православных святых, пишет «Патерик Печерский», что в дальнейшем способствовало прославлению новых имен печерских монахов – канонизация произошла на архиерейском Соборе в Киеве в 1643 г. В полемических целях против иезуитов и униатов в 1635 г. пишет трактат «Апология школам киевским», где описывает догматические отличия православия от протестантских деноминаций, а также подчеркивает необходимость наук, которые изучались в киевской коллегии.

В августе 1635 г. Сильвестр (Косов) возведен в сан епископа Полоцкого, Витебского, Могилевского, Мстиславского и Оршанского. На момент возведения в епископский сан Сильвестру (Косову) было только 28 лет.

В 1637 г. еп. Сильвестр издает первый русский катехизис, посвященный вопросам сакраментологии, «Дидаскалия». Катехизис стал важным догматическим материалом для православного духовенства на западнорусских землях, что отразилось в неоднократных переизданиях трактата (1653 г., 1657 г., 1716 г.). В 1636 г. еп. Сильвестр заложил храм в честь Рождества Богородицы в Могилевском Братском Богоявленском монастыре. Уделял особое внимание катехизации, читал образовательные лекции православным священникам. В то же время находился в постоянной конфронтации с униатской иерархией. Игнорировал личные запреты короля на проведение православного богослужения в Витебске и Полоцке, за что регулярно подвергался многочисленным штрафам и судебным тяжбам.

В 1647 г. православным духовенством и русской шляхтой единогласно избран митрополитом Киевским. Смог вернуть отобранные униатами Луцкую, Холмскую и Витебскую епархии.

В 1649 г. по благословению митр. Сильвестра в Москву направлены богословы Епифаний Славинецкий, Арсений Сатоновский и др., что поспособствовало началу развития научно-богословской деятельности в Московском государстве.

На сейме 1650 г. в Варшаве митр. Сильвестр решительно отверг предложения признать католические богословские воззрения. Несмотря на гнев короля Яна II Казимира, митр. Сильвестр смог добится возвращения Лещинского монастыря. В перписке называл себя «российского роду». Будучи митрополитом жил в бедности.

При взятие Киева в 1651 г. литовскими войскам способствовал сохранению жизни и эвакуации мирных жителей. При этом сам с духовенством остался в пустом городе в надежде сохранить монастыри и храмы, терпя от поляков «великую шкоду». В последние годы своей жизни сблизился с царем Алексеем Михайловичем.

После преставления митрополита Сильвестра прославляли за «доброту, мудрость и терпение». Он с христианским достоинством пронес свой крест в сложной эпохе XVII в., невзирая на многочисленную клевету, от которой митрополита часто защищал гетман Богдан Хмельницкий.

Архипастырь, богослов, полемист, педагог преставился 13 апреля 1657 г. и был похоронен в Софийском соборе. Склеп с его прахом был найден во время раскопок 1936 года у алтаря архангела Михаила. Митрополит Сильвестр (Косов) оставил после себя обширное наследие: своих учеников и литературные богословские труды, направленные на развитие православного богословия и защиту православной Церкви на западнорусских землях.